Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Новошахтинский технологический техникум»
(ГБПОУ РО «НТТ»)
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения процедуры оценки уровня освоения обучающимися
ФГОС СПО по ЕН.03 Физика
специальность 22.02.06 Сварочное производство
г. Новошахтинск
РАССМОТРЕНО на заседании Методического объединения «Общеобразовательный цикл» Протокол № __ от__________ Председатель МО __________ |
СОГЛАСОВАНО на заседании Методического Совета Протокол № __ от__________ Председатель МС ________ |
Контрольно-оценочные материалы для проведения процедуры оценки уровня освоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство и рабочей программы ЕН.03 Физика
Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум»
Разработчик: Тарасюк Н.А. - преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Новошахтинский технологический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Спецификация комплекта оценочных материалов по ОПОП:
1.1. Назначение комплекта оценочных материалов.
1.2. Общее количество тестовых заданий.
1.3. Распределение тестовых заданий по компетенциям и дисциплинам.
1.4. Типы, уровень сложности и время выполнения тестовых
заданий.
1.5. Система оценивания выполнения тестовых заданий.
1.6. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для выполнения тестовых заданий (при необходимости).
1.7. Продолжительность выполнения
1.8. Сценарий выполнения тестовых заданий
2. Тестовые задания
3. Ключи к оцениванию тестовых заданий
1. Спецификация комплекта оценочных материалов
1.1. Назначение комплекта оценочных материалов
Контрольно-оценочные материалы (далее – КОМ) подготовлены с целью оценки результатов освоения программы подготовки специалистов среднего звена
- УГС 22.00.00 Технологии материалов
- специальности 22.02.06 Сварочное производство
- ЕН.03 Физика.
1.2. Общее количество тестовых заданий
Количество заданий в комплекте оценочных материалов
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Количество заданий |
|
Общие компетенции |
|||
ОК 01 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
32 |
|
ОК 02 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
16 |
|
ОК 03 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
32 |
|
1.3 . Распределение тестовых заданий по компетенциям и дисциплинам
Код компетенции |
Наименование компетенции |
Наименование индикаторов сформированности компетенции |
Наименование дисциплины /модуля /практики |
семестр |
Номер задания |
ОК 01 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
Умения: У 01.01 распознавать
задачу и/или проблему У 01.02 владеть
актуальными методами работы Знания: З 01.01 актуальный
профессиональный З 01.02 алгоритмы
выполнения работ в профессиональной |
ЕН.03 Физика |
1, 2 |
1, 2, 5, 6, 10, 12, 16, 19 |
ОК 02 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Умения: У 02.02 применять современную научную профессиональную терминологию; Знания: З 02.02 современная научная и профессиональная терминология |
ЕН.03 Физика |
1, 2 |
4, 7, 8, 11 |
ОК 03 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Умения: У 03.01 анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; У 03.02 определять этапы решения задачи. Знания: З 03.01 основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; З 03.02 структуру плана для решения задач |
ЕН.03 Физика |
1, 2 |
3, 9, 13, 14, 15, 17, 18, 20 |
1.4. Распределение заданий по типу и уровням сложности
Вариант 1-4.
Код компетенции |
Индикатор сформированности компетенции |
Номер задания |
Тип задания |
Уровень сложности задания* |
Время выполнения |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
1 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
2 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
5 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
П |
3 – 5 мин |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
6 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
П |
3 – 5 мин |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
10 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
12 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
16 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
П |
3 – 5 мин |
ОК1 |
У 01.01, У 01.02 З 01.01, З 01.02 |
19 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК 2 |
У 02.02, З 02.02 |
4 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
П |
3 – 5 мин |
ОК 2 |
У 02.02, З 02.02 |
7 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК 2 |
У 02.02, З 02.02 |
8 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК 2 |
У 02.02, З 02.02 |
11 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК 3 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
3 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК 3 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
9 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Б |
1 – 3 мин |
ОК 3 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
13 |
Задание открытого типа с развернутым ответом |
В |
5 – 10 мин |
ОК 3 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
14 |
Задание открытого типа с развернутым ответом |
П |
3 – 5 мин |
ОК 3 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
15 |
Задание открытого типа с развернутым ответом |
В |
5 – 10 мин |
ОК 3 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
17 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
П |
3 – 5 мин |
ОК 3 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
18 |
Задание открытого типа с развернутым ответом |
П |
3 – 5 мин |
ОК 31 |
У 03.01, У 03.02 З 03.01, З 03.02 |
20 |
Задание открытого типа с развернутым ответом |
В |
5 – 10 мин |
1.5. Система оценивания выполнения тестовых заданий
Номер задания |
Указания по оцениванию |
Результат оценивания (баллы, полученные за выполнение задания / характеристика |
1 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
2 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
3 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
4 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
5 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
6 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
7 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
8 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
9 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
10 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
11 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
12 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
13 |
Задание открытого типа с развернутым ответом считается верным, если ответ совпадает с эталонным по содержанию и полноте |
Полный правильный ответ на задание оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка / неточность / ответ правильный, но не полный — 1 балл, если допущено более одной ошибки / ответ неправильный / ответ отсутствует — 0 баллов |
14 |
Задание открытого типа с развернутым ответом считается верным, если ответ совпадает с эталонным по содержанию и полноте |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
15 |
Задание открытого типа с развернутым ответом считается верным, если ответ совпадает с эталонным по содержанию и полноте |
Полный правильный ответ на задание оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка / неточность / ответ правильный, но не полный — 1 балл, если допущено более одной ошибки / ответ неправильный / ответ отсутствует — 0 баллов |
16 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
17 |
Задание закрытого типа на установление соответствия считается верным, если правильно установлены все соответствия (позиции из одного столбца верно сопоставлены с позициями другого) |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
18 |
Задание открытого типа с развернутым ответом считается верным, если ответ совпадает с эталонным по содержанию и полноте |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
19 |
Задание комбинированного типа с выбором одного верного ответа из предложенных с обоснованием выбора ответа считается верным, если правильно указана цифра и приведены корректные аргументы, используемые при выборе ответа |
Полное совпадение с верным ответом оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов |
20 |
Задание открытого типа с развернутым ответом считается верным, если ответ совпадает с эталонным по содержанию и полноте |
Полный правильный ответ на задание оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка / неточность / ответ правильный, но не полный — 1 балл, если допущено более одной ошибки / ответ неправильный / ответ отсутствует — 0 баллов |
Оценка «5» (отлично) соответствует результатам, содержащим от 19 до 24 правильных ответов из 20 вопросов теста.
Оценка «4» (хорошо) — от 15 до 18 правильных ответов.
Оценка «3» (удовлетворительно) — от 10 до 14 правильных ответов.
Оценка «2» (неудовлетворительно) — от 0 до 9 правильных ответов.
1.6. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для выполнения тестовых заданий
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
1.7. Продолжительность выполнения
Общее время, отведенное на выполнение заданий - 90 минут.
1.8. Инструкция по организации и проведению тестирования
Действия преподавателя во время проведения тестирования:
1) приветствует обучающихся;
2) объясняет обучающимся цель предстоящей работы: получение объективной информации о состоянии качества подготовки и освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы; доводит правила проведения тестирования;
3) устанавливает соответствие представленного профессиональной образовательной организацией списка группы и списка обучающихся, фактически присутствующих;
4) раздает обучающимся бланки заданий и бланки ответов;
5) знакомит со структурой заданий, отмечает особенности, объясняет правила заполнения бланков ответов;
6) обращается к обучающимся: «Есть ли вопросы?» (не имеет права отвечать на вопросы по содержанию заданий);
7) фиксирует время начала и время окончания работы на видном месте (доске);
8) отслеживает полную самостоятельность обучающихся при выполнении работы;
9) предупреждает обучающихся о том, что до конца процедуры осталось 10 мин;
10) по истечении времени выполнения работы собирает материалы работы (заполненные бланки ответов); проверяет соответствие количества работ числу испытуемых обучающихся;
11) благодарит обучающихся за участие в работе, желает успехов.
После завершения задания преподавателям выдаются эталоны ответов для каждого варианта заданий, работы проверяются преподавателями, проводящими проверочную работу согласно системе оценивания заданий и работы в целом. По итогу заполняется протокол
Действия обучающихся при выполнении тестового задания:
1) внимательно читайте все задания работы и указания по его выполнению;
2) если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему;
3) только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу;
4) старайтесь работать быстро и аккуратно;
5) все задания выполнять на выданных листах;
6) если ошибся, зачеркни ошибку и выбери другой ответ;
7) после выполнения всех заданий осуществить проверку.
8) сдать заполненные бланки ответов преподавателю.
Сценарии выполнения тестовых заданий:
Тип задания |
Последовательность действий при выполнении задания |
Задание закрытого типа на установление соответствия |
1. Внимательно прочитать текст задания и понять, что в качестве ответа ожидаются пары элементов. 2. Внимательно прочитать оба списка: список 1 вопросы, утверждения, факты, понятия и т.д.; список 2 утверждения, свойства объектов и т.д. 3. Сопоставить элементы списка 1 с элементами списка 2, сформировать пары элементов. 4. Записать попарно буквы и цифры (в зависимости от задания) вариантов ответа |
Задание комбинированного типа с выбором верного ответа и обоснованием выбора из предложенных |
1. Внимательно прочитать текст задания и понять, что в качестве ответа ожидается только один из предложенных вариантов. 2. Внимательно прочитать предложенные варианты ответа. 3. Выбрать верный ответ, наиболее верный. 4. Записать только номер выбранного варианта ответа. 5. Записать аргументы, обосновывающие выбор ответа. |
Задание открытого типа с развернутым ответом |
1. Внимательно прочитать текст задания и понять суть вопроса. 2.Продумать логику и полноту ответа. 3.Записать ответ, используя четкие компактные формулировки. 4.В случае расчетной задачи, записать решение и ответ. |
2. Тестовые задания
Вариант 1.
Задание 1.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Мяч, брошенный вертикально вверх, падает на землю. Найдите график зависимости от времени проекции скорости на вертикальную ось, направленную вверх.
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 2.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Ящик тянут по земле за веревку по горизонтальной окружности длиной L = 40 м с постоянной по модулю скоростью. Работа силы тяги за один оборот по окружности А = 2,4 кДж. Чему равен модуль силы трения, действующей на ящик со стороны земли?
А) 60 Н Б) 90 Н В) 0,12 Н Г) 0,3 Н
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 3.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Тело массой 0,2 кг подвешено к правому плечу невесомого рычага. Чему равна масса груза, который надо подвесить ко второму делению левого плеча рычага для достижения равновесия?
А) 0,2 кг Б) 0,4 кг В) 0,12 кг Г) 0,3 кг
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа :________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 4.
Установите соответствие между формулами для вычисления физических величин в схемах постоянного тока и названиями этих величин.
В формулах использованы обозначения: I - сила тока; U - напряжение; R - сопротивление резистора. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Формулы |
Физические величины |
||
А |
1. |
Заряд, протекший через резистор |
|
Б |
2. |
Сила тока через резистор |
|
|
|
3. |
Мощность тока, выделяющаяся на резисторе |
|
|
4. |
Сопротивление резистора |
А |
Б |
|
|
Ответ: __________________________________________________________________
Задание 5.
Прочитайте текст и установите соответствие между величиной и соответствующим характером изменения.
Сопротивление участка электрической цепи постоянного тока увеличили, оставив напряжение неизменным. Как в результате этого изменились сила тока, текущего через участок цепи, и выделяющаяся в участке цепи тепловая мощность?
А |
Сила тока, текущего через участок цепи |
1. |
Увеличится |
Б |
Тепловая мощность, выделяющаяся в участке цепи |
2. |
Уменьшится |
|
|
3. |
Не изменится |
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
А |
Б |
|
|
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 6.
Прочитайте текст и установите соответствие между величиной и соответствующим характером изменения.
К источнику тока присоединены два одинаковых резистора, соединенных параллельно. Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в цепи и напряжение на клеммах источника тока, если удалить один из резисторов?
А |
Общее сопротивление цепи |
1. |
Увеличится |
Б |
Сила тока в цепи |
2. |
Уменьшится |
В |
Напряжение на источнике тока |
3. |
Не изменится |
|
|
4. |
Увеличится, а затем уменьшится |
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 7.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Сформулируйте первый закон Кирхгофа:
А) В любом замкнутом электрическом контуре алгебраическая сумма э.д.с. равна алгебраической сумме напряжений на резисторах, входящих в этот контур;
Б) В узлах цепи заряды не могут возникать;
В) В электрической цепи сумма токов ветвей, сходящихся в каждом узле любой цепи, равна нулю;
Г) В узлах цепи заряды не могут накапливаться;
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 8.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Переменный электрический ток представляет собой
А) Вынужденные электромагнитные колебания;
Б) Затухающие электромагнитные колебания;
Г) Свободные электромагнитные колебания.
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 9.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Как изменится период собственных колебаний контура, если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
А) увеличится в 3 раза
Б) уменьшится в 3 раза
В) увеличится в 9 раз
Г) уменьшится в 9 раз
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 10.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Как изменится индуктивное сопротивление катушки при уменьшении частоты переменного тока в 4 раза?
А) не изменится
Б) увеличится в 4 раза
В) уменьшится в 2 раза
Г) уменьшится в 4 раза
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 11.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Какой из приведенных ниже графиков зависимости напряжения U от времени t соответствует промышленному переменному напряжению (частота 50 Гц, действующее значение напряжения )?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 12.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
На рисунке приведен график зависимости силы тока от времени в электрической цепи, индуктивность которой 1 мГн. Определите модуль среднего значения ЭДС самоиндукции в интервале времени от 10 до 15 с.
А) 2 мкВ
Б) 3 мкВ
В) 5 мкВ
Г) 0
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 13.
Если, при подключении неизвестного элемента электрической цепи к выходу генератора переменного тока с изменяемой частотой гармонических колебаний при неизменной амплитуде колебаний напряжения, обнаружена зависимость амплитуды колебаний силы тока от частоты, представленная на рисунке, то чем является данный элемент электрической цепи?
Решение: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 14.
В колебательном контуре из конденсатора электроемкостью 2 мкФ и катушки происходят свободные электромагнитные колебания с циклической частотой Амплитуда колебаний силы тока в контуре 0,01 А. Чему равна амплитуда колебаний напряжения на конденсаторе?
Решение: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 15.
Катушка индуктивности подключена к сети с напряжением U = 100 В. Ваттметр показывает значение PK = 600 Вт, амперметр: I = 10 А. Определить параметры катушки RK, LK.
Решение: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 16.
Прочитайте текст и установите соответствие между физической величиной и соответствующим характером изменения.
По длинному тонкому соленоиду течет ток I. Как изменятся следующие физические величины, если увеличить радиус соленоида, оставляя без изменений число его витков и длину: модуль вектора индукции магнитного поля на оси соленоида, поток вектора магнитной индукции через торец соленоида, индуктивность соленоида.
А |
модуль вектора индукции магнитного поля на оси соленоида |
1. |
увеличилась |
Б |
поток вектора магнитной индукции через торец соленоида |
2. |
уменьшилась |
В |
индуктивность соленоида |
3. |
не изменилась |
|
|
4. |
Увеличиться, а затем уменьшиться |
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 17.
Прочитайте текст и установите соответствие между величиной и соответствующим характером изменения.
Протон в однородном магнитном поле движется по окружности. Чтобы в этом поле двигалась по окружности с той же скоростью α-частица, центростремительное ускорение, модуль силы Лоренца и энергия α-частицы по сравнению с протоном должны:
А |
Центростремительное ускорение |
1. |
Увеличиться |
Б |
Модуль силы Лоренца |
2. |
Уменьшиться |
В |
Энергия частицы |
3. |
Не измениться |
|
|
4. |
Увеличиться, а затем уменьшиться |
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 18.
Прямолинейный проводник длиной 0,2 м находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом к вектору индукции. Чему равен модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля при силе тока в нем 2 А?
Решение: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________________
Задание 19.
Прочитайте текст, выберите правильный ответ и запишите аргументы, обосновывающие выбор ответа.
Число витков в первичной обмотке трансформатора в 2 раза больше числа витков в его вторичной обмотке. Какова амплитуда колебаний напряжения на концах вторичной обмотки трансформатора в режиме холостого хода при амплитуде колебаний напряжения на концах первичной обмотки 50 В?
А) 25 В; Б) 50 В; В) 100 В; Г) 0,2 В.
Ответ: _____________
Обоснование выбора ответа: ________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 20.
Студент решил проверить целостность вторичной обмотки повышающего трансформатора, который был ему нужен для проведения опытов по электродинамике. Для этого он собрал последовательную цепь, состоящую из батарейки, низковольтной лампочки и исследуемой обмотки трансформатора. После замыкания этой цепи лампочка (не сразу) загорелась, что говорило об отсутствии обрывов во вторичной обмотке трансформатора. Однако, когда студент стал размыкать эту цепь, держась двумя руками за изоляцию скрученных проводников, он заметил, что в момент размыкания между концами проводников проскочила яркая искра. Объясните, руководствуясь известными физическими законами и закономерностями, почему в таких цепях даже при малых напряжениях батарейки это может происходить.
Решение: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ: ___________________________________________________________________
2. Ключи к оцениванию тестовых заданий
№ задания |
Вариант 1 |
Критерии |
1 |
2 Решение: Мяч после броска движется с постоянным ускорением свободного падения, направленным вниз. Следовательно, проекция скорости должна уменьшаться со временем по линейному закону, график зависимости ее от времени представлен на рисунке 2 |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
2 |
А Решение: Поскольку ящик тянут с постоянной по модулю скоростью, его кинетическая энергия не меняется. Вся энергия, которая поступает в систему за счет работы силы тяги, расходуется на работу силы трения. Отсюда находим модуль силы трения:
Fтр= = = 60 Н
|
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
3 |
Б Решение: Полный момент всех внешних сил относительно любой точки равен нулю. Приравнивая моменты, получаем, что для равновесия к левому концу стержня необходимо подвесить груз массой:
|
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
4 |
А-4, Б-3 |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи
|
5 |
А-2, Б-2 |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
6 |
А-1, Б-2, В-1 |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
7 |
В Решение: Алгебраическая сумма токов ветвей, сходящихся в каждом узле любой цепи, равна нулю |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
8 |
А Решение: Переменный электрический ток представляет собой электромагнитные вынужденные колебания. Переменный ток в отличие от постоянного имеет период, амплитуду и частоту |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи
|
9 |
А Решение:
Если перевести ключ из положения 1 в положение 2, тем самым увеличив индуктивность контура в 9 раз, период собственных колебаний контура увеличится в 3 раза.
|
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
10 |
Г Решение: Индуктивное сопротивление катушки пропорционально циклической частоты текущего через нее переменного тока: Следовательно, уменьшение частоты переменного тока в 4 раза приведет к уменьшению индуктивного сопротивления также в 4 раза
|
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
11 |
В Решение: Период колебаний связан с частотой соотношением Следовательно, период колебаний напряжения на искомом графике должен быть равен Действующим значением напряжения называют постоянное напряжение, действие которого производит равнозначную работу, что и рассматриваемое переменное напряжение за время одного периода. Для гармонического переменного тока значения действующего напряжения и амплитуды колебания связаны соотношением: Следовательно, для тока с действующим напряжением около 380 В амплитуда колебания должна быть порядка (поскольку значение действующего напряжения давно с некоторой погрешностью, значение амплитуды также получается с такой же относительной погрешностью). Таким образом, промышленному переменному напряжению соответствует график 3 |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
12 |
Г Решение: Величина ЭДС самоиндукции пропорциональна скорости изменения силы тока в цепи и индуктивности:
Поскольку в интервале времени от 10 до 15 с ток в цепи не менялся, получаем, что модуль среднего значения ЭДС самоиндукции в этом интервале времени равен нулю.
|
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
13 |
Решение: Генератор переменного тока, к которому подключен некоторый неизвестный элемент электрической цепи X, возбуждает в этом элементе вынужденные электромагнитные колебания. По характеру зависимости амплитуды колебаний силы тока от частоты при неизменной амплитуде колебаний напряжения можно установить качественно, что из себя представляет элемент X. Из графика видно, что амплитуда силы тока линейно возрастает с ростом частоты. Так ведет себя конденсатор Ответ: Конденсатор |
3 б - полный правильный ответ 1 б – ответ правильный, но неполный / если допущена одна ошибка 0 б – ответ неправильный / ответ отсутствует |
14 |
Решение: Амплитуда колебаний напряжения на конденсаторе связана с амплитудой колебания заряда на его обкладках соотношением С другой стороны, амплитуда колебаний тока в контуре связана с амплитудой колебания заряда соотношением Объединяя эти два равенства, для амплитуды колебания напряжения на конденсаторе получаем Ответ: 5 В |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи
|
15 |
Решение: 1. Вычисление полного сопротивления катушки ZК = U / I = 100 / 10 = 10 Ом. 2. Вычисление активного сопротивления катушки RК Ваттметр измеряет активную мощность, которая в данной схеме потребляется активным сопротивлением RК. RК = PК / I2 = 600 / 100 = 6 Ом. 3. Вычисление индуктивности катушки LК
Ом; XК = 2πf LК; LК = XК / (2πf) = 8 / (2π×50) = 0,025 Гн |
3 б - полный правильный ответ 1 б – ответ правильный, но неполный / если допущена одна ошибка 0 б – ответ неправильный / ответ отсутствует |
16 |
А-3, Б-1, В-1 |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи
|
17 |
А-2, Б-1, В-1 |
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
18 |
Решение:
|
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
19 |
Б Решение: Напряжения на первичной и вторичной обмотках трансформатора в режиме холостого хода относятся как числа витков: = . Так как = 2, получаем, что амплитуда колебаний напряжения на концах вторичной обмотки в два раз меньше амплитуды колебаний напряжения на концах первичной обмотки и равна 25 В.
|
1 б – полное правильное соответствие 0 б – остальные случаи |
20 |
Решение: 1. Индуктивность L вторичной обмотки повышающего трансформатора может быть очень велика - до нескольких Генри. 2. Поэтому после замыкания цепи и возникновения в обмотке ЭДС самоиндукции: препятствующей быстрому возрастанию тока, лампочка даже в замкнутой цепи, не имеющей повреждений, загорается не сразу. 3. Согласно закону электромагнитной индукции Фарадея, быстрое размыкание цепи, собранной школьником, то есть большая величина скорости изменения тока даже при малом токе в этой цепи при наличии в ней большой индуктивности вызывает появление очень большой ЭДС самоиндукции. 4. Эта ЭДС и вызывает пробой воздуха между размыкаемыми проводами, то есть появление искры. Ответ: быстрое размыкание цепи, содержащей большую индуктивность, даже при малых токах в ней вызывает появление большой ЭДС самоиндукции |
3 б - полный правильный ответ 1 б – ответ правильный, но неполный / если допущена одна ошибка 0 б – ответ неправильный / ответ отсутствует |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.