ПОРТФОЛИО КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ
Пятакова Ю.М..
ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»
Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования школы.[4] Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.[4]
Поэтому педагоги-практики находятся в поиске новых подходов к оцениванию, что уже привело к появлению таких интересных и эффективных форм, как рефлексивное качественное самооценивание, введенное Ш.А. Амонашвили; критериальное оценивание; различные приемы безотметочного оценивания в начальной школе, а также приемы формирования оценочной самостоятельности учеников процессе развивающего обучения.[1]
Можно сказать, что сегодня в подходе к оценке учебных результатов наметился определенный сдвиг:
накопительная оценка, возрастает роль самооценивания, участия ученика не только в получении результата, но и в его анализе. В последние 15–20 лет в школьной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим учащимся и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений, – учебный портфолио.[2,5,6]
Портфолио (портфель достижений) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.[3] В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
• Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
• Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Для школы использование портфолио, во-первых, дает возможность обеспечивать оценивание при условии, что критерии оценки заранее обсуждены с учащимися, и, во-вторых, позволяет ученику планировать результаты и проектировать виды, формы и средства собственной учебной деятельности. Ученик может самостоятельно или совместно с учителем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений поместить в портфолио.
Таким образом, для ученика становится понятной ценность портфолио: портфолио – это рабочий инструмент, позволяющий эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения.
Для учителя, портфолио или портфель достижения является инструментом:
- отслеживания индивидуального прогресса ученика в течение длительного периода обучения;
-оценивания его образовательных достижений и дополнения результатов тестирования, а также других традиционных форм контроля;
-учета достижений, полученные учеником не только в школе, но и в широкой образовательном среде, в различных жизненных ситуациях: в системе дополнительного образования, на олимпиадах и конкурсах. Не менее важно и то, что портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:
-поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
-повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции в ситуации профильного обучения.[7]
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
●Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи
●Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане
●Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции
●Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Следует отметить, что четких правил ( государственного образца) , описывающих то, как должен выглядеть портфолио ученика российской школы, на данный момент нет.
Таким образом, портфолио как средство оценки отвечает всем требованиям к оцениванию – оно базируется на субъект-субъектном подходе, сочетает самооценку с внешней оценкой, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. На основе портфолио происходит оценивание не только стандартного набора знаний учащегося, но и его «индивидуализированной» карты знания, а также процесса развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует не только приобретению знаний и умений, но и становлению личностных и социальных компетенций обучающихся. Литература
1. Амонашвили Ш.А Обучение. Оценка. Отметка.-М.,1980
2. Ананьев. Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2 .- М..,1980
3. Воронин, Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения» . – Воронеж, 2004
4. Карпова Е.В, Пятакова ,Ю.М.Проблема оценивания: традиции и инновации//Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования.- Ярославль,2010
5. Мехтиханова ,Н.Н. Психология оценивания.- Ярославль , 2000
6. Сорокоумова, Е.А.Педагогическая психология.-Спб,2009
7. Шадрикова И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя//Совет. Педагогика. – 1991.- №10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.