Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения
На сегодняшний день всё больше исследователей занимаются изучением феномена эмоционального интеллекта.
Проблема развития эмоционального интеллекта детей является достаточно актуальной, потому что в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указан ориентир на становление личностных характеристик выпускника: «выпускник начальной школы должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение»
По мнению Г. Гарднера успешной и разносторонне развитой личности необходимо обладать многогранным и множественным интеллектом, включающий широкий спектр способностей. Так, способность наблюдать и прогнозировать возникновение чувств у других людей, использовать информацию для прогнозирования поведенческих реакций, была признана одной из главных составляющих личности и получила своё развитие в теории эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект - способность к извлечению информации из эмоций. Данная способность позволяет нам обнаруживать роль эмоций и связи между несколькими эмоциями и использовать полученные данные с целью принятия заключений и мышления.
Основные эмоциональные компетенции эмоционального интеллекта:
· эмпатия: способность к отражению чувств другого человека на основе собственных ощущений;
· мотивация: выбор целей с опорой на эмоциональные предпочтения;
· самоосознание: умение понимать свои чувства и использовать знания об этом, как основу для принятия решения;
· саморегуляция: умение управлять эмоциональной сферой, так чтобы она способствовала выполнению предложенного задания, а не препятствовала его выполнению;
· социальные навыки: овладение способами точного «прочитывания» социальных ситуаций, систем социальных отношений между людьми, управление эмоциями при организации взаимоотношений.
По мнению С.Т. Шабанов и А.В. Алешина «…на сегодняшний день, для успешной адаптации людей к постоянно меняющимся запросом общества, личность должна владеть развитым эмоциональным интеллектом, научиться осмыслять и управлять как своими, так и чужими эмоциями».
«В духовно-нравственном воспитание младших школьников одно из важных направлений, по мнению Э.М. Александровской, является формирование ориентации на другого человека. Ребенок включается в общение с другим человеком и в этом общение он чувствует свой опыт социального взаимодействия и получает запас знаний, с помощью которых в дальнейшем выстраивает взаимоотношения с окружающим миром».
В системе образовательных учреждений развитию эмоционального интеллекта способствуют дисциплины гуманитарного характера, особое место среди которых отводится литературе, обеспечивающей восприятие высоких нравственных категорий, дающей возможность формирования эмоционально-творческого отношения к миру и мировоззренческих основ личности ребенка. Ведь именно литература силой художественного слова способна формировать у детей эмоционально-личностное отношение к миру.
Для развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках литературного чтения возможно использование следующих приёмов:
Эмоциональная подача материала.
Е.Н. Ильин, известный учитель-новатор, изучил вопрос об угасание интереса современного школьника к чтению и сформулировал педагогический закон трех О:
· очаровать книгой,
· окрылить героем,
· обворожить писателем.
Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи, презентации книг, тексты произведений, фрагменты биографии писателей (если они важны для понимания творчества), поэтические произведения, взятые эпиграфом к уроку. Эмоциональной подаче материала также могут способствовать и специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку, фоном для чтения текста или выполнения творческих работ с целью создания настроения.
Совместный анализ литературных произведений.
В процессе обсуждения какого-либо произведения или героя, где участвует весь класс, дети учатся выражать собственное отношение к обсуждаемой ситуации или герою, учатся слушать своих одноклассников, с подачи педагога осознают, что каждый имеет право на собственное мнение, возможно, отличное от других, учатся принимать людей с разными точками зрения. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, которые затрагиваются в литературных произведениях, дети познают собственный эмоциональный мир и эмоциональный мир окружающих его людей.
Сочинение собственных сказок и рассказов.
Все дети без исключения любят сказки и различные рассказы. Придумывание сказки - это наилучший способ воплотить собственные чувства и эмоции в героях сочиненных произведений. Кроме того, дети могут описывать ситуации, беспокоящие их в реальной жизни, и путем изменения сценария, педагог может показать детям способы выхода из той или иной ситуации, и таким образом даже скорректировать их психоэмоциональное состояние, сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру.
Поэтические минутки.
Во время урока всегда можно выделить время на чтение детьми их любимых стихотворений, которые смогут рассказать об их эмоциональном состоянии и дать понять им, что их переживания интересны окружающим.
Театральные постановки, которые помогают «оживить» литературное произведение.
Участие в театральных постановках позволяет детям полностью прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет, объяснить поведение других персонажей. Только досконально изучив все чувства и эмоции описанного в произведении персонажа, и поняв их, дети смогут отыграть свои роли.
Таким образом, все описанные выше приёмы можно свести к формулировке следующего важного условия развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста - это организация творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний героев литературных произведений, посредством использования игровых ситуаций на уроках литературного чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.