История редуцированных гласных древнерусского языка и её отражение на уроках русского языка в школьном изучении
Оценка 4.7

История редуцированных гласных древнерусского языка и её отражение на уроках русского языка в школьном изучении

Оценка 4.7
pdf
29.12.2023
История редуцированных гласных древнерусского языка и её отражение на уроках русского языка в школьном изучении
история редуцированных гласных древнерусского языка.pdf

История редуцированных гласных древнерусского языка  и её отражение на уроках русского языка в школьном изучении.

 

   Аннотация: Данная статья касается истории редуцированных гласных в древнерусском языке. Указываются явления, возникшие после утраты редуцированных гласных в древнерусском языке. Особое внимание уделяется приёмам знакомства с этим процессом, а особенно с его последствиями.

Пристальное внимание уделяется такому следствию как беглость гласных. 

  

   Ключевые слова: беглые гласные,  древнерусский язык, позиции гласных, падение редуцированных, принцип историзма, редуцированные гласные, фонетика. 

 

    Цель: описать приёмы, используемые на уроках русского языка в средней школе, сопряжённые с падением редуцированных гласных в древнерусском языке. 

 

   В  любом современном языке лежит наследие развития всех его разделов . Современный русский язык не является исключением. Современный русский язык берет истоки в своём предшественнике, древнерусском. Одной из ключевых характеристик, которая оказала значительное влияние на русский язык в его современной форме, являются редуцированные гласные. Потому ,как нам кажется, с историей редуцированных гласных следует ознакомить обучающихся средней школы.

В истории всех славянских языков произошло исчезновение редуцированных гласных, известное как "падение редуцированных". Этот процесс  в одних позициях (слабых), а в других (сильных) привёл к полной утрате гласного звука (к нулю звука), а в других-к возникновению гласных полного образования (о,е). Данный процесс длился с середины XI века до середины  XIII века. [1,408-409]

         Исчезновение редуцированных гласных стало причиной значительных изменений в фонетических и морфологических системах славянских языков. Образовались закрытые слоги (например,  сто/лъ→стол), начали развиваться процессы, связанные со звонкостью и глухостью согласных звуков  (например,  просьба→[про́з’ба]), а также твёрдостью и мягкостью (например,  красьныи → [кра́сный]). Появились беглые гласные  (например, русск. сон — сна, польск. sen — sna, чеш. sen — snu),  образовались морфемы,  состоящие из согласных (например, из "рус-ьск-ыи → рус-ск-ий"), возникло  явление нулевой флексии (например, дуба — дуб) и другие изменения.[2]

После утраты редуцированных гласных славянские языки значительно стали отличаться друг от друга, что сделало их более разнообразными по сравнению с предшествующим периодом истории. 

Школьный курс русского языка должен охватывает основные этапы развития языка, характеристики древнерусского языка и его изменения в процессе времени. Ещё лингвисты и методисты ХIХ века настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе с его историей. Начало этой идее положил А.А. Шахматов, который утверждал: «только историческое изучение языка может представить его во всем его целом, во всей совокупности отдельных его частей»[3]. К сожалению, так называемый принцип историзма не является  популярным. Малое число школьных преподавателей объясняет обучающимся  различные правила через призму истории развития русского языка.

Наиболее заинтересованные в принципе историзма учителя всё-таки знакомят школьников с темами занятий, используя историческое комментирование. 

Мы считаем, что существует несколько практических приёмов, которые можно использовать для включения исторических сведении о падении редуцированных гласных.  Так, можно выполнить следующие виды работы;

1.   Литературные тексты и их анализ:

а)Чтение древних текстов: использование отрывков из древнерусских текстов для анализа и обсуждения с учениками на уроках. Это позволит учащимся увидеть эволюцию языка , изменения в произношении и грамматике.

б)Сравнительный анализ: сопоставление отрывков древних текстов с современными версиями для выявления изменений в гласных, их утраты или преобразования.

2.   Упражнения на произношение:

Работа по фонетике: упражнения на произношение редуцированных гласных, позволяющие учащимся различать эти гласные в словах древнерусского языка.

3.Работа с карточками;

Наглядность  материала помогает обучающимся  средней школы на уроках русского языка увидеть яркие примеры беглости гласных.

Таким образом, в контексте изучения истории редуцированных гласных древнерусского языка на уроках русского языка в школьной программе, становится очевидным, что это знание не только является ключом к пониманию развития языка, но и имеет глубокое значение для формирования у студентов навыков  объяснения исторических явлений в современном языковом контексте.

Понимание истории редуцированных гласных древнерусского языка на уроках русского языка позволяет студентам:

1.                 Лучше оценить преемственность и развитие языка во времени.

2.                 Увидеть связь между историей языка, его структурой и современной лингвистической практикой.

Изучение истории редуцированных гласных в контексте уроков русского языка представляет собой не только увлекательное путешествие в прошлое языка, но и ценный инструмент для формирования качественного языкового образования

          

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева -М.;

Сов. энциклопедия, 1990.-685с.; ил.ISBN 5-85270-031-2

2.                 Шахматов А.А. К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях/ А.А. Шахматов // Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В.Текучев. - М.: Просвещение, 1982. - С.

74-90.

3.                 Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения / К.Д.

Ушинский // Избр. пед. соч. В 2 т. - М., 1954. - Т.2.

История редуцированных гласных древнерусского языка и её отражение на уроках русского языка в школьном изучении

История редуцированных гласных древнерусского языка и её отражение на уроках русского языка в школьном изучении

Данный процесс длился с середины

Данный процесс длился с середины

Литературные тексты и их анализ: а)Чтение древних текстов: использование отрывков из древнерусских текстов для анализа и обсуждения с учениками на уроках

Литературные тексты и их анализ: а)Чтение древних текстов: использование отрывков из древнерусских текстов для анализа и обсуждения с учениками на уроках

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2023