Статья на тему: «Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО»
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, которая:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В начале учебного года все учителя начальной школы выбирают тему, над которой будут работать или продолжат работу и фиксируют эту тему в планах методического объединения.
К примеру
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
· название темы
Тему самообразования выбираем исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы.
Тема работы учителя: «Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму»
· цели
Цель самообразования формулируем так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования.
Цель: повысить качество знаний учащихся по русскому языку.
· Задачами самообразования в данном случае могут быть:
1. Выявление педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.
2. Проверка на практике позитивного влияния данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;
3. Разработка дидактического материала по русскому языку, уроков, внеклассных мероприятий, направленных на решение поставленной цели работы;
4. Разработка системы игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.
· предполагаемый результат
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
· этапы работы и сроки выполнения каждого этапа
№ |
Этапы работы |
Сроки выполнения |
1 |
Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования. |
Сентябрь |
2 |
Продолжение изучения методической, педагогической и психологической литературы. |
Октябрь – январь |
3 |
Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
В течение года |
4 |
Посещение семинаров. |
В течение года |
5 |
Открытые уроки на школьном и городском уровне. |
Апрель |
6 |
Выступление на заседании городского МО учителей начальных классов по теме самообразование. |
Январь |
7 |
Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. |
Январь - февраль |
8 |
Оформление результатов работы. |
Март |
9 |
Подведение итогов. Отчёт. |
Апрель |
· Основные направления, действия и мероприятия
Профессиональное |
1. Продолжить изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности. 2. Разработать рабочие программы по предметам. |
Психолого-педагогические |
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
Методические |
1.Совершенствовать знания современного содержания
образования учащихся по начальному курсу обучения. |
Информационно-компьютерные технологии |
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. |
· Источники самообразования
· систематический просмотр определенных телепередач;
· чтение конкретных педагогических периодических изданий;
· чтение методической, педагогической и предметной литературы;
· обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
· посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
· участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
· проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
· организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
· посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
· общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
· форма отчета по проделанной работе
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
1. Участие в конференциях:
* Международная видеоконференция по теме «Эффективная преемственность в работе ДОУ и школы».
* Всероссийская педагогическая видеоконференция по теме «Социальный менеджмент в образовании»;
2. Участие в олимпиаде:
* Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP в номинации «Использование современных образовательных технологий в начальных классах» за конкурсную работу «Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
3. Участие в конкурсах:
* диплом I Всероссийского интернет-конкурса фотографий «Педагогический альбом» за творческую работу «Экскурсия на Детскую Экологическую станцию» в номинации «Педагогическая среда». («Дети-66.ру»)
* диплом II Всероссийского интернет-конкурса «Моя педагогическая инициатива» за работу «Главная моя задача – научить детей учиться» в номинации «ФГОС второго поколения в моей практике». («Дети-66.ру»)
* диплом лауреата Российского межрегионального творческого конкурса педагогов «Региональное образование: взгляд в будущее» в номинации «Открытый урок».
* сертификат участника Всероссийского конкурса педагогических идей «Инновации в образовании». (Центр гражданско – правового образования «Восхождение»)
4. Участие в сетевых сообществах:
* «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – pedsovet.su», сочинение на тему «Февральская лазурь», 3 класс.
* Всероссийский интернет – педсовет pedsovet.org, урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100» на тему «Зима: покой природы».
* социальная сеть работников образования nsportal.ru:
- создание персонального сайта;
- создание электронного портфолио;
- модульное описание педагогического опыта «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов»;
- «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- конспект открытого урока по окружающему миру «Зима: покой природы».
- памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!»;
- «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению»;
- урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;
- сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;
- «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку»;
- «Технология проектного обучения»;
- «Работа с одарёнными детьми».
* На Урок.Ру:
- урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;
- сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;
- памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!».
- урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зима: покой природы»;
- «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов».
5. Участие в семинарах:
- выступление на городском семинаре по теме «Адаптация учеников 1 класса к школьному обучению».
- городское занятие Школы совершенствования педагогического мастерства «Реализация программы формирования УУД младших школьников средствами УМК «Школа 2100», урок окружающего мира в 1 классе на тему «Богатства природы».
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.