Статья на тему: "Портфолио как современное средство оценивания"
Оценка 4.9

Статья на тему: "Портфолио как современное средство оценивания"

Оценка 4.9
pdf
02.01.2024
Статья на тему: "Портфолио как современное средство оценивания"
Портфолио как современно средство оценивания.pdf

ПОРТФОЛИО  КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ

 

Пятакова Ю.М.. 

ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»

 

      Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования школы.[4]      Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков  по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.[4]

      Поэтому педагоги-практики находятся в поиске новых подходов к оцениванию, что уже  привело к появлению таких интересных и эффективных форм, как рефлексивное качественное самооценивание, введенное Ш.А. Амонашвили; критериальное оценивание; различные приемы безотметочного оценивания в начальной школе, а также приемы формирования оценочной самостоятельности учеников  процессе развивающего обучения.[1]

Можно сказать, что сегодня в подходе к оценке учебных результатов наметился определенный сдвиг:

накопительная оценка, возрастает роль самооценивания, участия ученика не только в получении результата, но и в его анализе. В последние 15–20 лет в школьной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим учащимся и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений, – учебный портфолио.[2,5,6]

          Портфолио (портфель достижений) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом  практико-ориентированного подхода к образованию.[3] В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

              Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; 

              Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

       Для школы использование портфолио, во-первых, дает возможность обеспечивать оценивание при условии, что критерии оценки заранее обсуждены с учащимися, и, во-вторых, позволяет ученику планировать результаты и проектировать виды, формы и средства собственной учебной деятельности. Ученик может самостоятельно или совместно с учителем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений поместить в портфолио.

        Таким образом, для ученика становится понятной ценность портфолио: портфолио – это рабочий инструмент, позволяющий эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения.

      Для учителя, портфолио или портфель достижения является инструментом:

  - отслеживания индивидуального прогресса ученика в течение длительного периода обучения;

 -оценивания его образовательных достижений и дополнения результатов тестирования, а также других традиционных форм контроля;

 -учета достижений, полученные учеником не только в школе, но и в широкой образовательном среде, в различных жизненных ситуациях: в системе дополнительного образования, на олимпиадах и конкурсах.       Не менее важно и то, что портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:

-поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции в ситуации профильного обучения.[7]

      В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

●Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи 

●Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане

●Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции

●Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. 

     Следует отметить, что четких правил ( государственного образца) , описывающих то, как должен выглядеть портфолио ученика российской школы, на данный момент нет.

      Таким образом, портфолио как средство оценки отвечает  всем требованиям к оцениванию – оно базируется на субъект-субъектном подходе, сочетает самооценку с внешней оценкой, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. На основе портфолио происходит оценивание не только стандартного набора знаний учащегося, но и его «индивидуализированной» карты знания, а также процесса развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует не только приобретению знаний и умений, но и становлению личностных и социальных компетенций обучающихся. Литература

1.       Амонашвили  Ш.А  Обучение. Оценка. Отметка.-М.,1980

2.       Ананьев. Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2 .- М..,1980

3.       Воронин, Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения» . – Воронеж, 2004

4.       Карпова Е.В, Пятакова ,Ю.М.Проблема оценивания: традиции и инновации//Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования.- Ярославль,2010

5.       Мехтиханова ,Н.Н. Психология оценивания.- Ярославль , 2000

6.       Сорокоумова, Е.А.Педагогическая психология.-Спб,2009

7.       Шадрикова И.А. Педагогическая оценка и мастерство учителя//Совет. Педагогика. – 1991.- №10

 

ПОРТФОЛИО КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО

ПОРТФОЛИО КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: ●Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его…

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: ●Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2024