Особенности подготовки к ЕГЭ по математике
Анищенко Светлана Алексеевна, заместитель директора,
МБОУ «СОШ № 27» г. Белгорода
Бараева Надежда Геннадьевна, заместитель директора,
МБОУ «СОШ № 27» г. Белгорода
Воронкова Ирина Александровна, учитель математики,
МБОУ «СОШ № 27» г. Белгорода
ЕГЭ по математике – это «сложно» или «просто»? Попытаемся разобраться.
Итак, первая сложность – определить, какой уровень сдавать: базовый или профильный. Базовый уровень содержит 21 задание, после решения которых нужно в Бланк ответов № 1 занести получившиеся ответы, за каждое верно решенное задание получить по одному баллу. Профильный уровень содержит 19 заданий, которые разделены на две части. Первая часть состоит из 12 заданий, при решении которых готовые ответы нужно занести в Бланк ответов № 1 и за каждое верно решенное задание получить по одному баллу. Вторая часть состоит из 7 заданий, развернутые решения которых нужно записать на Бланке ответов № 2 и за каждое верно решенное задание получить от двух до четырех баллов [5].
Вторая сложность – с чего начать подготовку к ЕГЭ? Есть несколько вариантов:
- модульная система подготовки (это когда весь материал разбивается на модули), например, «Выражения», «Уравнения», «Функции» и т.д.;
- решение заданий по определенным темам, например, «Планиметрия», «Векторы», «Стереометрия» и т.д.;
- выборочная система, например, выбираются номера заданий из КИМа и нарабатывается опыт по их решению [6, с. 10].
Поделимся своим опытом работы при подготовке к ЕГЭ по математике: в течении первой учебной недели учащимся предлагаем определить, какой уровень будут сдавать (базовый или профильный), затем определяем дни и часы для подготовки к ЕГЭ (желательно разные дни для базового и профильного уровней отдельно).
Составляем план работы учителя на текущий учебный год.
Пример:
План работы по подготовке к ЕГЭ по математике на 2023-2024 учебный год
Направление |
Мероприятие |
Сроки выполнения |
Методическая деятельность |
Изучение мониторинга результатов ЕГЭ 2023 года, выявление проблем, планирование работы |
Август-сентябрь |
Изучение нормативной базы ЕГЭ, демонстрационных вариантов ЕГЭ по предмету |
В течение года |
|
Выступление на МО по теме, посвященной подготовке ЕГЭ |
По плану работы МО |
|
Посещение курсов, семинаров по вопросам подготовки к ЕГЭ |
В течение года |
|
Изучение методической литературы по подготовке к ЕГЭ по математике, интернет ресурсов |
В течение года |
|
Корректировка тематического планирования по предмету с учетом подготовки к ЕГЭ |
Август |
|
Составление календарно-тематического планирования дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ по математике |
Сентябрь |
|
Оформление папки «Подготовка к ЕГЭ по математике 2024» |
В течение года |
|
Информационная деятельности |
Знакомство выпускников с особенностями государственной (итоговой) аттестации по математике в 2024 году |
Сентябрь-октябрь |
Информирование выпускников о дополнительной литературе, адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по подготовке и проведению ЕГЭ |
В течение года |
|
Знакомство родителей с особенностями подготовки к экзамену по математике, с дополнительной литературой, адресами сайтов в Интернете, где размещены материалы по подготовке к ЕГЭ |
По графику родительских собраний |
|
Оформление и пополнение уголка «Готовимся к ЕГЭ по математике» в учебном кабинете |
В течение года |
|
Разработка рекомендаций для обучающихся по подготовке к ЕГЭ по математике |
Октябрь-ноябрь |
|
Выступление на родительских собраниях с анализом результатов тренировочных и диагностических работ |
По графику родительских собраний |
|
Индивидуальные беседы с родителями о ходе подготовки к ЕГЭ |
В течение года |
|
Учебная и консультационная деятельность |
Проведение дополнительных занятий с обучающимися (по специальному плану) |
В течение года |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с обучающимися по результатам работ |
В течение года |
|
Проведение дополнительных занятий со слабоуспевающими |
В течение года |
|
Организация участия в диагностическом тестировании по математике |
Март |
|
Проведение репетиционного экзамена по математике в формате ЕГЭ |
Май |
|
Проведение школьных диагностических, тренировочных тестирований, сравнительный анализ результатов |
Октябрь-май |
|
Тренировка заполнения бланков ЕГЭ |
Сентябрь-май |
|
Аналитико-диагностическая деятельность |
Проведение анализа успеваемости обучающихся по математике |
В течение года |
Заполнение индивидуальных диагностических карт обучающихся с анализом результатов, выявлением пробелов в знаниях |
Декабрь-май |
|
Анализ результатов диагностических, тренировочных и репетиционных работ с целью выявления проблем и корректировки подготовки к ЕГЭ |
В течение года |
|
Анализ результатов ЕГЭ по математике за 2024 год |
Июнь |
Составляем план работы с обучающимися, выбравшими базовый уровень и план работы с обучающимися, выбравшими профильный уровень.
Пример:
Календарно-тематическое планирование дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ по математике в 2023-2024 учебном году
№ п/п |
Тема занятия |
Форма занятия |
Задания направлены на проверку знаний |
1 |
Числа и числовые выражения |
Мини-лекция, практикум |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
2 |
Рациональные выражения |
Практикум |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
3 |
Квадратный корень и его свойства |
Мини-лекция, практикум |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
4 |
Степень с целым показателем и ее свойства |
Обзорная лекция, практикум, консультация |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
5 |
Формулы. Выражение одной переменной через другую |
Мини-лекция, практикум |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
6 |
Координатная прямая. Координаты на прямой |
Занятие-обсуждение, консультация |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
7 |
Задачи на движение |
Практикум, занятие-обсуждение |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
8 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях |
Практикум |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
9 |
Задачи, связанные с банковскими расчетами |
Обзорная лекция, практикум, консультация |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
10 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
Практикум, игра |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
11 |
Задачи на оптимальное решение |
Практикум, занятие-конструирование |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
12 |
Производная и ее применение |
Занятие-обсуждение, практикум, консультация |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
13 |
Исследование функции с помощью производной |
Практикум |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
14 |
Наибольшее и наименьшее значение функции |
Практикум, консультация |
Уметь выполнять действия с функциями |
15 |
Тригонометрические уравнения |
Мини-лекция, практикум |
Уметь решать тригонометрические уравнения |
16 |
Системы тригонометрических уравнений |
Практикум, консультация |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
17 |
Простейшие тригонометрические неравенства |
Мини-лекция, практикум |
Уметь решать тригонометрические неравенства |
18 |
Взаимное положение прямых и плоскостей в пространстве |
Мини-лекция, практикум |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
19 |
Многогранники |
Обзорная лекция, практикум, консультация |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
20 |
Площади и объемы |
Практикум, консультация |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
21 |
Рациональные неравенства |
Мини-лекция, практикум |
Уметь решать рациональные неравенства |
22 |
Иррациональные, показательные, логарифмические неравенства |
Практикум |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
23 |
Системы неравенств |
Мини-лекция, практикум |
Уметь решать системы рациональных, логарифмических, тригонометрических неравенств |
24 |
Метод интервалов |
Обзорная лекция, практикум, консультация |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
25 |
Тригонометрические уравнения |
Занятие-обсуждение, консультация |
Уметь решать тригонометрические уравнения |
26 |
Квадратные уравнения |
Мини-лекция, практикум |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
27 |
Рациональные уравнения |
Практикум |
Уметь решать рациональные уравнения |
28 |
Показательные уравнения |
Мини-лекция, практикум |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
29 |
Логарифмические уравнения |
Обзорная лекция, практикум, консультация |
Уметь решать логарифмические уравнения |
30 |
Задачи на нахождение вероятности |
Занятие-обсуждение, консультация |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
31 |
Задачи с использованием диаграмм |
Практикум, консультация |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
32 |
Задачи на логику и признаки делимости чисел |
Обзорная лекция, практикум, консультация |
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
33 |
Задачи с использованием верных утверждений |
Мини-лекция, практикум |
Умение выполнять вычисления и преобразования |
Составляем план работы с учениками «группы риска».
Пример:
План работы с учениками «группы риска» 11 «А» класса
Виды деятельности: индивидуальная работа на уроках, индивидуальные домашние задания, консультации.
№ п/п |
Тема |
Дата |
Результат |
1 |
Диагностическая контрольная работа по теме «Числа, корни, степени» |
|
Составить памятку по повторенным темам, необходимым для дальнейшего применения (указать учебник, страницы) |
Проведение индивидуальных консультаций по теме «Числа, корни, степени» |
|||
2 |
Числа: - целые числа, - десятичные дроби, - обыкновенные дроби, - рациональные числа, - проценты. |
|
Решение прототипов |
3 |
Степень: - с натуральным показателем, - с целым показателем, - с рациональным показателем и ее свойства. |
|
Решение прототипов |
4 |
Корень и его свойства |
|
Решение прототипов |
5 |
Тренировочная работа по заданиям |
|
|
6 |
Диагностическая контрольная работа по теме «Преобразования выражений. Уравнения» |
|
Составить памятку по повторенным темам, необходимых для дальнейшего применения (указать учебник, страницы) |
Проведение индивидуальных консультаций по теме «Преобразования выражений» |
|||
7 |
- со скобками; |
|
Решение прототипов |
8 |
- формулы сокращенного умножения; |
|
Решение прототипов заданий №1, №3 |
9 |
- включающих возведение в степень; |
|
Решение прототипов заданий №1, №3 |
10 |
- включающих корни. |
|
Решение прототипов заданий №1, №3 |
Проведение индивидуальных консультаций по теме «Уравнения» |
|||
11 |
Линейные уравнения |
|
Решение прототипов |
12 |
Квадратные уравнения |
|
Решение прототипов |
13 |
Иррациональные уравнения |
|
Зачет |
Проведение индивидуальных консультаций по теме «Решение текстовых задач» |
|||
14 |
Задачи на движение |
|
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
15 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях |
|
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
16 |
Задачи, связанные с банковскими расчетами |
|
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
17 |
Задачи на смеси, сплавы, растворы |
|
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
18 |
Задачи на оптимальное решение |
|
Уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
19 |
Тренировочная работа по заданиям |
|
Решение прототипов |
20 |
Тренировочная работа по заданиям |
|
Решение прототипов |
Проведение индивидуальных консультаций по теме «Решение неравенств» |
|||
21 |
Рациональные неравенства |
|
Решение прототипов |
22 |
Показательные неравенства |
|
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
23 |
Логарифмические неравенства |
|
Решение прототипов |
Проведение индивидуальных консультаций |
|||
24 |
По выбору учащегося |
май |
|
25 |
По выбору учащегося |
май |
|
26 |
По выбору учащегося |
май |
|
Обязательно ведем контроль посещения дополнительных занятий с помощью журнала.
Пример:
График посещений дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ по математике
№ п/п |
ФИ |
Дата посещения |
|||||||
03.09 |
08.09 |
10.09 |
15.09 |
17.09 |
22.09 |
24.09 |
29.09 |
||
1 |
Баскин Никита |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Бочагов Кирилл |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Диденко Эдуард |
|
|
|
|
|
|
|
|
И конечно же нельзя обойтись без советов более опытных наставников, которые рекомендуют: поставить реалистичную цель, здраво оценить свои возможности [1], тщательно готовиться к первой части, без второй части не будет высоких баллов, готовиться тематически (первую половину года нужно отрабатывать задачи в рамках одной темы по порядку: преобразования, уравнения, текстовые задачи и так далее; а вторую уже посвятить решению вариантов, чтобы научиться переключаться с темы на тему.), забыть про калькулятор, выучить формулы, грамотно записывать решение и следить за временем при выполнении экзаменационной работы [2].
Библиографический список
1. 10 лайфхаков для подготовки к ЕГЭ. – Текст: электронный // Мел: [сайт]. – URL: https://mel.fm/ucheba/yege/941273-ege_lifehacks (дата обращения: 19.06.2024).
2. 7 советов тем, кто готовится к профильной математике на ЕГЭ. – Текст: электронный // Мел: [сайт]. – URL: https://mel.fm/blog/universitet-itmo/49305-7-sovetov-tem-kto-gotovitsya-k-profilnoy-matematike-na-yege (дата обращения: 19.06.2024).
3.
ЕГЭ
2023. Математика. Базовый уровень. Типовые тестовые задания. 14 вариантов
заданий / Под. ред. Ященко И.В. – М.: Эксмо, 2023. –
80 с.
4. ЕГЭ 2023. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 10 вариантов/ Под. ред. Ященко И.В. – М.: Эксмо, 2023. – 64 с.
5. Как подготовиться к ЕГЭ по математике: советы и план подготовки с нуля. – Текст: электронный // Фоксфорд: [сайт]. – URL: https://media.foxford.ru/articles/kak-podgotovitsia-k-ege-po-matematike (дата обращения: 19.06.2024).
6.
Роганин,
А. Н. ЕГЭ. Математика. Пошаговая подготовка /
А.Н. Роганин, И. В. Лысикова, Ю. А. Захарийченко. – М.: Эксмо, 2018. –
107 c.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.