Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
Багапова Ольга Ивановна учитель
Ковальчук Зиля Накибовна учитель
Буранкова Любовь Егоровна учитель
МБОУ «Камскополянская СОШ №1» пгт Камские Поляны, Республика Татарстан
Аннотация: в статье описывается понятие «функциональная грамотность» в канве современного образовательного процесса в начальной школе. Как утверждают авторы, в нашем современном мире понятие «функциональная грамотность» быстро влилось в обиход и является ключевым аспектом для развития конкурентноспособной личности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, личность, начальная школа, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность.
Век прогресса и нанотехнологий развитие всесторонне развитого человека является приоритетной задачей государства. Знание функциональной грамотности есть необходимость для успешной жизни в социуме, поэтому мы все чаще и чаще слышим этот термин. Под понятием «функциональная грамотность» подразумевается умение человека комфортно жить, работать и функционировать в современном мире.
Выходя из школы, ребенок окунается в мир с бесчисленным потоком информации, которая не вся пригодна для дальнейшего существования. Поэтому преподавателям общеобразовательных организаций необходимо как можно раньше познакомить детей с данной темой, так как она напрямую связана и с успешным обучением в школе. Для успешности обучения, задачей педагога является научить своего подопечного находить нужную для него информацию, выделить из нее самое главное,
1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
то есть отделить все нужное от ненужного, проверить факты, анализировать и, главное, применить на своем опыте в практической деятельности.
В начальной школе закладываются задатки функциональной грамотности. Читая учебники, задачи, ребенок учится выделять главное из целого, учиться находить ответ и способы решения, поставленным вопросам и заданиям. На первых ступенях обучения педагогом рассматриваются некоторые аспекты функциональной грамотности, такие как: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, которой дети обучаются уже с первого класса. Педагог обязан не только научить обучающихся читать текст, но и, главное, понимать его. В современном обществе умение читать становится обязательном условием успешности. Поэтому учителям начальных классов следует уделять внимание осознанности прочитанного текста учеником. Недаром в 9-х классах ввели собеседование, как обязательный элемент, где проверяется не только умение выразительного чтения, но и умение проанализировать и пересказать прочитанное.
Математическая грамотность – следующий вид функциональной грамотности младшего школьника, который определяет способность понимать роль вычислительных навыков в мире, и использовать математику так в бедующей жизни, чтобы она смогла удовлетворить его потребности, присущие думающему гражданину страны. Особое значение сейчас в образовательном процессе отводится на развитие логического мышления (логической грамотности), которая изучается на уроках математики.
На уроках окружающего мира педагоги по новым стандартам обучают учеников естественнонаучной грамотности, которая состоит из естественнонаучной и гуманитарной направленности. Поэтому уроки окружающего мира все чаще становятся интегрированными. На уроках отрабатываются навыки временных событий: сначала, далее, потом, в конце и т. д. На данных уроках ребята проходят материал о здоровом образе жизни, правилах поведения в обществе, узнают исторические события нашей страны, первые азы биологии и географии.
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
Учащиеся имеют возможность использовать дополнительную информацию, разработать и выполнить проект и презентовать его перед аудиторией.
Финансовая грамотность – необходимый аспект в современной жизни. В начальной школе учащиеся получают первые навыки и умения пользоваться финансами, ведущие к будущему благосостоянию их и успешности.
При выходе обучающегося из учебного заведения, государство ставит задачей видеть – функциональную грамотную личность, ориентирующуюся в мире и действующую в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.