Статья на тему «Проектная деятельность учащихся при обучении математике»
Оценка 4.8

Статья на тему «Проектная деятельность учащихся при обучении математике»

Оценка 4.8
docx
23.06.2022
Статья на тему «Проектная деятельность учащихся при обучении математике»
Статья.docx

Статья на тему «Проектная деятельность учащихся при обучении математике»

  Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом при обучении математике. В основе этого метода лежит привлечение учащихся к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы. Все, что учащийся познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.   Использование в своей работе проектов ,позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и ровесниками. 

   Проектная деятельность будет организована как процесс совместной деятельности учителя, ученика или группы учеников, объединенных общими целями. Учащиеся освоят наиболее актуальные для работы над проектами способы деятельности, а именно различные способы поиска и первичной обработки информации, проведение и обработка результатов опыта и наблюдения, опроса и анкетирования и других методов сбора данных.  Получат возможность самостоятельно выбирать любую значимую тему предмета, проводить самооценку успешности выполнения умственных и практических действий. Будут последовательно и самостоятельно выполнять все этапы работы над проектом в полном объеме, сохраняя  структуру проекта.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.  Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету.

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС основного общего образования, т.к. полностью удовлетворяет требованиям системно-деятельностного подхода. Проектная деятельность позволяет развивать все типы УУД, в том числе и познавательные УУД. Т.к. эти ученики начинают  свою работу над проектом в конце сентября, то на уроках по основам проектной деятельности ребята разбирают теорию, как:

              Что такое проект, без чего проект не может существовать? 

              Как выбирать тему проекта? Почему важно выбрать «правильную» тему проекта?

              Что такое актуальность проекта?

              Что такое проблема проекта?

              В чем заключается уникальность проекта?

              Что такое исследовательский, творческий, игровой или социальный проекты?

              Какие есть этапы проекта?

              Что такое продукт проекта?

Именно такая деятельность, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, повысить интерес учеников к ее изучению, особенно, если проект функционирует в близкой и понятной для ученика образовательной среде

При этом учитель не является главным источником информации и экспертом, а обучающиеся перестают быть пассивными слушателями, они самостоятельно формулируют тему своей проектной работы, высказывают свое мнение, делают самостоятельные выводы. 

 Примерный список тем и/или направлений проектной

деятельности по предмету математика/алгебра/геометрия.

Класс

Темы проекта

5

Магия чисел  .Изучаются различные виды известных головоломок на складывание фигур из частей: «Танграм», «Архимедова игра», «Яйцо Колумба», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Стомахион»

«Математические ребусы», продуктом которого является набор ребусов, представленных в виде стенгазеты для учащихся начальной школы;

«Математические сказки», продуктом которого являются красочно оформленные самодельные книжки для учеников начальных классов или одноклассников;

«Математика вокруг нас», продуктом которого является альбом с фотографиями, показывающими связь математики с жизнью.

 

 6

Проект «От камушков до ЭВМ». Ключевая идея проекта – создание кабинета-экспозиции, отражающего историю развития счета и вычислительной техники с древнейших времен до современности

«Дроби в произведениях искусства»,

7

Выставка «Симметрия в природе»; проект заключается в оформлении стенда в одном из кабинетов математики рисунками и фотографиями учащихся, на которых изображены случаи симметрии в природе

Геометрия на клетчатом листе

 

8

«Один день из жизни математика», «Великие математики», «Нужна ли людям математика», «Математика в моей семье», «Мой любимый предмет – математика»

 

 

9

Учащимся предлагается нарисовать картину, составить коллаж, создать фотоальбом на математическую тему, например, «Золотое сечение», «Теорема Пифагора» и др.; создать макет здания, имеющего интересные с точки зрения математики формы и размеры;

«История возникновения понятия функции», «Уравнения и их системы в задачах экономики», «Соизмеримые и несоизмеримые отрезки», «Итерационный метод Герона нахождения квадратных корней», «Квадратные уравнения в строительстве и архитектуре», «Цепные дроби», «Теорема Виета для уравнений высших степеней», «Квадратные уравнения в физике и геометрии», «Старинные задачи и способы их решения», «Комбинаторика в естественных науках»,

 

 

 

 

         Последний шаг для педагогически правильного окончания проекта – рефлексия, анализ проделанной работы, сопоставление цели и результаты проекта.  Следует подчеркнуть, что результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть полезными и осязаемыми, готовым к использованию на уроке, в школе, повседневной жизни. Т.е. результаты выполненных проектов должны быть материальны. Они могут быть оформлены в виде видеофильма, альбома, компьютерной газеты, альманаха, брошюры либо другого информационного продукта.

      Итогом проектной деятельности обычно служит презентация проекта и его продукта в формате публичного выступления. Учащиеся должны уметь готовить план и текст публичного выступления, пользоваться паузами и интонацией, жестами и мимикой для выделения смысловых частей во время выступления, а также задавать вопросы к выступлениям других одноклассников. Работа с учащимися должна проходить в деятельностном режиме, каждый этап должен обсуждаться с учащимися, разбирая причины неудач и затруднений. Программа курса «Основы проектной деятельности» направлена на овладение учениками универсальных учебных действий, в том числе и познавательных. Наблюдая за учащимися в ходе выполнения проектов, я замечала, как они становятся раскованнее, изобретательнее и увереннее в себе. Работа в парах позволяет слабым ученикам не бояться предлагать свои методы решения проблемы, т.к. он надеется на более уверенного в себе товарища: ожидая, что тот его   поправит и поддержит.

  Создавая компьютерные презентации или составные документы, используя несколько приложений, дети уверенно используют ИКТ, что также немаловажно для их дальнейшей жизни в современном обществе.

  Следовательно, применение метода проектов является одним из условий становления личности школьника.


 

Статья на тему « Проектная деятельность учащихся при обучении математике»

Статья на тему « Проектная деятельность учащихся при обучении математике»

Что такое проект, без чего проект не может существовать? •

Что такое проект, без чего проект не может существовать? •

Один день из жизни математика», «Великие математики», «Нужна ли людям математика», «Математика в моей семье», «Мой любимый предмет – математика» 9

Один день из жизни математика», «Великие математики», «Нужна ли людям математика», «Математика в моей семье», «Мой любимый предмет – математика» 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2022