Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл
17.01.2024
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Актуальность программы «Умники и умницы» состоит в том, что она обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. В результате деятельности ребенок может раскрыть и приумножить свои способности.
Программа Умники и умницы.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Средняя общеобразовательная школа №10»

ПРИНЯТО

Школьным методическим объединением учителей начальных классов

Протокол от «З 1» августа 2023 г. №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

И.А.Жукова

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» основной общеобразовательной программы начального общего образования для 4 классов

Срок реализации 1 год.

Составитель: Неминская Е.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории

г. Куйбышев, 2023 год

Пояснительная записка

Актуальность программы «Умники и умницы» состоит в том, что она обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. В результате деятельностиребенок может раскрыть и преумножить свои способности.

В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию образования с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения является общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правило, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимым компонентом которого является логическое мышление — как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное — эвристическое и алгоритмическое мышление.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов стандартов является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительными особенностями программы по данному курсу являются:

*                     определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы;  в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

*                     достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.

Данная программа реализуется в форме кружка социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы». Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Во 4 классе по 1 часу в неделю (всего 34 часа). Место проведения занятий — учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 10-11 лет.

Форма обучения - очная.

Уровень программы -базовый.

Форма реализации- традиционная.

Организационные формы обучения- коллективные, групповые, индивидуальные. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 4 классе по 1 часу.

Цель программы развитие образного мышления, речи, умения высказывать и делать выводы и суждения, развитие творческих способностей. Задачи:

*                    формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение

познавательных интересов;  формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

*                    развивать образное мышление;

*                    развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; - развивать творческие способности;

*                    увеличивать концентрацию внимания и объема памяти;  содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Содержание программы

Учебный план

 

Название раздела, темы

 

Количество часов

Форма аттестации

всего

тео етических

п актических

1

Вводное занятие.

1

 

 

Тест способностей

2

Командные игры

1

 

1

Проектная работа

3-6

Числовые тесты

4

1

 

Групповая работа

7-9

Логические задачи

З

 

З

Групповая и индиви альная абота

10

Участие          во

Всероссийских конк сах.

1

 

1

Тестовая работа

1112

Догадайся        и

до ис

2

1

1

Творческая работа

1314

Словесные тесты.

2

 

2

Компьютерные игры

15

Найди логическую па

1

 

 

Творческая работа

1617

Анаграммы

2

 

2

Интеллектуальная игра

1819

Литературная викто ина.

2

2

 

Интеллектуальная игра

20

Сказка.

1

0,5

0,5

Исследовательская абота

 

 

21

В ми е слов.

1

 

 

Тво ческая абота

 

 

22

Поиск         по признакам. Раздели      по г ПТИ.

1

 

1

Практическая работа

 

 

2324

Так бывает или нет?

2

 

2

Творческая работа

 

 

25

Логические задачи.

1

 

 

Компьютерные игры

 

 

26

Что   это? Загадки.

1

 

 

Творческая работа

 

 

27

Назови одним словом.

Лишнее слово.

1

 

 

Практическая работа

 

 

28

Урок тво чества.

1

 

1

Проектная работа

 

 

29

-30

Ориентировка во в емени.

2

1

1

Исследовательская абота

 

 

31

Количество и счёт. Величина.

1

0,5

 

Групповая работа

 

 

3233

Логические задачи.

2

1

1

Групповая и индивид альная абота

 

34

Итоговое занятие. Тест достижений.

1

1

 

Индивидуальная тестовая работа

 

Содержание учебного плана:

1.    Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Практика: Интеллектуальные задачи.

2.    Командные игры

Групповая работа. Коллективное принятие решения.

3-6. Числовые тесты

Теория: Решение логических задач.

Практика: Составление своего числового теста.

7-9.ЛогическиезаДачи

Практика: Решение логических задач, задач на смекалку.


10. Участие во Всероссийских конкурсах

Практика: Применение знаний по предмету русский язык.

11-12. Догадайся и Дорисуй.

Практика: Найти правило по которому объединены предметы и нарисовать недостающий предмет. Подготовительная работа с матрицами Равена.

13-14. Словесные тесты

Теория: Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Практика: . Компьютерные игры.

15. НайДи логическую пару.

Теория: Найти логическую связь между предметами.

Практика: проектная работа: придумать и нарисовать свою пару

16-17. Анаграммы

Практика: Придумать анаграмму.

18-19. Литературная викторина

Теория: Данное занятие посвящено литературным произведениям.

20.      Сказка

Теория: По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения.

Практика: исследовательская работа (сравнение сказок: найти общее и различие)

21.      В мире слов

Теория: найти общее, скажи по-другому, с чем ассоциируется... Практика: составление загадок.

22.      Поиск по признакам. РазДели по группам.

Теория: По данному признаку, продолжить ряд

Практика: Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры

23-24. Так бывает или нет?

Практика: Проектная работа совместно с родителями: придумать продолжение игры

25.   Логические заДачи

Теория: Упражнения на развитие логической связи и мышления. Практика: Компьютерные игры.

26.   Что это? ЗагаДки.

Теория:. Назвать предмет по его признакам.

Практика: Исследовательская работа. (Виды загадок, формы, назначения и т.д.)

27.   Назови одним словом. Лишнее слово.

Теория Назвать предмет по его признакам.

Практика: Практическая работа: из предложенных предметов найти лишнее и объяснить почему.

28.   Урок творчества.

Практика: Проектная работа: составление игр.

29-30. Ориентировка во времени.

Теория: Развитие временного мышления. Назови одним словом. Практика: Практическая работа: решение ребусов, логических задач.

31. Количество и счет. Величина.

Теория: Развитие внимания и памяти. Математические задачки.

Практика: Компьютерные игры.

32-33. Логические заДачи

Теория: Упражнения на развитие логической связи и мышления.

Практика: решение логических задач в ходе индивидуальной и групповой работы.

34. Итоговое занятие. Тест Достижений.

Теория: Подвести итоги кружка. Чему научились? Что умеем? Что понравилось?

и.т.д

Практика: индивидуальная тестовая работа.

Требования к личностным, метапреДметным и предметным результатам освоения программы кружка «Умники и умницы».

В результате изучения данной программы во 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

       уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

       сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

       МетапреДметными результатами являются формирование следующих удд:

Регулятивные уд: • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

       формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

       осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД.•

       овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

       соблюдать нормы этики и этикета;

       овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УД:

       учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

       учиться аргументировать, доказывать;

       учиться вести дискуссию.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:  выделять свойства предметов;  обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;  сопоставлять части и целое для предметов и действий;  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  проводить аналогию между разными предметами;  выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;  рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

1. Комплекс организационно — педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год об ения

01.09.2023

30.05.2024

34

 

1 час

2.2 Условия реализации программы

Для реализации программы необходим учебный класс соответствующим требованиям САНиПИН и пожарной безопасности. Мой кабинет оснащён современными техническими средствами обучения: компьютером, проектором, принтером интерактивной доской SMART, документ—камерой. Учебная мебель соответствует всем гигиеническим требованиям. Состояние кабинета позволяет соблюдать нормы СанПиН.

В своей работе я использую разные средства обучения:

       научно-популярную литературу, которая даёт новейшую информацию по изучаемой теме и расширяет кругозор учащихся;

       художественную литературу;

       технические средства (компьютер, проектор, СГ)-носители);

       словари, энциклопедии, раздаточный материал; использование сети Интернет, в первую очередь образовательные сайты:Юфы/ЛпПэиюКли/, https://multiurok.ru/all-siteS

2.3 Формы аттестации

Диагностика уровня сформированности у учащихся знаний, умений и навыков проводится в виде мониторинга и промежуточной аттестации. Контроль за выполнением программных задач осуществляется на каждом занятии. Формами контроля являются: наблюдение, опрос, тестирование, интеллектуальные игры, олимпиады, проектные, практические, творческие работы. Образовательная деятельность предполагает развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей: учебные, фиксирующие предметные результаты, достигнутые в процессе освоенияобразовательной программы (мониторинг уровня обученности); личностные, выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении. метапредметные результаты, раскрывающие формирование коммуникативных навыков.

Мониторинг предметных результатов проводится в начале, на промежуточном этапе, а так же в конце изучения данного курса.

Мониторинг результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых параметров: теоретическую подготовку, практическую подготовку. По каждому параметру выставляются баллы (по 10-балльной шкале), затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения образовательной программы.

Мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения программы также проводится так же в начале, на промежуточном этапе, а так же в конце изучения данного курса. Мониторинг включает в себя: исследование уровня развития креативных способностей, исследование уровня нравственной воспитанности учащихся. Текущая диагностика осуществляется на каждом занятии. Делается оценка деятельности учащегося, и вырабатываются подходы для дальнейшего успешного взаимодействия педагога и учащегося.

2.4. Оценочные материалы

Теоретические знания по программе оцениваются педагогом на основании вопросов беседы по основным разделам. Мониторинг итоговых результатов освоения образовательной программы в целом, проводится по методике В. Симонова (Приложение 1). Мониторинг включает в себя: исследование уровня развития креативных способностей по методикам К. Тэкэксуи А.И. Луку (Приложение 2, З) исследование уровня нравственной воспитанности учащихся (в данной методике в косвенной форме ставится вопрос о ценностях, об установках по отношению к себе и другим). Система оценки: 1 3 балла — низкий уровень освоения программы (информационный); 4 7 баллов достаточный уровень освоения программы

(репродуктивный); 8 10 баллов высокий уровень освоения программы (творческий). Диагностические методики необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий с детьми.

2.5. Методические материалы

1 Григорьев ДВ. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

З.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.

4.Развитие исследовательских умений младших школьников: пособие для учителя/ [Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой — М.:

Просвещение, 2011.

5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. м.. Просвещение, 2010.

7 Дементьева Л.С. «В мире занимательной математики» - Волгоград, «Учи-тель», 2011г.

8.Мельникова Т.А. «Математика. Развитие логического мышления 1-4классы: комплекс упражнений и задач». — Волгоград, «Учитель», 2009г.

9.Тамберг ЮГ. «Учись соображать: 10 тренингов развития творческого мышления у детей». — Екатеринбург, У-Фактория, 2007г.

10.Субботина О.В. «Олимпиадные задания по математике 1-4 классы». Выпуск — 2. — Волгоград, «Учитель», 201 Ог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

В результате деятельностиребенок может раскрыть и преумножить свои способности

В результате деятельностиребенок может раскрыть и преумножить свои способности

Цель программы развитие образного мышления, речи, умения высказывать и делать выводы и суждения, развитие творческих способностей

Цель программы развитие образного мышления, речи, умения высказывать и делать выводы и суждения, развитие творческих способностей

Поиск по признакам

Поиск по признакам

Участие во Всероссийских конкурсах

Участие во Всероссийских конкурсах

Что это? ЗагаДки. Теория:. Назвать предмет по его признакам

Что это? ЗагаДки. Теория:. Назвать предмет по его признакам

Познавательные УДД.• • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; • соблюдать нормы этики и этикета; • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации…

Познавательные УДД.• • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; • соблюдать нормы этики и этикета; • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации…

СГ)-носители); • словари, энциклопедии, раздаточный материал; использование сети

СГ)-носители); • словари, энциклопедии, раздаточный материал; использование сети

Система оценки: 1 3 балла — низкий уровень освоения программы (информационный); 4 7 баллов достаточный уровень освоения программы (репродуктивный); 8 10 баллов высокий уровень освоения…

Система оценки: 1 3 балла — низкий уровень освоения программы (информационный); 4 7 баллов достаточный уровень освоения программы (репродуктивный); 8 10 баллов высокий уровень освоения…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024