Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность младшего школьника
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Педагогические технологии
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
Информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Интегративные компоненты | Предметные компоненты |
Читательская грамотность | Литературная грамотность |
Коммуникативная грамотность | Языковая грамотность |
Информационная грамотность | Математическая грамотность |
Социальная грамотность | Естественнонаучная грамотность |
ИНТЕГРАТИВНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Базовый навык функциональной грамотности
способность человека понимать и использовать письменные тексты;
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои знания и возможности;
участвовать в социальной жизни.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
Пробно-поисковые ситуации;
Беседы-дискуссии;
Сам задай вопрос;
Личный пример учителя;
Приём устного словесного рисования;
Словарно-стилистическая работа;
Элементы драматизации.
ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1. Назовите главных героев произведения.
2. Где происходят события?
3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
6. Что однажды произошло?
7. Что случилось с собачкой через год?
8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9. Чем заканчивается быль?
10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11. Каково ваше впечатление от рассказа?
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Математическая грамотность
Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Интересные факты из истории математики, геометрии
Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями еще на Древнем Востоке.
В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности.
Начиная с эпохи Средневековья циркуль, как инструмент для вычерчивания безупречных кругов стал символом геометрии, космического порядка и планомерных действий.
В это время часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.
Естественнонаучная грамотность
Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой
ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!
Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;
2) жгучими волосками;
3) горьким вкусом.
Обозначь эти растения номерами.
А как защищаются животные?
Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.