Конспект урока по математике на тему: "Числа в пределах 100: десятичный состав. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых"

  • Документация
  • docx
  • 27.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Числа в пределах 100: десятичный состав. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Иконка файла материала 4.docx

Учитель:  Муйдинова Э.Ф.

Предмет: математика

Урок № 4.

Класс: 2.

Дата: 06. 09. 2024 год

          Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Общее название темы: Числа от 1 до 100. Нумерация. 

          Тема урока: Числа в пределах 100: десятичный состав. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

 Цель урока:  развивать умение представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: понимают значение математических знаний в собственной жизни.

          Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Предметные результаты: имеют представление о разрядных слагаемых; знают разряды единиц, десятков; умеют: определять количество единиц и десятков в числе, представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, решать задачи и выражения изученных видов.

Оборудование:   тетради учащихся, цветные карандаши, сигнальные карточки.

          Модуль воспитательной программы «школьный урок»: Урок, посвящённый Крымской войне 1853 – 1856 годов (09.09.)

ХОД УРОКА



I. Каллиграфическая минутка.

– Назовите число, которое в числовом ряду следует за числом один и предшествует числу 3.

– Что вы можете сказать о числе 2? При помощи какой цифры запишем число 2?

Учитель прописывает на доске образец цифры «два»: 2 2 2 2 2 2

– Поэту Г. Виеру цифра 2 напомнила гусёнка:

Два похожа на гусёнка

С длинной шеей, шеей тонкой.

– А С. Маршак написал о цифре 2 так:

А вот это цифра два.

Выгибает двойка шею,

Полюбуйся, какова

Волочится хвост за нею.

– Что вам напоминает цифра 2? Как число 2 нам написать?

– Пропишите строчку цифры 2 в своих тетрадях.

Устный счет. Игра «Составь поезд».

Нам считать пришла пора.             Надо поезд вам составить:

В поезд сядет детвора.                   Все вагончики расставить, –

Чтоб отправиться нам в путь,        По порядку возрастания…

Чтобы лёгким был маршрут,                

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/21/s_59eaf2de6c7a7/717070_1.png

Все вагончики учащиеся должны расположить по порядку возрастания значений от 1 до 12.

(10 – 9, 11 – 9, 9 – 6, 11 – 7, 12 – 7, 14 – 8, 13 – 6, 16 – 8, 12 – 3, 15 – 5, 3 + 8, 12 – 0.)

III. Подготовка к восприятию нового материала. Сообщение темы и целей.

– Запишите числа, в которых: 1 десяток и 7 единиц; 7 десятков и 2 единицы; 3 десятка и 8 единиц.

– Назовите числа, которые записали.

– На каком месте справа находятся единицы? (На первом месте справа расположен разряд единиц.)

– На каком месте справа стоят десятки?(На втором месте справа расположен разряд десятков.)

– Запишите числа: 82, 19, 53, 61. Подчеркните разряд единиц синим карандашом, а разряд десятков – зелёным. Как вы думаете, для чего мы выполняли эту работу?

– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

Какова его тема? (Мы будем учиться представлять двузначные

числа в виде суммы разрядных слагаемых; тема урока:

«Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных

слагаемых».)

Комментирование

  1. Открытие новых знаний. Работа с учебником.

– Рассмотрите равенства, данные в первом столбике (с. 15, «Н»). Что заметили? (Данные числа представлены не просто в виде суммы чисел, а в виде суммы разрядных слагаемых.)

– По образцу представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых. (37 = 30 + 7;   56 = 50 + 6; 84 = 80 + 4;    65 = 60 + 5.)

– Выполните задание 1 (с. 15) с комментированием, вставляя в «окошечко» пропущенное число, аргументируйте своё мнение.

 

 

                                     Физкультминутка

Хомка, Хомка, Хомячок,               Подметает Хомка хатку

Полосатенький бочок.                   И выходит на зарядку.

Хомка раненько встает,                 Раз, два, три, четыре, пять.

Щечки моет, шейку трет.               Хомка хочет сильным стать

Объяснение

Развитие навыков счета.

– Выполните задание 5 (с. 15) устно с объяснением.

– Какая прослеживается закономерность во втором столбике примеров? Что заметили? (Первое слагаемое в каждой следующей сумме увеличивается на 10, второе слагаемое – одинаковое, соответственно значение каждой последующей суммы увеличивается на 10; поскольку из каждой суммы вычитается одно и то же число, то и значения выражений будут увеличиваться на 10.)

– Продолжите данный столбик, соблюдая подмеченную вами закономерность.

38 + 1 – 9                                 78 + 1 – 9

48 + 1 – 9                                 88 + 1 – 9

58 + 1 – 9                                 98 + 1 – 9

68 + 1 – 9                                 ……………

Разбор задачи

– Прочитайте текст задачи 4 (с. 15). Выделите условие, вопрос, данные и искомые числа, а затем выберите то решение, которое соответствует тексту задачи. (Верным будет решение 2: первым действием следует выполнять вычитание, так как во втором букете гвоздик было на 2 меньше.)

– Составьте задачу, соответствующую решению 1. (В одном букете 5 гвоздик, а в другом – на 2 гвоздики больше. Сколько гвоздик в этих букетах?)

– Самостоятельно выполните задание 3 (с. 15).

Вместо краткой записи ученики могут выполнить чертёж, а затем записать решение.

Решение может быть проверено фронтально или в парах.

Рефлексия. Подведение итогов

– Чему научил вас сегодняшний урок? Что особенно запомнилось?

– Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?

Домашнее задание

Решить примеры стр. 7 № 5