Статья на тему: «Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».
Занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. Это любимый вид деятельности дошкольников. Помимо развития воображения и творческих способностей, изобразительная деятельность способствует формированию целостной картины мира. Через воображение и творчество, закладывает основы математических представлений (фигуры, пространственное расположение), помогает развитию речи, развивает мелкую моторику. В своем эстетическом развитии дошкольник проходит путь от образа изобразительно – выразительными средствами. Чем больше ребенок рисует и лепит, тем лучше. Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса , созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Изображения предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условиям успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Каждый ребенок видит окружающий его мир по – разному, но это виденье он всегда может рассказать словами. А ведь так хочется поделиться своим открытием, рассказать о том, что ему понравилось, удивило или даже испугало. И именно детский рисунок становится таким отражением и его рассказом. Среди специалистов профессионально занимающихся изобразительной деятельностью с дошкольниками бытует мнение «Если ребенок от года до семи лет не рисует, это можно сравнить с тем, что он не разговаривает». Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься изобразительной деятельностью, поддерживать его, и ни в коем случае не отбить. Для этого в свободном доступе всегда должны находиться различные краски, карандаши, бумага и тому подобные вещи. Помимо этого не стоит забывать и некоторые тонкости, присущие детскому рисунку. Рассмотрим их далее.
Во – первых, ребенок до четырех лет имеет право не рисовать фигуративно. Это связано с тем, что мышление ребенка абстрактно , оно пока не содержит большого количества образов, поэтому не стоит требовать от него нарисовать именно круглое солнце или квадратный домик, а тем более заставлять сделать именно так.
Во – вторых, ребенок изображает в рисунке наиболее информативные для него объекты и их части. Например, при рисовании человека, он обязательно нарисует голову, глаза, рот, руки, ноги, но не нарисует туловища. Эта часть тела не является для ребенка главной, поэтому он ее не отображает. Кстати, чем важнее и информативнее для ребенка та или иная часть, тем массивнее он ее отобразит ( например, ствол дерева в детских рисунках обычно очень большой).
В – третьих, ребенок может выбрать именно ту краску, которую считает нужной, он так видит. Не нужно загонять его в рамки, что вода должна быть именно синей, а трава зеленой, ведь если рассмотреть картины известных художников, мы увидим всевозможные цвета в изображении того же моря. Кстати, демонстрация этих картин и их подробное рассмотрение послужит хорошей мотивацией для использования большего количества цветов и оттенков в работе. Стоит затронуть использование черного цвета, уже давно он перестал быть показателем негатива, страха и опасности, поэтому не нужно заострять на этом внимание, к тому же, в искусстве есть целое направление, посвященное этому цвету.
Учитывая все вышесказанное, педагог должен подбирать те виды деятельности, которые будут способствовать развитию образности, цветового восприятия и воображение дошкольников. В первую очередь, сюда можно отнести наблюдения за живой и неживой природой, а так же экскурсии (в лес, парк и т. п). Ведь ни одна фотография или картинка не сможет сравниться с тем, что ты видишь собственными глазами. Большое значение будут иметь беседы и рассматривание картин известных художников. Рекомендуется демонстрировать детям художников разных жанров, при этом уделить особое внимание абстракционизму. Живописцы показывают новый язык, чтобы выразить переполнявшие их эмоции, и нашли его в красочных пятнах и чистых линиях, которые воздействуют не на разум, а на душу.
Это жанр требует внимательного рассмотрения, нахождения образов, зачастую очень нестандартных, выходящих за общепринятые рамки. Полезно будет и просмотр мультфильмов, но они должны иметь хороший сюжет и красивую рисованную графику.
Нужно помнить и о том, чего педагогу делать категорически нельзя:
- рисовать на рисунке ребенка, это его внутренний мир, в который взрослый не имеет права лезть;
- ругать или высмеивать работу ребенка, это может травмировать и навсегда отбить желание к творчеству;
- выделять лучшие работы;
- требовать «похожести», каждый рисунок индивидуален и неповторим, это авторское мировосприятие;
- требовать аккуратности и чистоты в работе, а тем более ругать за грязь, даже известный художник не рисует аккуратно и на его рабочем месте всегда будут пятна от краски.
Если педагог в своей работе будет учитывать эти рекомендации , занятия по изобразительной деятельности будут гораздо плодотворнее и полезнее для ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.