Проект«Влияние шума на организм и здоровье человека»
Оценка 4.8

Проект«Влияние шума на организм и здоровье человека»

Оценка 4.8
docx
21.04.2024
Проект«Влияние шума на организм и здоровье человека»
проект острота слуха.docx

Тю хт ет ск ая с ре дн яя ш ко ла № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Георгиевская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

«Влияние шума на организм и здоровье человека»

 

Выполнила: Загузина Екатерина

Руководитель проекта: Харитонова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Село Георгиевка 2024г


Содержание:

 

1.     Введение

2.      Актуальность и значимость выбранной темы

3.     Цели, задачи

4.      Гипотеза

5.      Статистика

6.      Теоретическая часть

         Что входит в понятие шума

         Источники шума

         Классификация шумов

      Слуховой анализатор (строение, функции)

      Действие шума на слуховой анализатор

      Влияние шума на организм и здоровье человека

      Методы и средства защиты от шума

      Меры борьбы с шумом

7.     Методика проведения эксперимента

         Эксперимент (разные возрастные группы)

>        «Острота слуха-1»

>        «Острота слуха-2»

>        «Острота слуха-3»

         Анализ результатов

8.      Заключение

9.     Рекомендации

10.     Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2


Введение.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Повсюду нас окружают звуки разные по своему происхождению и характеру. Шум невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни определить по запаху, ни попробовать на вкус. Тем не менее, он незаметно действует на нас.

Способность к восприятию звуков - одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, легкого бриза, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает нас.

Человеческий организм по-разному реагирует на шумы, кто-то быстро привыкает и перестаёт замечать, а кому-то достаточно тяжело долгое время находиться в шумной обстановке.

 

Актуальность и значимость выбранной темы.

Повышение уровня шума оказывает вредное воздействие на организм человека. Воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия: звон в ушах, головокружение, головная боль, повышение усталости.

Влияние шума на организм человека, отражается также и на нашем организме, в результате чего, появляются серьёзные и опасные заболевания многих внутренних органов.

Цели:

Изучить литературу по данной теме, провести ряд исследований, рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении и выяснить его воздействие на организм человека.


Задачи:

 

1.     Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме.

2.      Провести анкетирование по определению шумового загрязнения в школе.

3.      Провести эксперимент по                         определению                остроты      слуха     среди      разных возрастных категорий.

4.      Ознакомить школьников и учителей с результатами исследования.

 

Гипотеза.

 

Если          снизить «шумовое загрязнение», можно обезопасить школьников от различного рода заболеваний, зависящих от шума.

Статистические данные.

 

1.      Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает жизнь людей в крупных городах на 8-12 лет.

2.      Каждая третья женщина и каждый четвёртый мужчина страдают неврозами, вызванными воздействием шума.

3.      Достаточно сильный шум через 1 мин может стать причиной приступа у больных эпилепсией.

4.      Такие болезни, как гастрит, язвы пищеварительных органов, часто сопровождают людей, живущих и работающих в шумной обстановке. Язва желудка часто наблюдается у профессиональных эстрадных музыкантов.

5.     20 из 150 млн. россиян страдают сегодня тугоухостью;

6.      У 20% молодых людей, из числа увлекающихся рок-музыкой, наблюдается снижение слуха на уровне 85 - летних стариков.

Что же такое шум?

 

Мы изучим понятие шума, используя различные источники:

 

     из Советского Энциклопедического Словаря:

"Шум - это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты. В быту -


звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе».

     из словаря Д.Н. Ушакова:

«Шум - звуки от какого-нибудь движения, от голосов, глухие звуки, слившиеся в однообразное звучание, крики, громкий разговор, брань».

     из словаря С.И. Ожегова:

 

«Шум - это звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание».

 

     из Русского толкового словаря (В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина):

 

«Шум - звуки, слившиеся в громкое однообразное звучание».

Таким          образом,      под     термином      «Шум» мы       понимаем      комплекс      звуков, вызывающий неприятное ощущение или болезненные реакции.

Шум - одна из форм физической среды жизни.

Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное воздействие на организм.

С физической точки зрения шум представляет собой механические волновые колебания упругих твердых тел различной частоты и интенсивности.

 

Каковы источники шума?

 

Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких и газообразных средах. Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность — уровень звукового давления, измеряемый в децибелах. Человек способен слышать колебания с частотой от 16 до 20000 Гц.

Наша школа, как и многие другие детские учреждения, страдает от внутреннего шума, под влиянием которого у учащихся и учителей проявляется некоторое изменение функционального состояния нервной системы. В этом случае, источником внутреннего шумового загрязнения являются сами дети.


Классификация шумов.

1.                              По частоте различают шум: Низкочастотный (до 350 Гц)

Среднечастотный (от 300 до 800 Гц) Высокочастотный (более 800 Гц)

 

2.   По характеру спектра шум бывает:

 

Широкополосный— имеет непрерывный спектр шириной более одной октавы; Тональный характеризуется неравномерным распределением звуковой энергии с преобладанием большей ее части в области одной-двух октав.

 

3.   По времени действия различают следующие виды шума:

 

Постоянный изменяется в течение рабочей смены не более, чем на 5 дБА в ту или иную сторону от среднего уровня;

Непостоянный уровень его звукового давления за рабочую смену может меняться на 5 дБА и более в любую сторону от среднего уровня.

 

Слуховой анализатор (строение, функции)


Орган, воспринимающий звуки и шумы,— ухо человека.

 

Внешняя часть— ушная раковина. От нее вглубь черепа идет наружный слуховой проход, длина которого у взрослого человека порядка 2см. Затем начинается собственно орган слуха— среднее ухо или барабанная полость, отгороженная от наружного слухового прохода барабанной перепонкой. В барабанной полости находятся три маленькие косточки: молоточек, наковальня и стремя, передающие дальше колебания барабанной перепонки, вызванные звуком. Молоточек, наковальня и стремя действуют как система рычагов и усиливают размах барабанной перепонки в 2-3 раза. За средним ухом лежит внутреннее ухо, заполненное особой жидкостью и имеющее улитку. В улитку спрятана мембрана, на которой находится примерно 16 тыс. чувствительных клеток с волосками— кортиев орган.

Действие шума на слуховой анализатор.

Специфическое воздействие шума проявляется в существенном расстройстве функции органа слуха. Ухо, как и все органы чувств, способно адаптироваться к шуму и сохранять свою функцию. Адаптация состоит в том, что по мере воздействия шума повышается порог слышимости на 10-15 дБ. После воздействия шума порог слышимости восстанавливается в течение 3-5 мин. Если это время увеличивается, то следует думать об утомлении органа слуха. Звуковая волна проходит от барабанной перепонки через косточки среднего уха и улитку и по мембране распространяется вибрация, приводятся в движение волосковые клетки кортиева органа, которые изгибаются, скручиваются и в них образуются электрические сигналы, раздражающие слуховой нерв. Эти “кодированные” импульсы передаются в мозг, где они “расшифровываются”, и мы воспринимаем звуковой сигнал.

Следующей формой расстройства функции органа слуха является профессиональная тугоухость стойкое снижение чувствительности к различным тонам и шепотной речи. На этом этапе легко возникают воспаления среднего и внутреннего уха, что способствует развитию дегенеративных изменений в улитке, в ее нижнем завитке. Постоянный спазм капилляров ведет к


атрофии кортиева органа и, следовательно, к профессиональной глухоте. Некоторые люди считают, что к шуму можно привыкнуть, но это далеко не так. Некоторая степень субъективного, кажущегося привыкания к шуму возможна (эта степень различна для разных людей) и зависит от отношения человека к шуму, его источнику, степени неустранимости шума и других факторов.

 

Влияние шума на организм и здоровье человека.

 

Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума.

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства, людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. Австрийский исследователь Гриффит сделал вывод, что повышенный уровень шума является причиной старения организма человека и сокращения продолжительности его жизни на 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах.

Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет - 57%, в возрасте 38-57 лет - 62%, а в возрасте 58 лет и старше - 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием ЦНС этой группы населения. Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых умственным


трудом, по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по- видимому, связаны с большим утомлением нервной системы.

Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей.

Особенно важно обратить внимание на влияние шума на организм детей. Многие родители уверены, что на малышей и подростков различные шумы не действуют. Это глубокое заблуждение. В доказательство приведем несколько фактов:

                                                     дети, которые подвергаются систематическому шумовому воздействию мощностью от 68дБ и более, рискуют получить нарушения вегетативной

                                                     нервной системы, такие как ускорение реакции обмена веществ, ухудшение кровоснабжения кожного покрова и усиление напряжения мышц;

         подростки, которые большую часть времени находятся под шумовым воздействием, намного быстрее теряют концентрацию внимания и не справляются с решением задач на развитие мышления;

         при воздействии шума в течение дня, дети быстрее устают, становятся невнимательными, с трудом могут сосредоточиться и имеют трудности при обучении чтению. Причина этого кроется в том, что шум перекрывает

«внутреннюю» речь ребенка.

 

Методы и средства защиты от шума.

 

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению


акустического комфорта. ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств». Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов - 80-86 дБ. Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов - 85 дБ, пассажирских помещений автобусов - 75-80 дБ.

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения. Одним из эффективных средств борьбы с производственным шумом является использование демпфирующих металлических и неметаллических материалов. Однако неметаллы не используются для снижения шума соударений из-за их невысоких прочностных характеристик, а металлические материалы, характеризующиеся высокими прочностными свойствами, обеспечивают снижение шума весьма незначительно. Поэтому были созданы принципиально новые материалы - биваленты, которые имеют высокие прочностные характеристики и достаточные демпфирующие свойства.

Меры борьбы с шумом:

         замена шумных процессов бесшумными или менее шумными;

         улучшение качества изготовления и монтажа оборудования;

         укрытие источников шума шумопоглащающими материалами;

         вывод работающих людей из сферы шумового загрязнения;


         применение индивидуальных защитных средств (беруши, наушники).

 

Методика проведения эксперимента.

В анкетировании приняли участие 12 педагогов

 

Вопросы анкеты

да

нет

1. Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня?

Если да, то как?

12

0

Появляется усталость

10

2

Болит голова

11

1

Появляется раздражительность

10

2

2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума?

12

0

3. Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя?

12

0

 

В анкетировании приняли участие 32 учеников

 

Вопросы анкеты

да

нет

1. Раздражает ли вас посторонний шум на уроке?

26

6

2. Беспокоит ли вас шум на перемене?

28

4

3.Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения

учителя на уроке из-за посторонних шумов?

27

5

4. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

28

4

5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

3

29

 

Вывод: шум            влияет      на     самочувствие        учителей       и    учащихся,       снижает работоспособность и мешает восприятию учебного материала.

 

 

1.      «Острота слуха».

Эксперимент для определения остроты слуха у людей разного возраста.

Острота слуха - минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, который уловил слух испытуемого.

В эксперименте приняли участие 3 возрастные группы:


7-16 лет;           7-35 лет;      36-65 лет

Оборудование: механические часы, сантиметровая лента. Порядок работы:

1.     Приближать к объекту часы, пока не услышит звук.

2.      Приложить часы плотно к уху и отводить от уха до тех пор, пока не исчезнет звук.

3.     Измерить расстояние между ухом и часами см) (провести 2 раза)

4.            Вычислить среднюю величину 2-х показателей. Оценка результатов:

Нормальным можно считать слух, когда тиканье часов среднего размера слышно на расстоянии 10 - 15 см. от уха испытуемого.

«Острота слуха-2».

Эксперимент проводится дважды: до и после прослушивания музыки в наушниках для людей разных возрастных групп.

Участие принимали 3 возрастные группы: 9-13 лет 14-17 лет 40-55 лет

«Острота слуха-3».

Эксперимент с часами проводится для испытуемых в начале рабочего дня (с утра) и затем в конце дня (вечером) также предлагается проверить остроту слуха точно таким же путем.

Участие принимали 3 возрастные группы:

9-13 лет, 14-17 лет, 40-55 лет

 

2. Проверка слуха онлайн.

Обращаем Ваше внимание на то, что проверка слуха онлайн от ReSound, предлагаемая компанией "Радуга звуков", разработана для тестирования восприятия речи в шумной обстановке, она позволяет быстро получить полезные сведения о состоянии вашего слуха.

Как работает тест?


Этот тест поможет определить, возникают ли у вас трудности при понимании речи в шуме.

         Вы услышите разные комбинации слов, а затем чисел, по 3 комбинации каждый раз, при фоновом шуме различного уровня.

         Вам будет предложено выбрать услышанное, нажав на соответствующую иконку или номер слева.

         Если вы отвлеклись и пропустили одно из слов, то вы можете нажать на кнопку повтора для воспроизведения последней комбинации еще раз.

         Если вы используете наушники, проверка слуха будет произведена на правом и левом ухе.

         А также, если вы носите слуховые аппараты, мы рекомендуем их снять перед прохождением теста.

Анализ результатов.

 

Эксперимент. «Острота слуха-1».

 

Приняло участие 33 респондента.

 

 

 

Возрастные группы

Расстояние (см)

Среднее

значение (см)

7-16 лет (12 человек)

16, 11, 18, 11, 18, 15, 9, 23, 10, 12, 12, 11

12,3

17-25 лет (10 человек)

18, 18, 14, 21, 17, 12, 21, 15, 11, 11

16,4

40-55 лет (11 человек)

12, 9, 9, 13, 11, 7, 13, 10, 10, 8, 12

9,2

 

Вывод: В возрасте от 17 до 25 лет острота слуха наибольшая, а в возрасте от 40-55 лет острота слуха наименьшая.


«Острота слуха-2».

В эксперименте приняли участие 29 респондентов.

 

Возрастные группы

Расстояние,          до прослушивания музыки (см)

Расстояние после прослушивания музыки (см)

Среднее

значение(см)

до

после

1.

9-13 лет

17, 21, 18, 11, 13,

11, 15, 14, 7, 8, 5, 9, 14,

16

10,8

 

(10 человек)

10, 15, 19, 21, 15

15, 10

 

 

2.

15-18 лет

18, 14, 21, 11, 13,

13, 10, 15, 6, 10, 10, 7, 12,

14,5

10,1

 

(10 человек)

15, 11, 17, 13, 12

10, 8

 

 

3.

40-55 лет

12, 15, 11, 9, 13,

7, 11, 6, 4, 8, 6, 6, 5, 6

11

6,6

 

(9 человек)

10, 11, 8, 10

 

 

 

 

 

Вывод: Исходя из полученных результатов, очевидно, что острота слуха у всех возрастных групп до прослушивания музыки является лучше, чем после прослушивания.

«Острота слуха-3».

 

В эксперименте приняли участие 29 респондентов.

Возрастные

группы

Расстояние, измеренное в

начале дня (см)

Расстояние, измеренное в

конце дня (см)

Среднее значение

утро

вечер

1.

9-13 лет

21, 19, 17, 25, 20,

20, 16, 17, 24, 19,

18,9

17,3

 

(10 человек)

19, 16, 15, 20, 17

19, 14, 13, 17, 14

 

 

2.

15-18 лет

17, 17, 19, 23, 20,

16, 14, 16, 19, 19,

18,8

16,6

 

(10 человек)

16, 18, 20, 17, 21

14, 15, 17, 17, 19

 

 

3.

40-55 лет

15, 14, 15, 11, 9, 13,

10, 10, 9, 7, 6, 11,

13

9,4

 

(9 человек)

16, 10, 14

12, 7,13

 

 

 

Вывод: На основе таблицы, можно прийти к заключению, что в начале рабочего дня                           среднее                   значение       участников,        всех      возрастных        категорий


соответствует норме и говорит о хорошей остроте слуха. К концу дня острота слуха понижается у всех, но особо ярко это наблюдается среди респондентов 40-55 лет.

Заключение.

 

Всё же и активная, и пассивная защита от шума имеет свои границы. Поэтому каждый гражданин должен уважать покой своего соседа. Если промышленные предприятия должны ограничивать шум в цехах, то и каждый из нас не имеет права в своей квартире вести себя как угодно шумно. Только когда каждый, находясь дома, будет соблюдать правила общежития и весь шум, мешающий жильцам, будет проникать в дом лишь снаружи, только тогда можно будет требовать от инженеров новых мер борьбы с транспортным шумом.

Необходимы меры по ограничению шумовой нагрузки на нашу психику. Шум, как правило, дело рук человеческих, поэтому каждый человек может его и уничтожить. Здесь велика роль законов, но и каждый из нас может и должен участвовать в борьбе с шумом. Если каждый будет избегать ненужного шума, если родители будут действовать своим примером и воспитанием на детей, учителя - на школьников, если мы сумеем разъяснить важность этой проблемы

Всем, кто ещё не сознал её, битва с шумом будет уже наполовину выиграна. Это наша общая борьба. Ведь речь идёт о нашем здоровье.

Рекомендации.

 

         Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.

         Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

         Не         слушайте               музыку      через     наушники      продолжительное        время,     иначе     с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

         Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

         Если ваша будущая профессия будет связана с шумным производством, используйте звукозащитные наушники или «беруши».


Список литературы:

1.       Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: Учебник.

- М.: Икар, 2002.

2.       Гигиена и экология человека: Курс лекций/ Под ред. Ю.П. Пивоварова. - М.: ГОУ ВУНКЦ МЗ РФ, 2001.

3.       Ковригин К.Н., Михеев А.П. Влияние уровня шума на производительность труда.- М.: Гигиена и санитария, 1965.

4.       Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиены и основы экологии человека: Учеб.пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5.       Ресурсы интернета:

>        http://www.microanswers.ru

>        http://bezotita.ru/polezno-znat/sluhovoj-analizator.html

>        https://www.radugazvukov.ru


 

>        Скачано с www.znanio.ru

Тю хт ет ск ая с ре дн яя ш ко ла № 1

Тю хт ет ск ая с ре дн яя ш ко ла № 1

Содержание: 1. Введение 2

Содержание: 1. Введение 2

Введение. Человек всегда жил в мире звуков и шума

Введение. Человек всегда жил в мире звуков и шума

Задачи: 1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме

Задачи: 1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме

Д.Н. Ушакова: «Шум - звуки от какого-нибудь движения, от голосов, глухие звуки, слившиеся в однообразное звучание, крики, громкий разговор, брань»

Д.Н. Ушакова: «Шум - звуки от какого-нибудь движения, от голосов, глухие звуки, слившиеся в однообразное звучание, крики, громкий разговор, брань»

Классификация шумов. 1.

Классификация шумов. 1.

Орган, воспринимающий звуки и шумы,— ухо человека

Орган, воспринимающий звуки и шумы,— ухо человека

Некоторые люди считают, что к шуму можно привыкнуть, но это далеко не так

Некоторые люди считают, что к шуму можно привыкнуть, но это далеко не так

Более частые жалобы лиц умственного труда, по- видимому, связаны с большим утомлением нервной системы

Более частые жалобы лиц умственного труда, по- видимому, связаны с большим утомлением нервной системы

ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств»

ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств»

Методика проведения эксперимента

Методика проведения эксперимента

Оборудование: механические часы, сантиметровая лента

Оборудование: механические часы, сантиметровая лента

Этот тест поможет определить, возникают ли у вас трудности при понимании речи в шуме

Этот тест поможет определить, возникают ли у вас трудности при понимании речи в шуме

Острота слуха-2». В эксперименте приняли участие 29 респондентов

Острота слуха-2». В эксперименте приняли участие 29 респондентов

К концу дня острота слуха понижается у всех, но особо ярко это наблюдается среди респондентов 40-55 лет

К концу дня острота слуха понижается у всех, но особо ярко это наблюдается среди респондентов 40-55 лет

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024