Статья на тему: «Экологическое образование»
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять три "стратегические" задачи:
-убеждать учащихся в необходимости охраны окружающей среды.
-вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.
-привлекать всех участников образовательного процесса к решению экологических проблем села, школы.
В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе у меня сложилась своя система работы по достижению поставленных задач, через следующие направления деятельности:
-учебная деятельность на уроках биологии и экологии,
-внеклассная работа с учащимися, дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предмету,
-воспитательная работа с классом.
Изучение биологии и экологии возможно лишь при использовании активных форм обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся являются рефераты, посвященные экологической тематике: «Влияние деятельности человека на многообразие видов», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкальского края», «Проблема загрязнения реки Иля» и т.д. Такие устные журналы как «Человек и природа» способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного - следственного мышления.
На уроках применяю активные формы: урок – исследование «Лаборатория эколога». Урок может быть проведен при изучении курсов «Общая биология» и «Экология». Учащиеся с удовольствием выступают в роли экологов и получают практические знания по проведению исследования. Урок - диспут «Проблема рационального использования видов и сохранение их многообразия», данный урок провожу в 11 классе при изучении темы «Антропогенные факторы». В ходе урока учащиеся знакомятся с глобальными и региональными воздействиями антропогенных факторов на окружающую среду. Урок - дискуссия по проблемам окружающей среды. В своей работе использую деловые игры – «Царь ли природы человек?», «Время собирать камни», которые формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.
Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Экскурсии в Краеведческий музей, ботанический сад г. Чита, музей природы п. Агинское - теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым.
Внеклассная работа включает организацию кружков, факультативов, дополнительные занятия с учениками, проявляющими особый интерес к предметам биологии и экологии. Разработана программа кружка «Юный эколог» для учащихся 5-6 классов, «Экология растений, животных» для учащихся 7-го класса, «Экология человека» для учащихся 8-го класса, «Экология села Узон» для учащихся 9-го класса. Цель данных кружков - воспитание у учащихся экологической культуры на основе формирования системы экологических знаний и умений. Для учащихся старшей ступени разработан факультатив «За страницами школьного учебника», который формирует общенаучную биологическую картину мира, посредством расширения кругозора учащихся, закрепления, совершенствования и углубления биологических и экологических знаний, практических умений и навыков.
С первых дней моей педагогической деятельности пыталась найти такую форму экологической работы со школьниками, которая бы объединяла всех учеников, не равнодушных к проблемам взаимоотношений человека и природы, стремлением помочь решению этих проблем. Так родилась идея создания школьного научного общества «Экос», которое начало свою работу в 2001 - 2002 учебном году.
Его структура, учитывающая особенности работы по разным направлениям и с разновозрастными группами школьников:
Юные исследователи природы (для учащихся 5-6 класса).
Исследователи окружающей среды (для учащихся 7-8 класса).
Исследователи и аналитики экологических проблем (для учащихся 9-11 класс).
Результатами работы научного общества явилось определение экологического состояния микрорайона школы и подготовка рекомендаций для общественности.
Вместе с учащимися, проявляющими особый интерес к биологии и экологии, были проведены индивидуальные исследования:
«Оценка жизненного состояния древостоя и загрязнения воздуха детского сада «Радуга»». Данная работа получила диплом ІІ степени на районной научно-практической конференции, диплом ІІI степени на окружной НПК «Шаг в будущее» «Юниор» 2002г.
«Комплексная оценка экологического состояния участка реки Иля», работа получила диплом II степени на районной НПК, диплом III степени на окружной НПК «Шаг в будущее»2003г.. «Парк детского сада «Радуга», как фактор, влияющий на гармоничное развитие и здоровье ребенка»- диплом I степени РНПК 2004г; «Биологические и социальные основы толерантности бурятского народа»- диплом I степени РНПК 2004 ; «Конституция человека и её влияние на здоровье» диплом III степени РНПК, диплом I степени ОНПК «Шаг в будущее» 2005г; «Есть ли польза от курения?», «Дерматоглифические особенности пальцевых узоров», «Проявление аллергического ринита», «Мусорный ветер- результат деятельности человека», «Биоиндикация парка Победы», «Мой школьный двор», «Преобразование учебно- опытного участка», «Нет в целом мире лучше края», «Имя в судьбе человека», «Исследование феномена «черемуховых холодов» и «бабьего лета»» и т.д. Все эти работы были представлены на районные, окружные, краевые научно – практические конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», «Шаги в науки», напечатаны в сборниках «Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио», «Алые паруса». Все удостоены дипломами, сертификатами.
Третье направление моей работы - воспитательная работа с классом. В основной школе активно использую технологию проектов. Разработанный с учащимися моего класса проект «Мой школьный двор» (2011 – 2016гг.), и реализуемый в настоящее время, имеет цель: научить детей видеть прекрасное вокруг себя, сохранять сокровища растительного мира посредством облагораживания территории своей родной школы и микрорайона - дает прекрасный результат: вокруг школы все лето чудесные цветники. Чтобы они росли и радовали глаз, учащиеся экологического лагеря на базе класса, где я являюсь классным руководителем, исследовали почву, наблюдали за температурным режимом, влажностью, ветром и другими климатическими факторами. За цветами ухаживают все участники образовательного процесса: учителя, дети в трудовом лагере, родители. По результатам деятельности школа награждена Почетными грамотами и Благодарственными письмами разного уровня и дипломом 2 степени в Конкурсном проекте «Лучшее подсобное хозяйство», где в частности рассматривались школьный двор, учебно- опытный участок-2013г.
В 2010 г. в окружном конкурсе проектов учебно-опытных площадок экологической направленности выиграли грант и диплом победителя.
Внеурочная проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся – готовит к осознанному выбору жизненного, профессионального пути.
Таким образом, результаты системной работы на уроках биологии и экологии и внеурочной деятельности учащихся отражены в диагностике «Самооценка уровня экологического поведения». Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
Интересуют ли тебя проблемы окружающей среды?
Приходилось ли тебе наносить вред природе и окружающей среде?
Приходилось ли тебе оказывать помощь природе и окружающей среде?
Готов ли ты к самостоятельной работе по охране окружающей среды?
Кто или что влияет на формирование твой экологической культуры?
Учитель биологии МБОУ «Узонская СОШ» Моритоева Г.Ц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.