Метроритм: работа на уроках сольфеджио
В системе развития музыкальных способностей детей на уроках сольфеджио метроритм имеет особое значение, ведь метроритм - это временная организация музыки, тогда как сама музыка - один из видов временных искусств.
Развивать чувство метра в детях - значит формировать в их мышлении собственный метроном, свои внутренние "часики", которые и будут отсчитывать музыкальное время. Воспитывая чувство метра, важно, чтобы ребенок мог не только воспринимать, определять метрическую пульсацию на слух, но и умел сам "держать темп" в исполняемом им произведении. Важно отметить: ритм является важной составляющей музыкального синтаксиса - членения музыкального произведения на обособленные по смыслу построения (мотивы, фразы, предложения и т.д.). А это означает, что в заданиях на развитие чувства метроритма стоит не только добиваться четкого исполнения ритмического рисунка, но и ориентироваться на его формообразующую роль.
Работа над метроритмом имеет и другой аспект: формирование навыка беглого чтения с листа. При работе с незнакомым музыкальным текстом учащиеся обращают внимание и на звуковысотный, и на метроритмический план его организации. Педагогически целесообразно выделить и решить задачу, связанную с отработкой метроритмических приемов, так как их легче типизировать. Это позволит решить и проблемы психологического свойства - боязнь “черного” текста со сложно организованными длительностями. В связи с этим, важным этапом работы является освоение разнообразных ритмических рисунков, правил группировки, традиционных и нестандартных форм записи текста. Параллельно должны решаться навыки координации рук. Свобода при чтении ритмического рисунка значительно упрощает процесс освоения незнакомого нотного текста и позволяет сосредоточить внимание ученика на выразительности музыкального произведения.
Одной из составляющих грамотности юного музыканта является умение записать услышанное (или сочиненное). Формированию этого навыка служат различные формы диктанта. В изучение метроритма входят такие элементы музыкальной речи, как музыкальный размер (цифровое выражение метрической пульсации), такт (временная единица от одной сильной доли до другой) и темп (частота пульсации метрических долей). Обращая внимание детей на темп, размер и ритм необходимо показывать их роль в создании характера произведения, музыкального образа. Важно формировать у детей осознанное отношение к исполняемому или звучащему произведению Учащиеся, имеющие подобные аналитические навыки, в своей музыкальной практике будут более тонко и точно подходить к выбору темпа, исполнительского штриха и т.д.
Подведем итог: развитие чувства метроритма имеет следующие аспекты:
1) воспитание внутреннего “метронома” юного музыканта;
2) навыки синтаксического разбора (расстановка цезур);
3) навыки свободного чтения ритмических рисунков и координация рук;
4) навыки записи услышанного (или сочиненного);
5) аналитические навыки.
Практические задания
Приведу некоторые формы работы с учащимися.
1. Наиболее универсальной, на мой взгляд, для воспитания чувства музыкального времени является работа в едином метрическом пространстве, в режиме “реального времени”. Поясню: дается временной отсчет (пустой такт), и вся группа начинает отмечать метрическую пульсацию. На фоне этого совместного “метронома” возможны различные виды деятельности, например:
3.1. Пение “по цепочке” домашних номеров (пение друг за другом по фразам) или пение поочередно то вслух, то про себя. Здесь важно выдержать единый темп без остановок – поправок. Если качество пения недостаточное, необходимо разобрать сложные места и пропеть номер несколько раз по кругу.
3.2.
Проработка ритмических
групп на одну метрическую долю
(на “ ” в размерах 2/4, ѕ, 4/4) и один такт в размере 3/8. Здесь
преподавателю удобно иметь карточки с образцами ритмических групп. Важно не
останавливать “метроном”, а набор карточек и быстроту их смены регулировать в
зависимости от подготовленности групп. Отмечу: это упражнение незаменимо и при
формировании навыка беглого чтения с листа.
3.3. Игра в ритмическое “эхо”: ведущий (преподаватель или ученик) прохлопывает ритмический рисунок на 1 такт или 2 , а группа повторяет этот ритм со следующего такта (совместный “метроном” при этом не должен сбиваться или останавливаться). Должна признать: в эту игру с удовольствием играют как младшие школьники, так и старшие, с легкостью знакомясь со “сложными” ритмами. По этой же схеме возможны ритмические импровизации учащихся: каждый из ребят по цепочке прохлопывает свой ритм на отведенное количество долей.
3.4. Пение поочередно вслух и “про себя”: это упражнение известно давно, но, на мой взгляд, весьма эффективно.
2. Формы работы с нотным текстом:
3.1.
а) зрительно
“прочитать” нотный текст;
б) попытаться определить характер и возможные жанровые
признаки произведения, сопоставив темп, размер, ритм и лад;
в) прослушать и сравнить свои представления со звучащим
3.2.
а) зрительно
“прочитать” нотный текст;
б) проговорить ритм на любой слог с тактированием;
в) прослушать;
г) просольфеджировать (просольмизировать).
3.3.
а) зрительно
“прочитать” нотный текст;
б) разметить цезуры, “проговорив” про себя ритм;
в) проанализировать структуру, ритмическое членение фраз;
г) прослушать, по необходимости исправить.
3.4.
Зрительно “прочитать”
нотный текст:
б) разметить цезуры, “проговорив” про себя ритм;
в) исполнить как двухручную ритмическую партитуру
а) зрительно “прочитать” нотный текст;
б) разметить цезуры, “проговорив” про себя ритм;
в) проанализировать гармонию, типы каденций;
г) выписать гармоническую схему потактово с указанием размера;
д) прослушать;
е) сыграть гармоническую схему в ритме
3. А вот некоторые задания к звучащим произведениям:
3.1. Отметить при повторном прослушивании метрическую пульсацию (или только сильные доли).
3.2. Проанализировать структуру;
3.3. Определить размер, темп, ритмические особенности и другие выразительные средства;
3.4. Определить характер и возможные жанровые признаки;
3.5. Записать как мелодический или ритмический диктант.
В данном случае не обязательно прорабатывать все пункты. Можно выбрать лишь некоторые, актуальные для данной группы.
4. Приведу некоторые упражнения для формирования навыка записи услышанного:
4.1.
а) выучить наизусть;
б) записать по памяти все или
только ритм (приложение 2, № 2, 6, 7).
4.2.
а) разделить на доли;
б) проговорить ритм (или
просольмизировать) с тактированием
4.3. Записать в инструментальной группировке
5. Некоторые формы письменных заданий (образцы):
5.1. Расставить тактовые черты;
5.2. Записать в инструментальной группировке;
5.3. Вписать недостающие паузы;
5.4. Разметить длительности в тактах, разделенных на доли.
Безусловно, существует большое разнообразие форм работ по развитию метроритмических навыков, и у каждого преподавателя – теоретика есть свои находки в системе подачи знаний.
Однако в развитии метроритмических навыков для меня приоритетным является развитие чувства “музыкального времени” - развёртывания ритма в музыкальном временном процессе, которое способствует формированию гибкого мышления и стимулирует творческие процессы юных музыкантов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.