Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивационно-волевой сферы младших школьников»
Оценка 5

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивационно-волевой сферы младших школьников»

Оценка 5
docx
12.01.2023
Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивационно-волевой сферы младших школьников»
Статья на тему.docx

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивационно-волевой сферы младших школьников»

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования проблемы волевого развития в контексте потребностно-мотивационной сферы ребенка. Выделены психолого-педагогические условия, способствующие успешному развитию мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения.

Ключевые слова: мотивация, мотивационно-волевая сфера, младшие школьники.

 

Начало школьного обучения предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки. Произвольность достигает личностного уровня, приобретая черты волевой регуляции, что позволяет ребенку управлять собой, своим поведением. В работах Н.И. Гуткиной [1], Е.Е. Кравцовой [2], М.В. Матюхиной [3], Л.С. Славиной [4] и других ученых указывается на то, что недостаточное развитие мотивационно-волевой сферы у учащихся младшего школьного возраста негативно сказывается на практике их воспитания и обучения. Поэтому выявление и научное обоснование психолого-педагогических условий успешного развития мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе их обучения является актуальной психолого-педагогических проблемой, решение которой позволит повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе.

Методолого-теоретической основой проведенного исследования выступает субъектно-деятельностный подход к развитию психики ребенка. Стержнем данного подхода является постулат опосредствования, согласно которому психическое развитие рассматривается через призму связей человека с миром. Формой связи признана деятельность – динамическая система отношений, опосредствованная психикой.

Соответственно, психическое развитие осуществляется в деятельности, а анализ последней раскрывает его природу и закономерности. В русле данного подхода ребенок является субъектом отношений с миром и реально использует психику в качестве инструмента своей жизни. На каждом этапе развития ребенок трансформирует свою систему отношений, включаясь в выполнение новых для себя действий, выполнение которых требует соответствующих способностей.

Противоречие, порождающее процесс формирования новых способностей, психологически существует в форме интереса к действию и эмоционального переживания неудач при попытках его выполнения. Каждый акт разрешения такого противоречия понимается не как простое присвоение разных способностей, а как творение уникальной их системы. Таким образом, в каждом акте разрешения противоречия ребенок творит себя, а для этого необходима воля. Анализ теоретических подходов к исследованию проблемы волевого развития ребенка, представленных в работах отечественных и зарубежных ученых, показывает, что понятие «воля» рассматривается в контексте проблемы порождения действия. Воля наделяется функцией побуждения, инициации действия, то есть функцией, традиционно принадлежащей мотивации.

Поэтому в ряде психологических теорий воля и мотивация неразрывно связываются между собой: каждый этап в развитии произвольного поведения порождает новое содержание мотивов, и напротив, становление новых для ребенка мотивов деятельности ведет к развитию произвольности и осознанности поведения. Сознание ребенка может отражать и фиксировать только то, что вызывает его эмоционально-личное, пристрастное отношение. Чисто рациональное, отчужденное знание и значение, несущее обобщенный культурный опыт, но лишенное собственной побудительной валентности, не может стать источником собственной активности ребенка и движущей силой его развития. Действие, лишенное для ребенка личного смысла, перестает быть его собственным действием и приобретает иллюзорные формы. Чтобы действие стало свободным и осознанным, оно должно осуществляться в контексте значимых для ребенка мотивов и быть осмыслено как свое собственное, а не навязанное извне.

Таким образом, каждое новое для ребенка культурно-заданное содержание, которое становится средством овладения своим поведением, должно быть осознанно ребенком, то есть выступить в единстве познавательного (воспринимаемого) и аффективного (мотивационного) аспекта. Оно должно стать предметом его действия и приобрести личностный смысл. Осознание ребенком смысла и значения выполняемого учебного действия и, как следствие, возникновение чувства собственной активности становятся возможными в условиях формирования у учащегося внутренней мотивации к учению, непосредственно связанной с содержанием и процессом учения. При таком развитии учебной ситуации овладение учебным материалом является для ученика целью учения и приобретает характер учебной деятельности.

Вышеизложенные концептуальные положения являются теоретическим обоснованием нашего предположения о том, что успешное развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников становится возможным тогда, когда осуществление образовательного процесса в начальной школе обеспечивает осознание учащимися смысла, значения, средства деятельности и способствует становлению внутренней мотивации к учению. Экспериментальное исследование развития мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения включало два этапа: констатирующий и развивающий. Целью констатирующего этапа эксперимента было получение диагностических данных о развитии мотивационно-волевой сферы младших школьников.

Полученные на этом этапе эксперимента данные свидетельствуют о том, что достаточно высокий уровень произвольной регуляции деятельности и устойчивая внутренняя мотивация учения присущи лишь третьей части (примерно 35,0 %) учащихся вторых и третьих классов. Примерно две трети (около 65,0 %) второклассников и третьеклассников имеют различного уровня отставания в мотивационном и волевом развитии. Учитывая значимость волевой регуляции и роль устойчивой внутренней мотивации к учению, можно заключить, что примерно две трети учащихся вторых и третьих классов в процессе школьного обучения испытывают затруднения в самостоятельной постановке учебных задач, в анализе своих учебных действий, в самостоятельном переходе от одного этапа учебной деятельности к другому, не владеют всеми видами самоконтроля и самооценки, не осознают значимости учения и ценности собственных знаний в жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Вместе с этим, согласно нашим данным, положительное отношение к школе свойственно не только детям с высоким уровнем внутренней мотивации учения, но и многим детям со средним и даже низким уровнем внутренней мотивации учения. Анализируя полученные данные, мы выявили две тенденции развития мотивационно-волевой сферы младших школьников.  Первая характеризуется синхронностью мотивационного и волевого развития ребенка, вторая – асинхронным развитием школьной мотивации и волевой регуляции ребенка. С этой точки зрения, все обследованные нами младшие школьники могут быть разделены на две подгруппы: первая подгруппа – дети с одинаково высоким (или низким) уровнем школьной мотивации и произвольной регуляции деятельности; вторая подгруппа – дети с высокой школьной мотивацией и низкой волевой активностью.

С этой точки зрения, объектом коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов и психолога образования являются две категории учащихся: первая – это дети с низким уровнем развития школьной мотивации и произвольной регуляции деятельности; вторая – это дети с высокой школьной мотивацией и низкой волевой активностью.

Дети с низким уровнем развития школьной мотивации и произвольной регуляции деятельности проявляют себя в учебной деятельности как слабовольные, не самостоятельные, не прилагающие усилий и прилежания в учении. Их учение в школе опирается лишь на внешнюю стимуляцию, давление со стороны родителей и учителя. Для успешного обучения в школе этим детям необходимо совершенствование мотивационно-волевой сферы личности. Дети с высокой школьной мотивацией и низкой волевой активностью в учебной деятельности проявляют себя как невнимательные, неусидчивые, неспособные принять инструкцию учителя для успешного выполнения задания, поэтому они допускают ошибки при выполнении учебных задач. Вместе с этим дети с удовольствием берутся за выполнение какого-либо задания или поручения, проявляют активность и инициативу, стремятся получить одобрение своей работы учителем и сверстниками. Для успешного обучения в школе этим детям необходимо целенаправленное развитие произвольной регуляции в учебной деятельности, которое приведет к согласованности целеполагания с мотивами-побуждениями.

Целью развивающего этапа эксперимента стала реализация в процессе обучения младших школьников выработанных нами психолого-педагогических условий успешного развития мотивационно-волевой сферы учащихся и экспериментальное обоснование их эффективности. Реализация опытно-экспериментальной программы предполагала систематическую работу педагога и психолога образования с учащимися на протяжении двух месяцев обучения детей в школе. На протяжении  этого периода учитель начальных классов проводил на каждой учебной неделе по два урока, цель, задачи и содержание которых отвечали задачам развивающего этапа эксперимента: создание в учебном процессе психолого-педагогических условий, благоприятных для развития мотивационно-волевой сферы младших школьников. Всего было проведено 16 уроков.

Цикл развивающих занятий психолога образования с детьми включал 8 занятий, проводимых один раз в неделю.

Психолого-педагогическая деятельность учителя начальных классов была направлена на активизацию позиции ученика в учебном процессе и ориентирована на решение следующих задач:

1) обеспечить осознание учениками выполняемой на уроке деятельности как личностно значимой;

2) обеспечить овладение учащимися ориентировочной основой деятельности;

3) развивать у учащихся умение аргументировано высказывать собственную точку зрения, участвовать в диалоге, понимать альтернативный взгляд;

4) обеспечить активную рефлексивную деятельность учащихся на уроке.

Используя учебную дискуссию как способ развития мотивационно-волевой сферы младших школьников, мы наряду с основными требованиями к организации и проведению дискуссии на уроке в начальной школе учитывали такую возрастную особенность формирования произвольности действия у учащихся как способность регулировать свое действие правилом.

В связи с этим процесс проведения учебной дискуссии включал ряд правил для учащихся, требующих обязательного соблюдения. Основным направлением развивающей работы психолога образования с младшими школьниками являлось развитие у учащихся воли и произвольности, навыков самоконтроля и самоанализа. Основной формой проведения развивающих занятий с детьми была выбрана игра с элементами учебной деятельности. В процессе эксперимента мы наблюдали положительную динамику развития мотивационно-волевой сферы у учащихся экспериментальных групп, которая характеризовалась:

1) увеличением количества детей с высоким уровнем волевой регуляции деятельности и снижением количества учащихся с низким уровнем развития волевой регуляции деятельности;

2) увеличением количества детей с высоким уровнем внутренней мотивации учебной деятельности и снижением количества учащихся с низким уровнем развития внутренней мотивации к учению.

Сравнительный анализ результатов повторной диагностики младших школьников после завершения опытно-экспериментальной работы показал статистическую значимость различий в распределении учащихся экспериментальной и контрольной групп во II и III классах по уровням развития волевой регуляции деятельности и по уровням развития внутренней

мотивации учения (по критерию χ²- Пирсона). Проведенный эксперимент показал, что:

1) осознание правил и собственных действий, опосредованных этими правилами, повышает произвольность деятельности и поведения младшего школьника;

2) введение дополнительной мотивации и осмысление своих действий в новом контексте стимулирует их осознание и повышает произвольность деятельности младшего школьника.

Результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами программы развития мотивационно-волевой сферы учащихся в процессе обучения и позволили сделать заключение о том, что успешное мотивационное и волевое развитие младших школьников возможно тогда, когда процесс обучения обеспечивает осознание учащимися смысла, значения, средства деятельности и способствует становлению у них внутренней мотивации к учению.


 

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивационно-волевой сферы младших школьников»

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивационно-волевой сферы младших школьников»

Воля наделяется функцией побуждения, инициации действия, то есть функцией, традиционно принадлежащей мотивации

Воля наделяется функцией побуждения, инициации действия, то есть функцией, традиционно принадлежащей мотивации

Учитывая значимость волевой регуляции и роль устойчивой внутренней мотивации к учению, можно заключить, что примерно две трети учащихся вторых и третьих классов в процессе школьного…

Учитывая значимость волевой регуляции и роль устойчивой внутренней мотивации к учению, можно заключить, что примерно две трети учащихся вторых и третьих классов в процессе школьного…

Реализация опытно-экспериментальной программы предполагала систематическую работу педагога и психолога образования с учащимися на протяжении двух месяцев обучения детей в школе

Реализация опытно-экспериментальной программы предполагала систематическую работу педагога и психолога образования с учащимися на протяжении двух месяцев обучения детей в школе

II и III классах по уровням развития волевой регуляции деятельности и по уровням развития внутренней мотивации учения (по критерию χ²-

II и III классах по уровням развития волевой регуляции деятельности и по уровням развития внутренней мотивации учения (по критерию χ²-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023