Использование прогрессии для решения реальных задач прикладных характера.
Оценка 4.9

Использование прогрессии для решения реальных задач прикладных характера.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
26.06.2024
Использование прогрессии для решения реальных задач прикладных характера.
Использование прогрессии для решения реальных задач прикладных характера.
10 класс прогрессия.docx

 

Дата: 20.04.24 г

 

Класс: 10

 

Предмет: алгебра


Тема урока: « Использование прогрессии для решения реальных задач прикладных характера. »

 

Цели и задачи урока:

 

Образовательные: создание условий на уроке для:

обобщения и систематизации теоретических знаний по данной теме;

совершенствования навыков применения теоретических знаний при решении прикладных задач;

решения задач с использованием межпредметных связей;

преодоления в сознании учащихся представлений об оторванности данного материала от жизни и практики.

Развивающие: способствовать развитию

логического мышления, вычислительных навыков, памяти;

познавательного интереса у учащихся;

грамотной математической речи.

Воспитательные:

формулирование таких качеств личности, как ответственность, внимательность, умения анализировать;

воспитывать настойчивость для достижения конечных результатов, дисциплинированность.

Задачи учителя на уроке:

проконтролировать знания теоретического материала;

проверить навыки учащихся по применению своих знаний в ходе решения нестандартных задач;

развивать представление учащихся об использовании прогрессии в окружающей жизни;

продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.

 

                                                 Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

 

        

Изучены космос и море, Строенье звезд и вся Земля.

Но математиков зовет. Известный лозунг: «Прогрессия – движение вперед».

 

Услышав обсуждение на семейном совете вопроса о вложении накопившихся средств, я была тронута непростой задачей: «Какой банк лучше выбрать, чтобы вклад был действительно, наиболее прибыльным?». Оказывается, все непросто. Походив по различным банкам нашего региона «Банк Каспийский», «Казкоммерцбанк», «Альянс-банк», «Сбербанк» и др., я собрала  рекламные визитки о вкладах и стала считать, куда выгоднее вложить средства. Через некоторое время я взялась за голову: считать вручную, сколько получиться через 1 год, через 2 и т.д. было сложно. Меня мучил вопрос: «Как же в банках так быстро операторы выдают ответы миллионам людей?» Значит, существует способ, позволяющий в один миг показать сколько на твоем счету будет в любое время. Выход из положения подсказал учитель математики, направив исследовать последовательности чисел. Изучив дополнительную литературу и интернет ресурсы по предложенной теме, я убедилась, что прогрессии играют важную роль в повседневной жизни человека и помогают решать многие «реальные» задачи рациональным путем. Я счастлива, что смогла помочь своим родителям решить такую важную проблему, как вложение накопленных средств. Мое любопытство все увеличивалось и я решила классифицировать задачи по сферам влияния на жизнь и деятельность человека, показав обширный мир прогрессий. В итоге получилось пособие, которое

ü может служить практическим руководством для решения задач из окружающего мира,

ü показывает взаимосвязь между такими смежными науками, как история, физика, химия, биология, экономика и др.

ü направлено на развитие логического мышления, на углубление знаний не только математики, но и других наук, а значит является мощным инструментом для  повышение интеллектуального уровня.

Задачи на прогрессию - это не абстрактные формулы. Они берутся из самой нашей жизни, связаны с ней и помогают решать многие практические вопросы. 

 

1.     Прогрессия в древности.

Термин “прогрессия” был введен римским автором Боэцием еще в IV в. н.э. От латинского слова progressio – “движение вперед”. Первые представления об арифметической прогрессии были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания как их решать. Так встречается старинная задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус этот, разысканный Риндом полвека назад, составлен около 2000 лет до нашей эры и является списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры.

Задача о делении хлеба. Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых должны получить в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому?

Решение:

Очевидно, количества хлеба, полученные участниками раздела, составляют возрастающую арифметическую прогрессию. Пусть первый ее член х, разность y. Тогда

доля первого х,  доля второго х + у, доля третьего х + 2y, доля четвертого х + 3y, доля пятого х + 4y.

На основании условий задачи составляем следующие два уравнения:

000084.jpg

После упрощений система принимает вид

 Решив эту систему, получаем:x= ,y =. Значит, хлеб должен быть разделен на следующие части,, 20,, 38.

78098Уже в Древнем Египте знали не только арифметическую, но и геометрическую прогрессию. Вот, например, задача из папируса Райнда: «У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»

Решение:числа7, 49, 343, 2401, 16807, 117649 представляют геометрическую прогрессию, первый член b1= 7 и знаменатель прогрессии q=7. Тогда, используя формулу n-го члена прогрессииbn= b1qn-1, находим b6= 7 ·76-1= 7 ·75= 76= 117649.По формуле суммы n - первых членов геометрической прогрессии:Sn=(b1(qn-1))/(q-1),  находимS6 =

 

4. Закрепление изученного материала.

 

2.     Прогрессия в математике

Задача № 1. Числа   градусов,    содержащихся   в       последовательных  внутренних   углах  некоторого многоугольника, составляют прогрессию,  разность которой 10; наименьший угол этого многоугольника 100°. Сколько в многоугольнике сторон?

http://code.enthought.com/projects/chaco/docs/html/_images/polygon_plot.pngРешение. Sn=(2a1+d(n-1))∙n:2= =(200+10(n-1))∙n:2=5n2+95n. Сумма внутренних углов многоугольника находится по формуле, известной из геометрии: (n-2)·180.

5n2+95n= 180n-360;

5n2-85n+360=0;

n2-17n+72=0;

n=8,    n=9.

Существует два многоугольника, удовлетворяющих условию задачи: восьмиугольник и девятиугольник

3.     Прогрессии в промышленности

Задача № 1. Директора двух заводов А и В встретились на совещании. Из их беседы выяснилось, что оба завода выпустили за последний год одинаковые количества продукции, а именно по 1000 т металлических изделий. На совещании было решено добиваться дальнейшего роста продукции, причём был намечен ежегодный прирост на 40%.

http://www.esaul.info/nevin/betonnie_zavody-9.jpgРешение:

Директор завода А выполнял задание следующим образом. В первый год после совещания его завод выпустил на 40% больше, чем раньше, т. е. на две пятых, а именно:

1000 +1000 • 2/5 = 1000 + 400 =1400.

За второй год завод выпустил ещё на 400 т больше,

т. е.1400 + 400=1800,и так далее. В результате выпуск изделий за последующие 4 года оказался таким:

до совещания.......1000,

1-й год..........1400,

2-й »........ 1800,

3-й ».......... 2200,

4-й ».......... 2600.

http://www.beton.ru/private/beton/images_load/5238/1.jpgДиректор завода В поступил иначе. За первый год после совещания он выпустил на 40% больше, чем раньше, т. е.1000 +1000 • 2/5 =1400 т.

За второй год директор завода В добился дальнейшего роста производительности труда, и завод выпустил за второй год на 40% больше, чем за первый год:

1400 + 1400 • 2/5 = 1400 + 560 = 1960 т.

На третий год он составил план по тому же принципу: опять увеличить выработку на 40% по сравнению с предыдущим годом:

1960+ 1960 • 2/5 = 1960 + 784 = 2744 т.

За четвёртый год завод В дал такую выработку:

2744 + 2744 • 2/5 = 2744 + 1098 = 3842.

В результате выпуск изделий заводом В оказался следующим:

до совещания.......1000,

1-й год..........1400,

2-й »........ 1960,

3-й ».......... 2744,

4-й ».......... 3842.

Заметим, что коэффициент увеличения здесь равен 7/5 , так как выпуск каждого года составляет 140% предыдущего года,140%= 140/100 = 7/5 .

         Через 4 года директоры заводов А и В снова встретились на совещании и сравнили выработку обоих заводов. Оказалось, что завод В выпустил значительно больше изделий, чем завод A.

         Завод А сохранял всё время одну и ту же надбавку, равную 400 т в год. Завод В сохранял неизменным отношение выработки двух соседних лет, т. е. коэффициент увеличения k = 7/5 .

Делаем вывод: завод А строил свой план на основе арифметической прогрессии, а завод В – на основе геометрической прогрессии:

-формула простых процентов для завода А

=3841,6- формула сложных процентов для завода В. Что намного эффективней, поэтому результат у завода В выше, чем у завода А, что видно по мониторингу.

 

 

4.     Прогрессии в биологии

Известно, что бактерии размножаются делением: одна бактерия делится на две; каждая из этих двух в свою очередь тоже делится на две, и получаются четыре бактерии; из этих четырех в результате деления получаются восемь бактерий и т. д. Результат каждого удвоения будем называть поколением.

Размножение инфузории туфелькиЗадача №1. Летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам. Сколько будет инфузорий после 15-го размножения?

Решение:b15 = 2·214 = 32 768

http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcSKGMnrr9XpKogFcC0Kj9vCrTDEgucmS9wlQIVTGIT39jYna2CaI2gpsz7B:http://elementy.ru/images/news/t4_bacteriophages_targeting_e.coli_bacteria_600.jpgСпособность к размножению у бактерий настолько велика, что если бы они не гибли от разных причин, а беспрерывно размножались, то за трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн. Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов.

Задача №2.Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.

Решение. В сутках 1440 минут,  каждые двадцать минут появляется новое поколение - за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, у которой b1=1, q=2, n=72, находим, что S72=272-1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1= 4 722 366 482 869 645 213 695(бакт).

Задача №3. В благоприятных условиях бактерия размножается так, что за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд?

Решение. Составим математическую модель задачи:размножение происходит по  геометрической прогресии, у  которой b1=1, g=3, тогда  (б).

Ответ: через пять секунд бактерий будет 121.

Интенсивность размножения бактерий используют:

    в пищевой

промышленности

(для приготовления

напитков,

кисломолочных

продуктов,

при квашении, солении и др.)

 

  в фармацевтической промышленности (для создания лекарств, вакцин)

 

в сельском

хозяйстве

(для приготовления

силоса, корма

для животных и др.)

 

в коммунальном

хозяйстве и

природоохранных

мероприятиях

(для очистки сточных

вод,ликвидации

нефтяных пятен

 

 

5.     Прогрессии в медицине

Задача. Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?

Решение. Составим математическую модель задачи:

5, 10, 15,…,40,

40,

40, 35, 30,…,5

возр

а1=5 и d=5

 

убыв.

а1=5 и d=-5

 

ап=а1+d(n-1),     

40=5+5(n-1),       

n=8,                     

Sп=  , S8 =(5+40)·8:2=180,

180 капельбольной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400(капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.

 

 

6.     Прогрессии в физике

http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcQ2zUzH2OWpRHjDWDL8286VLsVSsHbxtGXjG1kCENG1hk7R0twJVm6c0_U:http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/b00/b0025ed9987f237bc4745657064e7b9f.jpgЗадача № 1.При свободном падении тело прошло в первую секунду 5м, а в каждую следующую на 10м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с. после начала падения.

Решение. В первую секунду  5м,

                      во вторую секунду 15м,

                      в третью секунду 25м,

                      в четвертую секунду 35м,

                      в пятую секунду 45м.

Всего за пять секунд 5+15+25+35+45=125(м). А используя формулу суммы n-ых членов арифметической прогрессии, вычисляем одним действием:

1318103476_image063.jpgОтвет: глубина шахты 125м.

ü Деление ядер урана происходит с помощью нейтронов. Нейтрон, ударяя по ядру урана раскалывает его на две части. Получается два нейтрона. Затем два нейтрона, ударяя по двум ядрам, раскалывают их еще на 4 части и т.д. — это геометрическая прогрессия.

 

7.     Прогрессии в быту и в других сферах деятельности.

Задача № 1. Амфитеатр состоит из 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше, чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр?

Решение:

280=+20*9,

откуда a1=100,

тогда*10=1900

Ответ: 1900

http://images.vector-images.com/clipart/xl/176/postman3.jpgЗадача №2. Чтобы отправить четыре бандероли, требуется четыре разные почтовые марки на общую сумму 120тенге.  Цены марок  составляют арифметическую прогрессию. Сколько стоит самая дорогая марка, если она в три раза дороже самой дешевой?

Решение: хтг- стоимость самойдешевой марки, тогда стоимость самой дорогой марки-3х, используя формулу суммы n-ых членов арифметической прогрессии имеем при n=4что по условию 8х=120, тогда х=15(тг), значит стоимость самой дорогой марки 45тг. Ответ 45тенге.

 

8.     Прогрессии в спортивной сфере деятельности.

http://images-partners.google.com/images?q=tbn:ANd9GcSw9a4byg76WgiR7WY2Moxy1K4nYSOCj3jwA1nzrctRQhDUPUgsmW_XjlI:http://boardgameslv.files.wordpress.com/2011/01/k2_title.jpg?w=600Задача № 6. Альпинисты в первый день восхождения поднялись на высоту 1400 м, а затем каждый следующий день они проходи ли на 100 м меньше, чем в предыдущий. За сколько дней они покорили высоту в 5000 м?

Решение. Составим математическую модель задачи:    1400, 1300, …, 1400-100(n-1). a1=1400; d=-100, Sn=5000. Надо найти n.

Sn= (2a1+ d (n-1))n:2;

5000= (2·1400-100 · (n-1)) n:2;            Условию  задачи  удовлетворяет

10000= (2800-100 n+100) n;            n=4 ( при n=25 аn=-1000, но аn>0)

10000= (2900-100 n) n;                    Значит, альпинисты покорили

100 n2-2900 n+10000=0;                  высоту за 4 дня.

n2-29 n+100=0;  n=25, n=4.                  Ответ: за 4 дня.

Задача № 7. В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах — одно штрафное очко, за каждый последующий — на 0,5 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 7 штрафных очков?


http://ebftour.ru/images/load/Image/1_580(47).jpgРешение. Составим математическую модель задачи. Система штрафных очков составляет арифметическую прогрессию, первый член которой равен 1, а разность – 0,5.Суммапервых n членов ( количество промахов) – 7.

Найдем число промахов

Число промахов – 4. В цель стрелок попал21 раз.

9.     Прогрессии в строительстве

http://mirurokov.ru/img/old/images/stories/otkritiy_urok/alg_prog/brevno.pngЗадача № 1. При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?

Решение. Составим математическую модель задачи: 1, 2, 3, 4,…,12. Это арифметическая прогрессия, а1=1, d=1,аn=12. Надо найти n.

аn=a1+d(n-1); 12=1+1(n-1); n=12.

; ; Sn=78.

В одной кладке находится 78 бревен.

 Ответ: 78 бревен.

10. Прогрессии в банковских операциях

istock_000003650675small.jpgПрогрессия имеет очень широкое применение в экономике. С её помощью банки производят расчеты с вкладчиками, определяют, какие средства можно разместить в кредиты, решают, стоит ли вкладывать средства в крупные проекты, доход от которых будет получен через несколько лет и т.д. Так, вклады в банках увеличиваются по схемам сложных и простых процентов. Простые проценты – увеличение первоначального вклада в арифметической прогрессии. Сложные проценты – увеличение первоначального вклада в геометрической прогрессии.

Рассмотрим, как применяются наши знания в жизнедеятельности людей. Представьте себе, что вы открыли в банке вклад на а тенге под р% годовых на n лет. У вас есть 2 стратегии поведения: либо в конце каждого года хранения вклада снимать проценты по вкладу, то есть полученную прибыль в размере  , либо прийти в банк 1 раз – в конце срока хранения вклада. Какой доход вы получите в том и другом случаях?

Рассмотрим конкретный пример: пусть вклад составляет 10000 тенге, банк дает 10% годовых, срок хранения вклада - 5 лет. Какую сумму денег мы получим в конце срока хранения,  если выберем первую стратегию и вторую стратегию?

-А теперь вычислим эту сумму по программе, как это делают сотрудники банка(программа заранее разработана).

 

1 год

2 год

3год

4 год

5 год

Первая стратегия

11000

12000

13000

14000

15000

Вторая стратегия

11000

12100

13310

14641

16105,1

Разница в конечных сумма превышает во второй стратегии на 1105,1

Вывод: выгоднее вторая стратегия, где начисление проводится по формуле сложных процентов.

Задача № 1.У вас образовалась прибыль в размере 100000 тенге. Есть три банка, в которые можно вложить деньги: 1-й банк – простые проценты из расчета 3% в месяц, 2-й банк-под простые проценты из расчета 40% в год, 3-й банк-под сложные проценты из расчета 30% в год. Мы хотим положить деньги на три года или пять лет. В каком банке это наиболее выгодно?

Решение: первый и второй банк работают по простым процентам( арифметическая прогрессия), а вот третий банк по сложным( по геометрической прогрессии):

I банк

II банк

III банк

Первоначальный взнос 100 000 тенге

30% годовых (простые проценты)

40% годовых (простые проценты)

30% годовых (сложные проценты)

Через три года

Вывод: на три года выгоднее положить во второй банк

Вывод: на пять  лет выгоднее положить в третий банк

 

Задача 2. Два товарища поспорили о том, что река должна покрыться льдом не ранее 20 декабря. Они условились, что если река покроется ледяным покровом раньше, то первый из них платит, а если позже, то получает за первый день 1тенге, а за каждый последующий день в 1,5 раза больше. Река покрылась льдом 12 декабря. Сколько заплатит первый? (ответ дайте в тенге, округлив до единиц)

Решение: 1 день-1 тенге, 2 день-1·1,5 тенге, 3 день-1·1,5·1,5тенге. Получаем геометрическую прогрессию, где b1=1; q=1,5.

Соответствие дней и членов геометрической прогрессии следующее:

12 декабря-b1 , 13 декабря-b2 ,…, 19 декабря-b8 . Получилось n = 8.

Применим формулу суммы и посчитаем S8: S8 =1·(1,58­-1)*2  = 49,26 ≈ 49 (тг)

Ответ: 49 тенге

Прогрессии в хозяйстве

http://belagrotorg.ru/images/poliv.jpgЗадача.В огороде 30 грядок, каждая длиной 16 м и шириной 2,5 м. Поливая грядки, огородник приносит вёдра с водой из колодца, расположенного в 14 м от края огорода и обходит грядки по меже, причём воды, приносимой за один раз достаточно только для поливки одной грядки. Какой длины путь должен пройти огородник, поливая весь огород? Путь начинается и кончается у колодца.

Решение: для поливки первой грядки надо пройти 14+16+2,5+16+2,5+14=65 м

Для поливки второй грядки надо пройти 14+2,5+16+2,5+16+2,5+2,5+14=65+5=70 м

Каждая следующая грядка требует пути на 5 м  длиннее предыдущей. Имеем прогрессию: 65;70;75;…;65+5*29

Сумма её членов равна

 

Ответ: огородник проходит 4125м.

 

5. Подведение итогов урока.

В процессе иследования литературы и  интернет- ресурсов можно сделать вывод, что сами по себе прогрессии известны так давно, что нельзя говорить о том, кто их открыл.

Убеждения в том, что задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, также как и многие другие знания по математике, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и другими, говорят о том, что с можно решить много задач с помощью формул арифметической и геометрической прогрессии. Многие жизненно-важные процессы в физике, биологии, медицине протекают по законам прогрессии. Исследование алгоритмов решения  задач литературного, исторического и практического содержания действительно показывает, что чаще всего рациональный и эффективный способ решения основан на применении прогрессий и их  свойств. Заметили, что арифметическая прогрессия в практических задачах встречается чаще геометрической. Исследования показали, что интенсивное размножение бактерий в геометрической прогрессии широко применяется в пищевой промышленности, в фармакологии, в медицине, в сельском и коммунальном хозяйствах. В банковских расчетах (начисление простых и сложных процентов) без знания прогрессии невозможно. А значит,  мы убедились в большой практической значимости таких понятий,  как арифметическая и геометрическая прогрессии. Увидели ,как применяются прогрессии  в жизни людей, научились легко и быстро вычислять необходимые компоненты реальных ситуаций, испробовали себя в роли сотрудников банка. Итак, делаем вывод:

В нашей жизни многое очевидно с помощью математики, в частности, арифметической и геометрической прогрессий. Для того,  чтобы не попадать в неудачные ситуации,  надо остановиться и подумать можно ли предугадать результат. Мы рассмотрели несколько сфер деятельности человека и убедились в том, что применение математики в жизни поможет как избежать многих проблем, так и решать их эффективными и рациональными путями.

 

 

6. Домашнее задание:


 

Дата: 20.04.24 г Класс: 10

Дата: 20.04.24 г Класс: 10

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Задачи на прогрессию - это не абстрактные формулы

Задачи на прогрессию - это не абстрактные формулы

Уже в Древнем Египте знали не только арифметическую, но и геометрическую прогрессию

Уже в Древнем Египте знали не только арифметическую, но и геометрическую прогрессию

В результате выпуск изделий за последующие 4 года оказался таким: до совещания

В результате выпуск изделий за последующие 4 года оказался таким: до совещания

В. Что намного эффективней, поэтому результат у завода

В. Что намного эффективней, поэтому результат у завода

Прогрессии в медицине Задача

Прогрессии в медицине Задача

Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с

Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло его дна через 5 с

За сколько дней они покорили высоту в 5000 м?

За сколько дней они покорили высоту в 5000 м?

Так, вклады в банках увеличиваются по схемам сложных и простых процентов

Так, вклады в банках увеличиваются по схемам сложных и простых процентов

Через три года

Через три года

В процессе иследования литературы и интернет- ресурсов можно сделать вывод , что сами по себе прогрессии известны так давно, что нельзя говорить о том, кто…

В процессе иследования литературы и интернет- ресурсов можно сделать вывод , что сами по себе прогрессии известны так давно, что нельзя говорить о том, кто…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024