Статья на тему: «Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО»

  • doc
  • 08.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала samoobrazovanie_uchiteley_nachalnyh_klassov_realizuyushchih_fgos_noo.doc

Статья на тему: «Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО»

«Мастерство учителя — это специальность,

                                       которой надо учиться»

А.С. Макаренко

 

     Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, которая:

осуществляется добровольно;

осуществляется сознательно;

планируется, управляется и контролируется самим человеком.

     Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

     В начале учебного года все учителя начальной школы выбирают тему, над которой будут работать или продолжат работу и фиксируют эту тему в планах методического объединения.

     К примеру

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

·       название темы

     Тему самообразования выбираем исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы.

     Тема работы учителя: «Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму»

·        цели

     Цель самообразования формулируем так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования.

     Цель: повысить качество знаний учащихся по русскому языку.

·        Задачами самообразования в данном случае могут быть:

1. Выявление педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.

2. Проверка на практике позитивного влияния  данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;

3. Разработка дидактического материала по русскому языку,  уроков, внеклассных мероприятий, направленных  на решение поставленной цели работы;

4. Разработка системы игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.

·        предполагаемый результат

Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.

 

·        этапы работы и сроки выполнения каждого этапа

Этапы работы

Сроки выполнения

1

Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования.

Сентябрь

2

Продолжение изучения методической, педагогической и психологической  литературы.

Октябрь – январь

3

Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

В течение года

4

Посещение семинаров.

В течение года

5

Открытые уроки на школьном  и городском уровне.

Апрель

6

Выступление на заседании городского МО учителей  начальных классов по теме самообразование.

Январь

7

Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

Январь - февраль

8

Оформление результатов работы.

Март

9

Подведение итогов. Отчёт.

Апрель

 

 

 

·        Основные направления, действия и мероприятия

Профессиональное

1. Продолжить изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности.

2. Разработать рабочие программы по  предметам.
3. Познакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Познакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Принять активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучить опыт работы лучших учителей своей школы, города и округа через Интернет.
6. Посетить уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Информационно-компьютерные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Собрать и проанализировать в Интернете информацию по начальному обучению, педагогике и психологии.
3. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

 

·        Источники самообразования

·        систематический просмотр определенных телепередач;

·         чтение конкретных педагогических периодических изданий;

·         чтение методической, педагогической и предметной литературы;

·        обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;

·         посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

·         участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

·         проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

·        организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;

·        посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;

·        общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.

 

·        форма отчета по проделанной работе

     Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

     И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

1. Участие в конференциях:

* Международная видеоконференция по теме  «Эффективная преемственность в работе ДОУ и школы».

* Всероссийская педагогическая видеоконференция по теме  «Социальный  менеджмент в образовании»;

2. Участие в олимпиаде:

* Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP в номинации  «Использование современных образовательных технологий в начальных классах» за конкурсную работу «Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

 3. Участие в конкурсах:

* диплом I Всероссийского интернет-конкурса фотографий «Педагогический альбом» за творческую работу «Экскурсия на Детскую Экологическую станцию» в номинации «Педагогическая среда». («Дети-66.ру»)

* диплом II Всероссийского интернет-конкурса «Моя педагогическая инициатива» за  работу «Главная моя задача – научить детей учиться» в номинации «ФГОС второго поколения в моей практике». («Дети-66.ру»)

* диплом лауреата Российского межрегионального творческого конкурса педагогов «Региональное образование: взгляд в будущее» в номинации «Открытый урок».

* сертификат участника Всероссийского конкурса педагогических идей «Инновации в образовании». (Центр гражданско – правового образования «Восхождение»)

 

4. Участие в сетевых сообществах:

 * «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – pedsovet.su», сочинение на тему «Февральская лазурь», 3 класс.

* Всероссийский интернет – педсовет pedsovet.org, урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100» на тему «Зима: покой природы».

* социальная сеть работников образования nsportal.ru:

- создание персонального сайта;

- создание электронного портфолио;

- модульное описание педагогического опыта «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов»;

-  «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

- конспект открытого урока по окружающему миру «Зима: покой природы».

- памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!»;

- «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению»;

- урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;

- сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;

- «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку»;

- «Технология проектного обучения»;

- «Работа с одарёнными детьми».

* На Урок.Ру:

- урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;

- сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;

- памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!».

- урок  окружающего мира в 1 классе на тему  «Зима: покой природы»;

- «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов».

5. Участие в семинарах:

- выступление на городском семинаре по теме «Адаптация учеников 1  класса к школьному  обучению».

- городское занятие Школы совершенствования педагогического мастерства «Реализация программы формирования УУД младших школьников средствами УМК «Школа 2100», урок окружающего мира в 1 классе на тему «Богатства природы».

     В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.