Статья на тему: "Методика обучения детей с неординарным мышлением "
Оценка 4.8

Статья на тему: "Методика обучения детей с неординарным мышлением "

Оценка 4.8
docx
08.09.2024
Статья на тему: "Методика обучения детей с неординарным мышлением "
методика.docx

 

 

 

 

 

 

 «Методика обучения»

 

Содержание

Введение

Глава 1 Определение, формы, способы  обучения

Глава 2 Методы обучения

Заключение

Список  литературы

 

 

Введение

История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Совершалось оно через практику, наглядность, слово. Подражая взрослым, наблюдая и повторяя действия взрослых, совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.

 

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленная цель  может быть достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И, тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности.

 

1 Определение обучения

      Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков,  развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление  навыков самообразование в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения и навыки.

*Знания – это отражение человеком объектной деятельности в форме фактов, представлений понятий и законов науки. Он представляет собой коллективный опыт человечества, результат познания объектной деятельности.

*Умения – Это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретённых навыков.

*Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющейся при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного упражнения.

 

Формы обучения

     Форма обучения - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. По степени сложности формы обучения в педагогике  подразделяются:

составные;

простые;

комплексные.

-Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер; трудовой десант; конференция; КВН.

-Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме. К ним относятся:

беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; диспут;

культпоход; шахматный турнир;  и т.п.

-Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей;

дни  посвященные выбранной профессии; недели театра, музыки, спорта; дни защиты детей; и т.д.

 

 Способы обучения

      По мере развития общества  развивались способы обучения. К способам обучения можно отнести:

индивидуальное обучение;

индивидуально-групповой способ;

 групповой способ;

коллективный способ.

-Индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально.

-Индивидуально-групповой способ. Учитель занимался с группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер, так как дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно, поочередно спрашивая у каждого ученика пройденный материал, объясняя новое, давая индивидуальное задание. В это время остальные занимались своими заданиями. При такой организации обучения дети могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, а ходить на занятия в разное время дня.

 

   В начале нашего столетия в России появился еще один способ обучения, который впоследствии был назван коллективным способом обучения. Основой новой формы явилась методика работы учащихся друг с другом. В ходе обучения учащиеся учили друг друга в парах в процессе так называемого организованного диалога. Состав пар постоянно менялся, и поэтому они получили название пар сменного состава.

Учащиеся, изучив различные темы, объясняли их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и расписания. Результаты обучения были поразительны - учащиеся за один год усваивали материал трех-четырех лет обучения.

 

 Метод обучения  

     Первое определение: «Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта».

     Второе определение: «Метод обучения – это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся способ упорядоченный, направленный на решение комплекса задач  учебного процесса».
В первом определении метод связывается с достижением цели обучения, во втором он понимается шире – как комплекс задач учебного процесса.

     Третье определение: «Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия».

     В настоящее время в методах выделяют две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должны быть отражены единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.

 

Методы обучения по мнению знаменитых педагогов

     И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение работа с учебником, демонстрация картин и т.д;

-репродуктивный -воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму программирование;

-проблемное изложение изучаемого материала;

-частично-поисковый;

-исследовательский метод, когда учащимся даётся познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

 

Ю.К. Бабанский  методы обучения он подразделил на три группы:

-метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

-метод стимулирование и мотивации учебно-познавательной деятельности;

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью;

 

И.Ю. Харламов выделил пять групп методов обучения

-метод устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, школьная лекция, объяснение, беседа; демонстрация и иллюстрация при устном изложении изучаемого материала;

-методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

-метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником и лабораторная  работа;

-метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;

-метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся; устный опрос, выставление поурочного балла, контрольная работа, тестирование.

 

Дидактические исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Широкую извесность о педагогической науке получила классификация, предложенная И.Е. Петровским, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. Они считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся.

 

 Классификация основных групп методов обучения.

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
 По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов:  

словесные (рассказ, беседа, объяснение и пр.);

наглядные (показ, демонстрация и пр.);  

практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).      

Словесный метод. Деятельность учителя состоит в том, что он передаёт сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова. Слово – это важный способ воздействия на учащегося.

Рассказ. Последовательное описание изложение учебного материала

Беседа. Метод обучения, с помощью которого учитель путём целенаправленной постановки вопроса мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию. Ценность этого метода в том, что учитель имеет возможность получить обратную связь об уровне развития больших групп учащихся за относительно короткое время.

Объяснение. Последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода.

 

Наглядный метод. Функция метода выполняется тогда, когда становиться основным источником знаний, приёмов практических действий, развивающего и воспитывающего воздействия на ученика.

Демонстрация — это показ различных наглядных пособий, таблиц, картин, схем, диапозитивов, а так же предметов, проведение опытов и тому подобное. Особенно часто этот метод применяется при повторении обобщении ранее изученного материала, а так же при изучении нового. Большую роль играют при демонстрации словесные пояснения. Метод иллюстрации используются на всех предметах — это различные муляжи, макеты, фрагменты фильмов, отрывки литературных и музыкальных произведений, карты, графики и прочее. Благодаря тому, что техническое оснащение многих учебных заведений возросло, появилась возможность использовать на уроках проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры и другую видеотехнику, видеометод выделился в самостоятельный метод из большой группы «наглядные методы обучения». Сюда же относится и работа с книгой и другими печатными источниками. Метод включает такие приемы, как конспектирование, цитирование, составление плана, аннотирование, рецензирование, составление справки и т. д.

 

Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок. Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными. Из общего числа практических методов по своей структуре выделяются следующие: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.

      По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод  частично-поисковый, исследовательский метод.

объяснительно-иллюстративный метод Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.)  и т.д. 

Репродуктивный метод обучения – воспроизведение по образцу и повторение способа деятельности и сообщенных знаний. Педагог дает задание, а обучающийся их выполняет – решает сходные задачи, составляет планы, воспроизводит физические или химические опыты.

частично-поисковый  метод. При котором учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы.

Исследовательский метод - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательной и практической задач, требующих самостоятельного творческого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Выбор методов обучения зависит от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; от цели, задач и содержания материала конкретного урока; от времени, отведенного на изучение того или иного материала; от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей; от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития) и других факторов. Приложения к лек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - Спбю: Питер.,2000г - 325с.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,2002г – 450с.

Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие.2008г – 450с

Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993г – 200с.

Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1999г – 325с.

Педагогика: Конспект лекция  М.Б.Кановская,2010г.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер., 2005г – 255с.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике:


 

Методика обучения» Содержание

Методика обучения» Содержание

Методы лежат в основе всего учебного процесса

Методы лежат в основе всего учебного процесса

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющейся при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного упражнения

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющейся при выполнении необходимых действий, доведённых до совершенства путём многократного упражнения

Индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально

Индивидуальное обучение. Суть его заключалась в том, что обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально

Второе определение: «Метод обучения – это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся способ упорядоченный, направленный на решение комплекса задач учебного процесса»

Второе определение: «Метод обучения – это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся способ упорядоченный, направленный на решение комплекса задач учебного процесса»

Ю.К. Бабанский методы обучения он подразделил на три группы: -метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; -метод стимулирование и мотивации учебно-познавательной деятельности; -методы контроля и самоконтроля…

Ю.К. Бабанский методы обучения он подразделил на три группы: -метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; -метод стимулирование и мотивации учебно-познавательной деятельности; -методы контроля и самоконтроля…

Классификация основных групп методов обучения

Классификация основных групп методов обучения

Демонстрация — это показ различных наглядных пособий, таблиц, картин, схем, диапозитивов, а так же предметов, проведение опытов и тому подобное

Демонстрация — это показ различных наглядных пособий, таблиц, картин, схем, диапозитивов, а так же предметов, проведение опытов и тому подобное

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты…

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты…

Заключение Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения

Заключение Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения

Список литературы: Аквилева

Список литературы: Аквилева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2024