«Методика обучения»
Содержание
Введение
Глава 1 Определение, формы, способы обучения
Глава 2 Методы обучения
Заключение
Список литературы
Введение
История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Совершалось оно через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых, совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.
Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленная цель может быть достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И, тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.
1 Определение обучения
Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразование в соответствии с поставленными целями.
Основу обучения составляют знания, умения и навыки.
*Знания – это отражение человеком объектной деятельности в форме фактов, представлений понятий и законов науки. Он представляет собой коллективный опыт человечества, результат познания объектной деятельности.
*Умения – Это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретённых навыков.
*Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющейся при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного упражнения.
Формы обучения
Форма обучения - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. По степени сложности формы обучения в педагогике подразделяются:
составные;
простые;
комплексные.
-Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер; трудовой десант; конференция; КВН.
-Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме. К ним относятся:
беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; диспут;
культпоход; шахматный турнир; и т.п.
-Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей;
дни посвященные выбранной профессии; недели театра, музыки, спорта; дни защиты детей; и т.д.
Способы обучения
По мере развития общества развивались способы обучения. К способам обучения можно отнести:
индивидуальное обучение;
индивидуально-групповой способ;
групповой способ;
коллективный способ.
-Индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально.
-Индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня.
В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава.
Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.
Метод обучения
Первое определение: «Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».
Второе
определение: «Метод обучения – это взаимосвязанная деятельность учителя и
учащихся способ упорядоченный, направленный на решение комплекса задач
учебного процесса».
В первом определении метод связывается с достижением цели обучения, во втором
он понимается шире – как комплекс задач учебного процесса.
Третье определение: «Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия».
В настоящее время в методах выделяют две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должны быть отражены единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.
Методы обучения по мнению знаменитых педагогов
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение работа с учебником, демонстрация картин и т.д;
-репродуктивный -воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму программирование;
-проблемное изложение изучаемого материала;
-частично-поисковый;
-исследовательский метод, когда учащимся даётся познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский методы обучения он подразделил на три группы:
-метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
-метод стимулирование и мотивации учебно-познавательной деятельности;
-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью;
И.Ю. Харламов выделил пять групп методов обучения
-метод устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, школьная лекция, объяснение, беседа; демонстрация и иллюстрация при устном изложении изучаемого материала;
-методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
-метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником и лабораторная работа;
-метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;
-метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся; устный опрос, выставление поурочного балла, контрольная работа, тестирование.
Дидактические исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Широкую извесность о педагогической науке получила классификация, предложенная И.Е. Петровским, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. Они считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся.
Классификация основных групп методов обучения.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную
характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
По источникам передачи и характеру восприятия
информации – система традиционных методов:
словесные (рассказ, беседа, объяснение и пр.);
наглядные (показ, демонстрация и пр.);
практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).
Словесный метод. Деятельность учителя состоит в том, что он передаёт сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова. Слово – это важный способ воздействия на учащегося.
Рассказ. Последовательное описание изложение учебного материала
Беседа. Метод обучения, с помощью которого учитель путём целенаправленной постановки вопроса мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию. Ценность этого метода в том, что учитель имеет возможность получить обратную связь об уровне развития больших групп учащихся за относительно короткое время.
Объяснение. Последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода.
Наглядный метод. Функция метода выполняется тогда, когда становиться основным источником знаний, приёмов практических действий, развивающего и воспитывающего воздействия на ученика.
Демонстрация — это показ различных наглядных пособий, таблиц, картин, схем, диапозитивов, а так же предметов, проведение опытов и тому подобное. Особенно часто этот метод применяется при повторении обобщении ранее изученного материала, а так же при изучении нового. Большую роль играют при демонстрации словесные пояснения. Метод иллюстрации используются на всех предметах — это различные муляжи, макеты, фрагменты фильмов, отрывки литературных и музыкальных произведений, карты, графики и прочее. Благодаря тому, что техническое оснащение многих учебных заведений возросло, появилась возможность использовать на уроках проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры и другую видеотехнику, видеометод выделился в самостоятельный метод из большой группы «наглядные методы обучения». Сюда же относится и работа с книгой и другими печатными источниками. Метод включает такие приемы, как конспектирование, цитирование, составление плана, аннотирование, рецензирование, составление справки и т. д.
Практические
методы применяются в обучении для познания
реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого
используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка
задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование
результатов, выявление и анализ ошибок. Практические методы применяются
совместно с наглядными и словесными. Из общего числа практических методов по
своей структуре выделяются следующие: метод упражнений, метод лабораторных
работ, метод практических работ, метод игры.
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод частично-поисковый, исследовательский метод.
объяснительно-иллюстративный метод Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.) и т.д.
Репродуктивный метод обучения – воспроизведение по образцу и повторение способа деятельности и сообщенных знаний. Педагог дает задание, а обучающийся их выполняет – решает сходные задачи, составляет планы, воспроизводит физические или химические опыты.
частично-поисковый метод. При котором учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы.
Исследовательский метод - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательной и практической задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Заключение
Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Выбор методов обучения зависит от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; от цели, задач и содержания материала конкретного урока; от времени, отведенного на изучение того или иного материала; от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей; от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития) и других факторов. Приложения к лек
Список литературы:
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - Спбю: Питер.,2000г - 325с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,2002г – 450с.
Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие.2008г – 450с
Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993г – 200с.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1999г – 325с.
Педагогика: Конспект лекция М.Б.Кановская,2010г.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер., 2005г – 255с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.