Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» Пожарского муниципального района
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол №1
от «31» августа 2022 г.
ПРОВЕРЕНА Заместитель директора по УВР
______________М.А.Третьякова
«31» августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор МОБУ СОШ № 4
Пожарского муниципального района
______________А.Г.Портнягина
приказ №87 от «31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ
Учителя математики МОБУ СОШ № 4 Пожарского муниципального района
Портнягиной А.Г., учителя высшей категории
Пгт Лучегорск
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами» на уровне среднего общего образования (10-11 классы) составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями), в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования МОБУ СОШ №4 Пожарского МР, на основе авторской программы Н.В. Пивоварова «Решение уравнений и неравенств с параметрами».
В Учебном плане МОБУ СОШ №4 Пожарского МР на изучение элективного курса отводится 68 часов: 10 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 11 класс - 34 часа в год (1 час в неделю).
I. Планируемые результаты освоения элективного курса
10 класс
Личностные результаты:
1) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
4) умение самостоятельно работать с различными источниками информации (учебные пособия, справочники, ресурсы Интернета и т. п.);
5) умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
6) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты:
1) самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
2) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
3) выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
4) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
5) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
6) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
7) представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
8) точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты Введение.
Выпускник научится:
- распознавать задания с параметрами;
- понимать, что значит решить уравнение с параметром, неравенство с параметром, систему уравнений и неравенств с параметром.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять вид уравнения (неравенства) с параметром.
Линейные уравнения, неравенства и их системы с параметрами. Выпускник научится:
- свободно оперировать понятиями:линейное уравнение с параметром, линейное неравенство с параметром, система линейных уравнений с параметром, система линейных неравенств с параметром;
- использовать основные приёмы и методы решения линейных уравнений и их систем спараметрами; - использовать основные приёмы и методы решения линейных неравенств и их систем с параметрами .
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать зависимость количества решений линейных уравнений, неравенств и их систем от значенийпараметра;
- выполнять равносильные преобразования при решении линейных уравнений, неравенств и их систем с параметрами; - определять общую схему решения линейных уравнений, неравенств и их систем с параметрами;
- сравнивать и обобщать закономерности в процессе решения линейных уравнений, неравенств и их систем с параметрами;
- овладеть навыками исследовательской работы.
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Выпускник научится:
- свободно оперировать понятиями:квадратное уравнение с параметром, квадратное неравенство с параметром, система квадратных уравнений с параметром, система квадратных неравенств с параметром;
- использовать основные приёмы и методы решения квадратных уравнений и их систем с параметрами; - использовать основные приёмы и методы решения квадратных неравенств и их систем с параметрами .
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать зависимость количества решений квадратных уравнений, неравенств и их систем от значений параметра;
- выполнять равносильные преобразования при решении квадратных уравнений, неравенств и их систем спараметрами; - определять общую схему решения квадратных уравнений, неравенств и их систем с параметрами;
- сравнивать и обобщать закономерности в процессе решения квадратных уравнений, неравенств и их систем с параметрами;
- овладеть навыками исследовательской работы.
Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами. Выпускник научится:
- составлять алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметром;
- составлять алгоритмы решения квадратных уравнений и неравенств с параметром. Выпускник получит возможность научиться:
- овладеть основными приёмами и методами решения исследовательских задач.
11 класс
Личностные результаты:
1) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
4) умение самостоятельно работать с различными источниками информации (учебные пособия, справочники, ресурсы Интернета и т. п.);
5) умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
6) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты:
1) самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
2) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
3) выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
4) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
5) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
6) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
7) представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
8) точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
Аналитические и геометрические приёмы решения задач с параметрами.
Выпускник научится:
- свободно оперировать понятиями: «пучок прямых», «фазовая плоскость», «метод областей», симметрия аналитических выражений;
- использовать графический способ решения задач с параметрами;
- использовать способ решения уравнений с параметром с использованием области определения уравнения; - решать уравнения с параметром с использованием метода оценок;
- решать уравнения и неравенства относительно параметра;
- решать задачи с параметрами с использованием равносильных переходов. Выпускник получит возможность научиться:
- понимать зависимость количества решений уравнений с одной или двумя неизвестными и одним параметром от значений параметра;
- применять графические приёмы при решении задач с параметрами;
- применять аналитические приёмы при решении задач с параметрами;
- овладеть навыками исследовательской работы.
Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами.
Выпускник научится:
- анализировать и выбирать рациональные приёмы и методы решения тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и их систем с параметрами;
- анализировать и выбирать рациональные приёмы и методы решения тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных неравенств и их систем с параметрами.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать зависимость количества решений различных видов уравнений, неравенств и их систем от значений параметра;
- выполнять равносильные преобразования при решении различных видов уравнений, неравенств и их систем с параметрами;
- обобщать и систематизировать закономерности в процессе решения различных видов уравнений, неравенств и их систем с параметрами;
- овладеть навыками исследовательской работы.
Применение производной при решении некоторых задач с параметрами.
Выпускник научится:
- применять основные понятия алгебры и начал математического анализа при решении различных задач спараметрами. Выпускник получит возможность научиться:
- иллюстрировать с помощью наглядно-графических соображений решение задач с параметрами, используя аппарат производной.
II. Содержание программы учебного курса
10 класс
№ п/п
|
Количество часов, необходимое для изучения темы |
Название темы
|
Основное содержание по темам |
I
|
1
|
Введение
|
Понятие уравнения с параметрами. Первое знакомство с уравнениями с параметром |
|
15
|
Линейные уравнения, неравенства и их системы с параметрами |
Решение линейных уравнений с параметрами. Решение линейных уравнений с параметрами при наличии дополнительных условий (ограничений) к корням уравнений.
|
1 |
9 |
Линейные уравнения и их системы с параметрами
|
Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным. Решение систем линейных уравнений (с двумя переменными) с параметрами. Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры. |
2 |
6 |
Линейные неравенства и их системы с параметрами
|
Решение линейных неравенств с параметрами. Решение неравенств с параметрами, приводимых к линейным. Решение неравенств с параметрами, приводимых к неравенствам вида x-a > ( )0. Решение линейных неравенств с параметрами с x - b помощью графической интерпретации. Решение систем линейных неравенств с одной переменной, содержащих параметры.
|
II
|
14 |
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами
|
Решение квадратных уравнений с параметрами. Использование теоремы Виета при решении квадратных уравнений с параметрами.
|
|
7 |
Квадратные уравнения с параметрами
|
Решение уравнений с параметрами, приводимых к квадратным. Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Взаимное расположение корней двух квадратных уравнений. Нахождение заданного количества решений уравнения с параметром. |
|
7 |
Квадратные неравенства с параметрами
|
Решение квадратных неравенств с параметрами. Решение неравенств с параметром методом интервалов. Нахождение заданного количества решений неравенства с параметром. Задачи на нахождение наибольших и наименьших значений.
|
III
|
5 |
Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами
|
Алгоритмический подход в решении линейных уравнений с параметрами. Алгоритмический подход в решении квадратных неравенств с параметрами.
|
11 класс
№ п/п
I
1
2
II
Название темы
Аналитические и геометрические приёмы решения задач с параметрами
Графические приёмы при решении задач с параметрами
Аналитические приёмы при решении задач с параметрами
Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами Показательные уравнения и неравенства с параметрами
Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами
Количество часов, необходимое для изучения темы
16
6
10
12
2
2
2
2
Основное содержание по темам
Графический метод решения задач с параметрами. Применение понятия «пучок прямых на плоскости». Фазовая плоскость. «Метод областей» при решении уравнений и неравенств с параметрами.
Использование симметрии аналитических выражений. Решение относительно параметра. Область определения помогает решать задачи с параметром. Использование метода оценок при решении задач с параметрами. Равносильность при решении задач с параметрами.
Решение тригонометрических уравнений и неравенства с параметрами
Решение показательных уравнений и неравенства с параметрами
Решение логарифмических уравнений и неравенства с параметрами
Решение иррациональных уравнений и неравенства с параметрами
Уравнения и неравенства с параметрами по материалам КИМов Применение производной при
III решении некоторых задач с параметрами. Зачётная работа.
Решение разных уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами 4
Использование экстремальных свойств функции при решении задач с параметрами
6
III. Тематическое планирование
10 класс
№
Тема п/п
1 Введение
2 Линейные уравнения, неравенства и их системы с параметрами
Количество часов, необходимое для изучения темы
1
15
Характеристика основных видов деятельности ученика
Распознавать параметр в уравнениях, равносильных уравнениях, находить осознанный подход к решению задач с параметром. Приводить примеры задач, приводящих к уравнению с параметром.
Формулировать определения: линейных уравнений с параметром, линейных неравенств с параметром, системы линейных уравнений и неравенств с параметрами.
Приводить примеры линейных уравнений с параметром;
линейных неравенств с параметром.
Описывать схему: зависимости количества корней линейных уравнений с параметром от коэффициентов a и b; зависимости количества решений системы линейных уравнений от коэффициентов системы; решения неравенств вида axb или ax .
Знать и применять алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметром, систем линейных уравнений и неравенств с параметром.
Решать линейные неравенства с параметром с помощью графической интерпретации. Решать уравнения и неравенства с параметром, приводимые к линейным.
Решать неравенства с параметрами, приводимые к неравенствам вида x−a > ( )0.
x−b
Применять общие закономерности при решении линейных уравнений с параметром с дополнительными условиями.
3 Квадратные уравнения и неравенства с параметрами
4 Алгоритмический подход в решении уравнений и неравенств с параметрами
14 Формулировать определения: квадратного уравнения с параметром; приведённого (неприведённого), полного (неполного) квадратного уравнения с параметром; квадратного неравенства с параметром.
Приводить примеры квадратных уравнений с параметром, квадратных неравенств с параметром.
Находить значения параметров, при которых выполняются дополнительные условия, используя теорему Виета.
Описывать: зависимость корней квадратного уравнения с параметром от старшего коэффициента и дискриминанта; положение квадратной параболы на плоскости в
зависимости от её коэффициентов.
Знать и применять алгоритмы решения квадратных уравнений и неравенств с параметром.
Решать квадратные неравенства с параметром с помощью графической интерпретации. Решать уравнения с параметром, приводимые к квадратным.
Решать квадратные неравенства методом интервалов.
Находить все значения параметра, при которых два квадратных уравнения с параметром равносильны; имеют хотя бы один общий корень.
Определять количество решений квадратного уравнения или неравенства в зависимости от значения параметра (параметров).
Применять общие закономерности при решении квадратных уравнений с параметром с дополнительными условиями.
Решать задачи на нахождение наибольшего или наименьшего значения суммы корней или суммы квадратов корней квадратного уравнения с параметром.
4 Уметь проводить учебное исследование и составлять алгоритмы решения уравнений вида k(a)x = b(a) и f(a )x2 + g(a)x +z(a) = 0; неравенств вида k(a)x b(a), k(a)x < b(a),
f(a )x 2 + g(a )x + z(a ) > 0, f(a )x 2 + g(a )x + z(a ) < 0.
11 класс
№
Тема п/п
Количество часов, Характеристика основных видов деятельности ученика необходимое для
изучения темы
1 Аналитические и геометрические приёмы решения задач с параметрами
2 Решение различных видов уравнений и неравенств с параметрами
3 Применение производной при решении некоторых задач с параметрами
16 Уметь проводить учебное исследование для нахождения значений параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности не имеют решений, имеют заданное число решений, имеют бесконечное множество решений. Применять графический способ решения задач с параметрами: задачи, решаемые с помощью «пучка прямых»; способ решения задач, в которых фигурируют лишь одна неизвестная и один параметр («фазовая плоскость»).решение задач с параметрами «методом областей» (введение координатной плоскости (x; a)).
Применять аналитические приёмы решения задач с параметрами: использование симметрии аналитических выражений; решение уравнений и неравенств относительно параметра; использование области определения уравнения; использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств; использование равносильных переходов.
12 Уметь анализировать и выбирать рациональные методы при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных, комбинированных уравнений и неравенств с параметрами.
6 Решать уравнения и неравенства с параметрами с применением аппарата математического анализа, изучаемого в школе: применение производной к определению точек экстремума, нахождению промежутков возрастания (убывания) функций; нахождение предела функции, асимптот.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.