Статья на тему: «Из опыта учителя технологии»
Плохой
учитель преподносит истину,
хороший, учит ее находить.
А. Дистервег
В чем заключается сущность работы учителя? Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного образования? Я часто задумываюсь над этими вопросами.
Профессия учителя является одной из наиболее древнейших профессий. Учителя появились еще задолго до того, как появилась педагогика как наука. Все известные философы были в свою очередь учителями, поэтому даже современный педагог должен осознавать философское начало своей профессии.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы. Когда-то Амонашвили сказал: «Личность воспитывается личностью». Исходя из этого высказывания лишь человек, обладающий всеми качествами личности, а именно способностью к самооценке, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, может создать из ребенка личность.
Современному учителю важно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. И чем отчетливее мы понимаем эту свою основную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляем своим ученикам. Мастерство учителя, на мой взгляд, должно выражаться, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
Каждый предмет, изучаемый в школе важен и нужен. Не исключение и предмет – технология. В современное время, когда у молодежи новые интересы и принципы, важно со школьной скамьи прививать им любовь и уважение к своему труду и труду окружающих. Именно поэтому на своих уроках технологии для девочек, я выделяю большое внимание подготовке к ним. Важно заинтересовать учащихся и сделать так, чтобы им стало интересно приготовить салат или тесто, научить их вязать, вышивать и шить.
Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии:
1. Технология личностно-ориентированного обучения
2. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, технологии диффиренцированного обучения, индивидуализации учебного процесса.
Задачи личностно-ориентированных технологий– формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование.
В конце года каждая ученица готовит проект по предмету, исследуя различные сферы деятельности человека.
Кроме образовательных технологий я демонстрирую личный опыт. Своим примером показываю важность ответственного отношения к работе и любви к ней.
На уроках технологии мы не только занимаемся домоводством, но и большое внимание уделяем школьному огороду. Так учащиеся в конце зимы самостоятельно сажают рассаду, ухаживают за ней. С приходом весны на школьном огороде разбиваются грядки для высадки рассады и посадки семян. Дети своими руками ухаживают за огородом: поливают, удаляют сорняки с грядок. Это способствует добросовестному отношению учащихся к природе, они узнают законы овощеводства и развивают свои навыки в данном направлении деятельности.
В течении лета, во время школьной практики, дети не бросают свои грядки, они уже понимают, что на них лежит ответственность за будущий урожай и с радостью приходят в огород и продолжают уход за растениями. Результатом трудов становится осенний сбор урожая. Все выращенное за это время попадает в школьную столовую и учащиеся, приходя на обед, видят результаты и важность своих трудов .
Таким образом, могу сказать, что мы развиваем в девочках трудолюбие, стремление стать хорошими хозяйками в будущем.
На уроках технологии ведется направление по профориентации. Мною разработаны внеклассные мероприятия: «Я и профессия моя», «Важная профессия – рабочая», «Мир профессий». Учащиеся с удовольствием принимают в них участие и определяют для себя будущую профессию.
Могу сказать, что в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю практике, развитию в учащихся трудолюбия и уважения к труду, стремление деятельно улучшать собственную жизнь и жизнь человечества в целом.
Автор статьи учитель технологии
МБОУ «Нововикринская СОШ»: Гусенова Зарема Гусеновна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.