Статья на тему: «Нестандартные уроки математики»
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время – основная задача учителя начальных классов. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать учителя современной школы.
Урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребенка в школе, на уроке. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование. Если под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей, приобретаемых знаний и умений, то тогда речь идёт о личностно-ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё, то хорошее, что заложено в него от природы.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно, учебной деятельности.
Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом.
Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования; внедрение технологий развивающего, личностно - ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава.
В своей работе мы применяем нестандартные формы обучения и воспитания, которые способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация таких уроков подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты; снимают напряжение, оживляют мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом. Ещё одно важное отличие нестандартных уроков: в основу обучения положена именно деятельность ученика. На урок приходят исследовательская деятельность школьников, групповая работа, разработка и реализация проектов. Такие уроки позволяют каждому ученику осваивать материал в своём ритме, максимально реализовывать свои интересы.
Кроме привычных знаний, умений, навыков, школа особое внимание уделяет личностному развитию ребёнка, его умению осваивать не отдельные предметы, а воспринимать мир в целостности и многообразии. А значит, в конечном итоге, учиться самостоятельно, быть активным, целеустремлённым, максимально реализовывать себя как в школе, так и в жизни в целом.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности. Такие формы используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.
Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к. интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.
Нестандартные уроки:
- решают психологические задачи: идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; формирование компонентов учебной деятельности; выявление качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;
- решают предметно-дидактические задачи - разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся;
- реализуют принцип «воспитывающего обучения».
При разработке уроков преследуются определённые цели и реализуются их в конкретных формах.
Например:
– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча;
– становление творческих способностей учащихся: урок - сказка, урок-творчество;
– расширение кругозора: урок - экскурсия, урок – путешествие;
– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс - опрос;
– стимулирование познавательного интереса: урок - КВН, урок “Что? Где? Когда? урок-викторина.
При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.
Использование нестандартных форм и методов определяет главное в уроке:
- отказ от шаблона в проведении урока;
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность; различные формы групповой работы;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
- поддержка альтернативности, множественности мнений;
- развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям;
- использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Используя нестандартные формы и методы, учитель создаёт условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности и т. д. Он выступает уже не только как главное действующее лицо на уроке, но еще как понимающий, сопереживающий помощник.
Таким образом, уроки, достаточно традиционные по структуре, но совершенно необычные по содержанию и средствам, благодаря этой необычности содержания методов и форм придают необходимое ускорение развитию личности.
Чтобы развивать познавательный интерес у учащихся, необходимо, чтобы они почувствовали удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем дети могут войти в мир творчества. Дети всегда ждут чего-то интересного, необычного, непонятного и загадочного. Задача учителя – создать этот непонятный, загадочный мир, заинтересовать ребенка.
Изучение влияния нестандартных уроков на развитие познавательной деятельности учащихся позволяет мне сделать следующие выводы:
- отмечается положительное отношение к обучению, высокий познавательный интерес;
- формируется процедура творческой деятельности;
- учебный процесс протекает без ущерба здоровью учеников;
- степень обученности соответствует уровню обучаемости;
- отмечается низкий уровень школьной тревожности и высокая степень адаптированности младших школьников;
- создаются положительный эмоциональный климат, благоприятная атмосфера для сотрудничества учителя и ученика, общения детей.
Рекомендации:
1. Нестандартные уроки желательно использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков.
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Соотношение традиционных и нестандартных форм уроков
Элементы |
Традиционный урок |
Нестандартный урок |
Цели |
Достоинства: формирование знаний, умений и навыков |
Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся |
Содержание учебного материала |
Достоинства: наибольший объем информации, систематичность |
Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. |
Подготовительная часть |
Достоинства: четкая структура урока. |
Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. |
Организация учебного процесса |
Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления |
Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления |
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя |
Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя |
Методы и формы работы учителя |
Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками |
Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.