Статья на тему: «Нестандартные уроки математики»
Оценка 4.9

Статья на тему: «Нестандартные уроки математики»

Оценка 4.9
docx
26.06.2024
Статья на тему: «Нестандартные уроки математики»
phpy0x1Sw_doklad-nestandartnye-uroki.docx

Статья на тему: «Нестандартные уроки математики»

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время – основная задача учителя начальных классов. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать учителя современной школы.

Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование. Если под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей, приобретаемых знаний и умений, то тогда речь идёт о личностно-ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё, то хорошее, что заложено в него от природы.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно, учебной деятельности.

Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.

Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования; внедрение технологий развивающего, личностно - ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава.

В своей работе мы применяем нестандартные формы обучения и воспитания, которые способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация таких уроков подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты; снимают напряжение, оживляют мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом. Ещё одно важное отличие нестандартных уроков: в основу обучения положена именно деятельность ученика. На урок приходят исследовательская деятельность школьников, групповая работа, разработка и реализация проектов. Такие уроки позволяют каждому ученику осваивать материал в своём ритме, максимально реализовывать свои интересы.

Кроме привычных знаний, умений, навыков, школа особое внимание уделяет личностному развитию ребёнка, его умению осваивать не отдельные предметы, а воспринимать мир в целостности и многообразии. А значит, в конечном итоге, учиться самостоятельно, быть активным, целеустремлённым, максимально реализовывать себя как в школе, так и в жизни в целом.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности. Такие формы используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.

Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Нестандартные уроки:

- решают психологические задачи: идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; формирование компонентов учебной деятельности; выявление качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;

- решают предметно-дидактические задачи - разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся;

- реализуют принцип «воспитывающего обучения».

При разработке уроков преследуются определённые цели и реализуются их в конкретных формах.

Например:

– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча;

– становление творческих способностей учащихся: урок - сказка, урок-творчество;

– расширение кругозора: урок - экскурсия, урок – путешествие;

– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс - опрос;

– стимулирование познавательного интереса: урок - КВН, урок “Что? Где? Когда? урок-викторина.

При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.

Использование нестандартных форм и методов определяет главное в уроке:

- отказ от шаблона в проведении урока;

- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность; различные формы групповой работы;

- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

- поддержка альтернативности, множественности мнений;

- развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям;

- использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Используя нестандартные формы и методы, учитель создаёт условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности и т. д. Он выступает уже не только как главное действующее лицо на уроке, но еще как понимающий, сопереживающий помощник.

Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию личности.

Чтобы развивать познавательный интерес у учащихся, необходимо, чтобы они почувствовали удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем дети могут войти в мир творчества. Дети всегда ждут чего-то интересного, необычного, непонятного и загадочного. Задача учителя – создать этот непонятный, загадочный мир, заинтересовать ребенка.

Изучение влияния нестандартных уроков на развитие познавательной деятельности учащихся позволяет мне сделать следующие выводы:

- отмечается положительное отношение к обучению, высокий познавательный интерес;

- формируется процедура творческой деятельности;

- учебный процесс протекает без ущерба здоровью учеников;

- степень обученности соответствует уровню обучаемости;

- отмечается низкий уровень школьной тревожности и высокая степень адаптированности младших школьников;

- создаются положительный эмоциональный климат, благоприятная атмосфера для сотрудничества учителя и ученика, общения детей.

Рекомендации:

1. Нестандартные уроки желательно использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.

4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков.

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Соотношение традиционных и нестандартных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нестандартный урок

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Подготовительная часть

Достоинства: четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора

на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

 


 

Статья на тему: «Нестандартные уроки математики»

Статья на тему: «Нестандартные уроки математики»

В своей работе мы применяем нестандартные формы обучения и воспитания, которые способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному…

В своей работе мы применяем нестандартные формы обучения и воспитания, которые способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному…

Нестандартные уроки: - решают психологические задачи: идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; формирование компонентов учебной деятельности; выявление качества внимания, памяти, мышления, работоспособности; - решают…

Нестандартные уроки: - решают психологические задачи: идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; формирование компонентов учебной деятельности; выявление качества внимания, памяти, мышления, работоспособности; - решают…

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания

Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию…

Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию…

При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей» , ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости

При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей» , ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости

Методы и формы учебной деятельности школьников

Методы и формы учебной деятельности школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024