Рабочая программа по окружающему миру подготовительный класс для детей с ОВЗ (вариант 6.2)
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру подготовительный класс для детей с ОВЗ (вариант 6.2)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
Все классы
03.01.2025
Рабочая программа по окружающему миру подготовительный класс для детей с ОВЗ (вариант 6.2)
Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с НОДА составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ) и федеральной программы воспитания.
Окружающий мир.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с НОДА составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ) и федеральной программы воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Для реализации учебной дисциплины «Окружающий мир» обучающимися с НОДА необходимо учет особенностей развития каждого обучающегося с двигательными нарушениями, а также наличие специальных образовательных условий для лиц данной категории. В ходе реализации учебной дисциплины «Окружающий мир» необходимо учитывать наличие целого ряда нарушений общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук, речи, наличие сопутствующих нарушений, несформированность зрительно-моторной координации у обучающихся НОДА и другие нарушения. У некоторых обучающихся с двигательными нарушениями затруднения при усвоении программного материала по данному предмету могут быть обусловлены недостаточной сформированностью пространственной ориентировки и пространственного воображения, памяти (расположение частей света, направления течения рек и т.д.), что обычно проявляется при работе с картами.  Степень выраженности указанных затруднений значительно увеличивается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью зрительно-моторной координации. Нередко на уроках «Окружающий мир» обучающимся с двигательными нарушениями нелегко сложить из отдельных частей целое (склеить, составить из конструктора грибок, елочку, домик и т.д.).

Обучающиеся с НОДА часто допускают ошибки, связанные с пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, с не дописыванием слов, предложений, неверным использованием предлогов и наречий и т.д. Часть обучающихся с двигательными нарушениями могут одни и те же задания в разное время выполнять на различном уровне, т.е. количество и качество их ошибок отличается непостоянством и определяются течением заболевания.

Встречаются обучающиеся с НОДА, для которых характерно медленное включение в задание. Эти дети требуют индивидуального подхода со стороны педагога, который должен в ряде случаев повторить задание, заострив внимание на трудных местах, спокойным голосом побудить обучающегося к выполнению задания. Другие дети с трудом переключаются с одного вида работы на другой вид, что требует дополнительного времени для выполнения нового задания.    У значительной части детей затруднения в усвоении программного материала зависят от состояния речи и других особенностей их психической деятельности.  Это создает дополнительные сложности при освоении данной Программы и диктуют ряд особенностей в организации педагогического процесса при освоении данной дисциплины. Кроме того, почти все действия (умственные и физические) на уроках «Окружающий мир», обучающиеся с НОДА выполняют намного медленнее своих сверстников, без нарушений развития, поэтому и времени на освоение даже доступных практических операций им требуется гораздо больше.

Взаимодействие органических, психологических и социальных факторов приводит к нарушениям формирования личности детей с НОДА, что в свою очередь негативно отражается на взаимодействии с окружающими и приводит к трудностям социальной адаптации. Для обучающихся с НОДА характерен целый ряд особенностей в формировании личности: пониженный фон настроения; тенденция к ограничению социальных контактов; заниженная самооценка; ипохондрические черты характера, уход в болезнь; ориентация на помощь извне, требование помощи от окружающих даже в ситуациях, когда невозможно выполнить необходимые действия самостоятельно.

Трудности освоения данной программы обучающимися с НОДА также связаны с   недостаточной сформированностью контроля за своими действиями. В связи с этим при выполнении обучающиеся с двигательными нарушениями часто не видят своих ошибок и не умеют правильно оценивать свои работы.

В одном классе могут учиться обучающиеся с совершенно разными двигательными нарушениями, и каждый обучающийся будет требовать индивидуального подхода при обучении одной и той же операции, а некоторые – подбора индивидуальных вспомогательных средств, без которых выполнение этой операции состава класса, диагноза и двигательных возможностей каждого обучающегося, необходимо отбирать наиболее доступные для выполнения виды работ.

Характер и дозирование нагрузок зависит от психофизических особенностей, обучающихся с НОДА. На каждом уроке необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, уделять особое внимание обучающимся, имеющим тяжелые двигательные нарушения, дозировать нагрузки. Задания следуют усложнять по мере выработки прочных умений и навыков с учетом двигательных нарушений.

При прохождении каждой темы на уроках «Окружающий мир» педагог должен четко представлять, какие умения являются стержневыми и какие он должен сформировать именно на материале данного урока. Педагог, должен специально формировать у обучающихся с НОДА по каждой теме умение кратко представить основное содержание. Например, составить план по теме, отвечать на вопросы, сделать рисунки, краткую запись и т.д. Эти умения способствуют коррекции нарушенных функций, прежде всего пространственных представлений и воображения, формированию внутренней речи, и кроме того, они способствуют более глубокому и всестороннему выявлению знаний детей с тяжелыми речевыми и двигательными нарушениями.

Очень важно при реализации данной дисциплины сформировать у обучающихся с двигательными нарушениями умения связывать новый материал с раннее пройденным, выбирать из пройденного те сведения, которые необходимы для усвоения нового материала, что наряду с задачами более прочного усвоения знаний, влияет на формирование пространственных представлений и воображения, и установления причинно-следственных связей.

Весьма важно научить детей с НОДА работать со схемами, рисунками, картами и другим наглядным материалом. Это необходимо использовать в различных формах и видах учебной деятельности, в том числе и при опросе обучающихся с двигательными нарушениями для выявления усвоенных знаний по данной дисциплине.

Многие обучающиеся с НОДА при освоении учебного предмета «Окружающий мир» не могут выполнять лабораторные работы из-за моторных трудностей. Поэтому можно использовать программу виртуальных лабораторных работ. Лабораторные занятия можно проводить с использованием компьютера, мультимедийного проектора и мультимедийного микроскопа с учетом двигательных нарушений, и возможностей обучающихся. Дети с двигательными нарушениями с интересом выполняют такие задания. Очень интересны для обучающихся с НОДА уроки демонстрации экспериментов, проводимые в конце изучения темы, в таком формате легче происходит осмысление пройденного материала.

Практические занятия по предмету могут проводиться на пришкольном участке и в классе с целью закрепления полученных знаний, их применения, включения обучающихся с двигательными нарушениями в реальную, связанную с жизнью деятельность. Перед проведением практической работы педагог должен добиться знания и понимания   обучающимися с НОДА цели и последовательности предстоящей деятельности, мер техники безопасности в случае работы с оборудованием. В ходе работы следует осуществлять наблюдение за ее ходом, в случае необходимости работа должна быть приостановлена для дополнительного инструктажа или оказания индивидуальной помощи.

В рамках данной дисциплины рекомендуется использование элементов проектно-исследовательской деятельности. Обучающиеся с НОДА с учетом индивидуальных психофизических особенностей выбирают тему исследовательского проекта и работают над этой темой под руководством педагога в течении определенного времени. Свои исследовательские проекты, обучающиеся с двигательными нарушениями, защищают как на уроках, так и во внеурочно время.

При проведении письменных работ, обучающихся с НОДА, учитель должен продумывать условия предъявления учебного материала, объем и способ его выполнения с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА

Для облегчения усвоения новых знаний по данной дисциплине необходимо использование методических приемов, которые требуют согласованной работы различных анализаторов: зрительного, слухового и тактильного. Поэтому использование наглядных средств обучения в процессе реализации учебного предмета «Окружающий мир» необходимо на каждом уроке. На уроках рекомендуется использовать следующие наглядные средства обучения: картины, таблицы, схемы, графики, карты, видеоматериалы и т.д.  Очень важна широко применять тактильное изучение объектов. Демонстрация мультимедийного пособия может сочетаться с работой по карте, по тексту учебника, с выполнением упражнений и др.

 Презентации и мультимедийные материалы должны:

¾  соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения;

¾  быть доступными и составленными с учетом возрастных и психофизических особенностей детей с двигательными нарушениями;

¾  быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом (Arial, Times New Roman);

¾  быть эстетически оформленными (должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой);

¾  быть не перенасыщенными цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, особенно в контрастных цветах.

Для повышения эффективности усвоения учебного материала следует применять коллективные формы работы и работу в парах, а также активно использовать возможности ИКТ с учетом двигательных возможностей. В процессе реализации Программы рекомендуется использование здоровьесберегающих технологий. Для обучающихся с НОДА необходимы изменения способов подачи информации, широкое использование наглядности и наглядно-практической наглядности.

 При изучение данной дисциплины обучающимися с НОДА необходимо систематизировать изучаемые материалы в двух направлениях:

¾  Первое направление предусматривает ознакомление детей с общественной жизнью, с трудом людей, воспитание культуры поведения. Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности с учетом психофизических особенностей развития детей с НОДА. При организации практических занятий необходимо исходить из возможностей, обучающихся с двигательными нарушениями – задание должно быть умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям обучающегося с НОДА.

¾  Второе направление предусматривает знакомство детей с двигательными нарушениями с природой в непосредственном общении с ней, формирование представлений о природных объектах и явлениях; воспитание ответственного отношения к природе и организация посильной деятельности по охране природы. Ознакомление с природой осуществляется на основе наблюдений, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практической работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА. Большое значение имеет организация повседневных наблюдений за природой, за происходящими в ней изменениями. В обучении наблюдению (умению видеть и выделять части, элементы, признаки предмета, замечать изменения) огромную роль играет слово учителя. Без помощи взрослого ребёнок с НОДА может не увидеть того главного, что характерно для данного объекта или явления.

Связующим звеном этих двух направлений является изучение трудовой деятельности и организация практической деятельности с учетом двигательных нарушений.

Формы, методы и средства реализации данной учебной дисциплины должны быть разнообразны: экскурсии, встречи с знаменитыми людьми, посещение предприятий, музеев, театров, просмотр кинофильмов. диафильмов, подготовка к праздникам и т.п.

 Экскурсии могут быть организованы по школе, на пришкольном участке, в парк, в музей, в зоопарк и т.д.

Наблюдение чаще всего ведут за погодой и изменениями характеристик ее составляющих (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);за сезонными изменениями в природе(распускание почек на ветках, принесенных в помещение ранней весной, поведение птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период);за сменой времени суток, за домашними животными и аквариумными рыбами; за образцами правильного поведения в обществе и на природе, за собственным внешним видом; за изменениями настроения (собственного и окружающих) в связи с изменениями в погоде, самочувствии, во взаимоотношениях с людьми и др.

В процессе наблюдений за погодой и сезонными явлениями, экскурсий на природу, организованных наблюдений в уголке живой природы, из бесед с учителем обучающиеся с НОДА получают сведения о различных явлениях, происходящих в природе в разное время года, о жизни растений и животных, о деятельности людей, а также первоначальные сведения о человеке и охране его здоровья.

На уроках под руководством учителя осуществляется непосредственное восприятие изучаемых объектов обучающимися с двигательными нарушениями. В процессе изучения живой природы особое внимание должно быть уделено формированию умения описать тот или иной объект, характерные особенности по определенному плану, выделив при этом наиболее существенные признаки. С этой целью рекомендуется широко использовать приемы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся с НОДА   и тщательно подбирать объекты для изучения с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА, широко использовать предметно-практическую деятельность, опору на зрительный и тактильный анализаторы.

При реализации данного учебного предмета «Окружающий мир» необходимо учитывать следующие особые образовательные потребности обучающихся НОДА:

      регламентация образовательной деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями и соблюдением ортопедического режима;

      непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание образовательных областей;

      организация особой пространственной и временной образовательной среды;

      обеспечение специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным учебным местом с учетом структуры нарушения;

      использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения в связи с нарушениями двигательных функций;

      наглядно-действенных характер содержания образования и упрощения системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

      специальное обучение «переносу» сформированных практических навыков и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

      при необходимости предоставление услуг ассистента – индивидуализация обучения с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОКРУЖЮЩИЙ МИР» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с двигательными нарушениями на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующей цели :

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающегося с НОДА личного опыта общения с людьми и природой с учетом специфических особых образовательных потребностей лиц данной категории; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 

Для реализации данной цели необходимо решение следующих общих и коррекционных задач:

 Общими задачами курса предметной области «Окружающий мир» являются:

¾  освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

¾  формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;

¾  развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА;

¾  проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил по строения взаимоотношений в социуме;

¾  обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;

¾  становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности;

¾  овладение умениями и необходимыми знаниями в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;

¾  формирование у обучающихся с НОДА навыка использования цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий с учетом двигательных возможностей;

¾  развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений с учетом психофизических возможностей обучающихся с НОДА.

 

Коррекционными задачами предметной области «Окружающий мир» являются:

¾  накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;

¾  развитие речи обучающихся с двигательными нарушениями: расширение активного и пассивного словаря у обучающихся с НОДА;

¾  развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, мышления;

¾  обучение правильным и рациональным действиям при выполнении заданий с учетом двигательных возможностей и ограничений и др.;

¾  развитие предметно-практических навыков и умений;

¾  поэтапное усложнение двигательных умений и навыков, необходимых для успешного выполнения учебных заданий обучающимися с НОДА;

¾  овладение обучающимися с двигательными нарушениями системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе;

¾  накопление положительного опыта сотрудничества участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.

 

Основные принципы и подходы реализации учебного предмета «Окружающий мир»

В основу разработки рабочей программы для обучающихся с НОДА заложены деятельностей и дифференцированный подходы.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающегося с двигательными нарушениями младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА, проявляющийся в неоднородности возможностей освоения содержания дисциплины «Окружающий мир». Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА, возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

В основу разработки программы положены следующие принципы:

¾  принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

¾  принцип вариативности (возможность использования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования с учетом двигательных возможностей обучающихся с НОДА);

¾  принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности младшего школьника с двигательными нарушениями и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей лиц указанной категории;

¾  принцип учета типологических индивидуальных психофизических особенностей развития, обучающегося с НОДА;

¾  принцип преемственности, предполагающий при проектировании программы ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;

¾  принцип сотрудничества с семьей.

 

  Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с НОДА навыков здорового и безопасного образа жизни. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): подготовительный класс 33 часа.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 

Содержание обучения в подготовительном классе

 

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места.

Режим труда и отдыха.

Семья.  Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Название своего населённого пункта (города, села), региона.

Человек и природа.

Природа — среда обитания человека. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Растительный мир.

 Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных.

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизнедеятельности.

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.  Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы.

 

Универсальные учебные действия  (пропедевтический уровень)

 

Изучение окружающего мира в классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных учебных действий, регулятивных учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы) с учетом речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА; дополнять ответы участников) с учетом речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА; рассказывать о «малой родине» и Москве, как столице государства с учетом речевых возможностей обучающихся с НОДА; название страны, её столицы; с учетом речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА; рассказывать о «малой родине» и Москве, как столице государства с учетом речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА; сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются с учетом речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов).

Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА.

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с НОДА руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

 

1)      гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;

2)      духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

3)      эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

4)      физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;

5)      трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

6)      экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;

7)      ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с НОДА будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

¾  проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

¾  ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

¾  готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции с учетом речевых возможностей обучающихся с НОДА;

¾  осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

¾  освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Эстетическое воспитание:

¾  восприятие эстетических качеств предметов труда;

¾  умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов с учетом двигательных возможностей, обучающихся с НОДА.

Ценности научного познания и практической деятельности:

¾  осознание ценности науки как фундамента технологий;

¾  развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

¾  осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами с учетом психофизических особенностей, обучающихся с НОДА;

¾  умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.

Трудовое воспитание:

¾  участие в решении возникающих практических задач из различных областей исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА;

¾  умение ориентироваться в мире современных профессий с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.

Экологическое воспитание:

¾  воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

¾  осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве) исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с НОДА; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях с учетом речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие) исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию с учетом речевых возможностей обучающихся с НОДА; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть


«Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей с учетом психофизических особенностей, обучающихся с НОДА; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с двигательными нарушениями.

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников с учетом речевых и коммуникативных возможностей обучающихся с НОДА; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты с учетом речевых возможностей обучающихся с НОДА; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) с учетом психофизических особенностей, обучающихся с двигательными нарушениями; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с двигательными нарушениями.

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия,  при необходимости корректировать их.

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА; коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы с учетом психофизических особенностей, обучающихся с двигательными нарушениями; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;  выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА.

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Подготовительный класс

 

К концу обучения в подготовительном классе обучающийся с НОДА научится:

 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, домашний адрес и адрес своей школы с учетом речевых возможностей обучающихся с НОДА;

 воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны с учетом речевых возможностей обучающихся с НОДА;

 группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы;

 основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными при наличии двигательных возможностей;

 проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя  исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА при необходимости используя ассистивное оборудование;

соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов;

безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;

 соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода. 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ              ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 часа)

 

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся с НОДА

1

Человек

и общество.

8 часов

Рабочее место школьника.

Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

Беседа по теме, например, «Как содержать рабочее место в порядке» с учетом психофизических особенностей  обучающихся с НОДА.

Россия. Москва — столица России. Первоначальные сведения

о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона..

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве» с учетом индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.

 

 

 

Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Домашний адрес.

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья».

 

Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними.

Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края.

Сезонные изменения в природе.

Учебный диалог по теме, например, «Почему люди должны оберегать и охранять природу». Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой». Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа».

2

Человек

и природа. 12 часов

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения.

Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав. Определение названия по внешнему виду дерева. Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные.

3

Правила безопасной жизни.

7 часов

 

Дорога от дома до школы.

 

Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника.

Дидактическая игра по теме, например, «Правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки» исходя из индивидуальных возможностей, обучающихся с НОДА.

Резерв: 6 часов

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ‌​

​‌Рабочая тетрадь 1 класс в 2-х частях / Плешаков А.А.
 - М: «Просвещение», 2023
  От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А.
 - М.: «Просвещение», 2022‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Рабочие программы. 1-4 классы. / А.А. Плешаков. – М.:
 «Просвещение», 2019
 Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, / О.И. Дмитриева.
 – М.: Вако, 2021‌​

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​‌http://nachalka.school-club.ru/about/193/
 http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
 http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vprosv.ruospitatelnaya-rabota/organizatsiya-vneuchebnoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole-v-


Скачано с www.znanio.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с

Кроме того, почти все действия (умственные и физические) на уроках «Окружающий мир», обучающиеся с

Кроме того, почти все действия (умственные и физические) на уроках «Окружающий мир», обучающиеся с

Весьма важно научить детей с НОДА работать со схемами, рисунками, картами и другим наглядным материалом

Весьма важно научить детей с НОДА работать со схемами, рисунками, картами и другим наглядным материалом

Arial, Times New Roman); ¾ быть эстетически оформленными (должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой); ¾ быть не перенасыщенными цветовой гаммой,…

Arial, Times New Roman); ¾ быть эстетически оформленными (должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой); ¾ быть не перенасыщенными цветовой гаммой,…

Экскурсии могут быть организованы по школе, на пришкольном участке, в парк, в музей, в зоопарк и т

Экскурсии могут быть организованы по школе, на пришкольном участке, в парк, в музей, в зоопарк и т

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ

НОДА; ¾ формирование у обучающихся с

НОДА; ¾ формирование у обучающихся с

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающегося с двигательными нарушениями младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающегося с двигательными нарушениями младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы

России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных…

России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных…

Гражданское и духовно-нравственное воспитание : ¾ готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой…

Гражданское и духовно-нравственное воспитание : ¾ готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой…

НОДА; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с

НОДА; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку с учетом психофизических особенностей развития обучающихся с

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников…

У обучающегося с НОДА будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников…

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Человек и общество. 8 часов

Человек и общество. 8 часов

Правила безопасной жизни. 7 часов

Правила безопасной жизни. 7 часов

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2025