Статья на тему "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения"
Оценка 4.8

Статья на тему "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения"

Оценка 4.8
docx
16.04.2024
Статья на тему "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения"
Документ Microsoft Word.docx

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения

 

На сегодняшний день всё больше исследователей занимаются изучением феномена эмоционального интеллекта.

Проблема развития эмоционального интеллекта детей является достаточно актуальной, потому что в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указан ориентир на становление личностных характеристик выпускника: «выпускник начальной школы должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение»

По мнению Г. Гарднера успешной и разносторонне развитой личности необходимо обладать многогранным и множественным интеллектом, включающий широкий спектр способностей. Так, способность наблюдать и прогнозировать  возникновение чувств у других людей, использовать информацию для прогнозирования поведенческих реакций, была признана одной из главных составляющих личности и получила своё развитие в теории эмоционального интеллекта. 

Эмоциональный интеллект - способность к извлечению информации из эмоций. Данная способность позволяет нам обнаруживать роль эмоций и связи между несколькими эмоциями и использовать полученные данные с целью принятия заключений и мышления.

Основные эмоциональные компетенции эмоционального интеллекта: 

· эмпатия: способность к отражению чувств другого человека на основе собственных ощущений;  

· мотивация: выбор целей с опорой на эмоциональные предпочтения; 

· самоосознание: умение понимать свои чувства и использовать знания об этом, как основу для принятия решения;  

· саморегуляция: умение управлять эмоциональной сферой, так чтобы она способствовала выполнению предложенного задания, а не препятствовала его выполнению;  

· социальные навыки: овладение способами точного «прочитывания» социальных ситуаций, систем социальных отношений между людьми, управление эмоциями при организации взаимоотношений.

По мнению С.Т. Шабанов и А.В. Алешина «…на сегодняшний день, для успешной адаптации людей к постоянно меняющимся запросом общества, личность должна владеть развитым эмоциональным интеллектом, научиться осмыслять и управлять как своими, так и чужими эмоциями».

«В духовно-нравственном воспитание младших школьников одно из важных направлений, по мнению Э.М. Александровской, является формирование ориентации на другого человека. Ребенок включается в общение с другим человеком и в этом общение он чувствует свой опыт социального взаимодействия и получает запас знаний, с помощью которых в дальнейшем выстраивает взаимоотношения с окружающим миром».

В системе образовательных учреждений развитию эмоционального интеллекта способствуют дисциплины гуманитарного характера, особое место среди которых отводится литературе, обеспечивающей восприятие высоких нравственных категорий, дающей возможность формирования эмоционально-творческого отношения к миру и мировоззренческих основ личности ребенка. Ведь именно литература силой художественного слова способна формировать у детей эмоционально-личностное отношение к миру.

Для развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках литературного чтения возможно использование следующих приёмов: 

Эмоциональная подача материала.

Е.Н. Ильин, известный учитель-новатор, изучил вопрос об угасание интереса современного школьника к чтению и сформулировал педагогический закон трех О:  

· очаровать книгой,  

· окрылить героем,  

· обворожить писателем.  

Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи, презентации книг, тексты произведений, фрагменты биографии писателей (если они важны для понимания творчества), поэтические произведения, взятые эпиграфом к уроку. Эмоциональной подаче материала также могут способствовать и специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку, фоном для чтения текста или выполнения творческих работ с целью создания настроения.

Совместный анализ литературных произведений.

В процессе обсуждения какого-либо произведения или героя, где участвует весь класс, дети учатся выражать собственное отношение к обсуждаемой ситуации или герою, учатся слушать своих одноклассников, с подачи педагога осознают, что каждый имеет право на собственное мнение, возможно, отличное от других, учатся принимать людей с разными точками зрения. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, которые затрагиваются в литературных произведениях, дети познают собственный эмоциональный мир и эмоциональный мир окружающих его людей.

Сочинение собственных сказок и рассказов.

Все дети без исключения любят сказки и различные рассказы. Придумывание сказки - это наилучший способ воплотить собственные чувства и эмоции в героях сочиненных произведений. Кроме того, дети могут описывать ситуации, беспокоящие их в реальной жизни, и путем изменения сценария, педагог может показать детям способы выхода из той или иной ситуации, и таким образом даже скорректировать их психоэмоциональное состояние, сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру.

Поэтические минутки.

Во время урока всегда можно выделить время на чтение детьми их любимых стихотворений, которые смогут рассказать об их эмоциональном состоянии и дать понять им, что их переживания интересны окружающим.

Театральные постановки, которые помогают «оживить» литературное произведение.

Участие в театральных постановках позволяет детям полностью прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет, объяснить поведение других персонажей. Только досконально изучив все чувства и эмоции описанного в произведении персонажа, и поняв их, дети смогут отыграть свои роли.

Таким образом, все описанные выше приёмы можно свести к формулировке следующего важного условия развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста - это организация творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний героев литературных произведений, посредством использования игровых ситуаций на уроках литературного чтения.

 


 

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения

Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи, презентации книг, тексты произведений, фрагменты биографии писателей (если они важны для понимания творчества),…

Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи, презентации книг, тексты произведений, фрагменты биографии писателей (если они важны для понимания творчества),…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2024