Статья на тему: "Сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы обучающихся с ЗПР третьего класса посредством игровой технологии"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы обучающихся с ЗПР третьего класса посредством игровой технологии"

Оценка 4.8
docx
20.06.2024
Статья на тему: "Сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы обучающихся с ЗПР третьего класса посредством игровой технологии"
Аннотация: Статья посвящена описанию процесса и результатов реализации дипломного проекта. Определена возможность развития познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса на психокоррекционных занятиях посредством игровой технологии. Ключевые слова: познавательная сфера, компоненты познавательной сферы (мышление, внимание, память, восприятие, речь), познавательная деятельность, задержка психического развития, психокоррекционные занятия, игровая технология, потенциальные возможности.
maket_stati_po_DP.docx

«Сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса посредством игровой технологии»

Клейменова Дарья Олеговна, обучающаяся 4 курса специальности 44.02.05  Коррекционная педагогика в начальном образовании ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Научный руководитель: Чащина Татьяна Васильевна, преподаватель ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Аннотация: Статья посвящена описанию процесса и результатов реализации дипломного проекта. Определена возможность развития познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса на психокоррекционных занятиях посредством игровой технологии.

Ключевые слова: познавательная сфера, компоненты познавательной сферы (мышление, внимание, память, восприятие, речь), познавательная деятельность, задержка психического развития, психокоррекционные занятия, игровая технология, потенциальные возможности.

 

В 2023-2024 учебном году был реализован дипломный проект на тему «Сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса посредством игровой технологии».

Дипломный проект решает проблему практического обоснования возможности развития познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса на психокоррекционных занятиях посредством игровой технологии.

Положительным эффектом от реализации данного проекта является теоретическое обоснование применения, разработки и апробация конструктов психокоррекционных для развития познавательной сферы у обучающихся третьего класса с задержкой психического развития с применением игровой технологии.

Для реализации проекта потребовались такие материальные ресурсы, как электронные пособия и учебники, локальная сеть в Интернет, ноутбук,  и нематериальные: активы в виде знаний и сведений, которые составляют основу для систематизации необходимой информации по теме данного проекта, а также партнеры, которыми стали преподаватель дисциплины «Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере»; преподаватель педагогики и психологии.

Целью дипломного проекта являлось теоретическое обоснование применения, разработки и апробация конструктов психокоррекционных для развития познавательной сферы у обучающихся третьего класса с задержкой психического развития с применением игровой технологии.

Для достижения поставленной цели были выделены задачи проекта:

1. Рассмотреть теоретические основы развития познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса на психокоррекционных занятиях посредством игровой технологии;

2. Разработать и апробировать сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса посредством игровой технологии.

Достижение задач осуществлялось по следующим этапам:

1. Подтвердить актуальность проблемы проекта

2. Собрать информационный материал для реализации цели проекта

3. Выполнить продукт проекта

4. Провести презентацию продукта проекта

5. Представить результат проекта

На первом этапе с опорой на такие нормативно-правовые документы, как Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный Стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ);

Федеральная адаптированная образовательная программа для обучающихся с  ОВЗ (ЗПР 7.2)  (ФАОП НОО ОВЗ);

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 Наиболее полному пониманию особенностей формирования и развития познавательной сферы у обучающихся с ЗПР способствуют исследования таких авторов, как Власова Т.А., Певзнер М.С., У.В. Ульенкова, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Б. М. Величковский, Т. В. Черниговская и другие.

Особенности организации психокоррекционных занятий раскрыли: В.В. Гладкая; Л.Н. Блинова; У. В. Ульенкова, Евсюкова, Т.А. 

Вопросом организации игровой технологии занимались: О.А. Карабанова; И. И. Мамайчук; Е.М. Минскин; М. А. Панфилова ;П. И.  Пидкасистый; Г.К. Селевко

Диагностикой и коррекцией познавательной сферы обучающихся с ЗПР занимались: Артемьева, Г.А.; Блинова Л.Н., Лебединская К.С., Лубовский В.И.; Карпова Т.П.; Л.И. Преслени; Шевченко С. Г..

Была обоснована актуальность проблемы проекта. Прежде всего, она заключается в том, что ФГОС НОО ОВЗ устанавливает требования к  результатам освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР), среди которых выделяют метапредметные и личностные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие формирование умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Планируемые результаты обучения дополняются результатами освоения обучающимися коррекционно-развивающей области. Для обучающихся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2 образовательной программы это результаты освоения обязательных коррекционно-развивающих курсов реализуемых посредством психокоррекционных занятий.

Успешность освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования зависит от состояния развития познавательной сферы обучающихся с ЗПР.

Структуру познавательной сферы составляют такие компоненты как: внимание, память, восприятие, мышление и речь. Поэтому развитие познавательной сферы обучающихся с ЗПР определяется состоянием развития компонентов познавательной сферы.

 В связи с этим важно обратить внимание, что на уровне начального общего образования важное значение имеет создание условий для развития компонентов познавательной сферы у обучающихся с ЗПР, обеспечивающих успешность освоения адаптированной образовательной программы.

Развитие познавательной сферы возможно только при активизации и развития всех ее компонентов посредством подготовки и включения обучающихся в познавательную деятельность.

Систематизируя характеристику особенностей развития компонентов познавательной сферы обучающихся с ЗПР в третьем классе, стоит отметить, что основной «проблемной зоной» развития обучающихся является эмоционально-волевая сфера. Из-за значительной незрелости этой сферы нарушается формирование и развитие всех компонентов познавательной сферы. Вследствие чего компоненты познавательной сферы долго не могут пересечь нижние пределы возрастной нормы.

Задержка психического развития – это явление обратимое, т.е. если обучающемуся оказать необходимую квалифицированную психолого-педагогическую помощь с учетом его особенностей развития и опорой на потенциальные возможности, то возможно полное преодоление имеющегося нарушения уже на уровне начального общего образования.

Поэтому большое значение приобретает проведение коррекционно-педагогической работы, которая в рамках реализации коррекционной направленности осуществляется на психокоррекционных занятиях.

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Для достижения поставленных целей и позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с ЗПР широко применяются современные технологии обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.

На психокоррекционных занятиях с обучающимися с ЗПР используют игровую технологию, как способ включения ребенка в образовательный процесс, развитие компонентов познавательной сферы.

Важность игровой технологии для младших школьников с ЗПР обусловлена тем, что игра имеет огромное значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности. Учебная деятельность как ведущая в начальной школе тесно связана с игровой деятельностью, поскольку актуальность игры для младших школьников с особенностями развития  сохраняется. Благодаря тому, что у младших школьников с ЗПР есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство обучения [23, с.8].

Использование игровой технологии на психокоррекционных занятиях стимулирует познавательную деятельность учащихся, является для обучающихся наиболее психологически комфортной технологией, благодаря чему мобилизуются интеллектуальные силы обучающегося с ЗПР, облегчается выполнение заданий.

Систематическое применение игровых технологий на психокоррекционных занятиях с обучающимися с ЗПР младшего школьного возраста способствует активизации и коррекции каждого компонента познавательной сферы, развитию личности обучающегося, его эмоционально-волевой сферы.

Применение игровых технологий способствует преодолению затруднений в учебном процессе, замена отрицательного опыта на уроке положительным опытом на психокоррекционном занятии, происходит формирование устойчивого интереса к обучению, инициативности обучающихся.

Главной особенностью игровой технологии является её двуплановость: с одной стороны – обучающиеся выполняют реальную деятельность, решают конкретную задачу, с другой стороны – ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обуславливает развивающий эффект игровых технологий, помогает снять психическое напряжение.

Игровая технология способствует формированию познавательных возможностей обучающихся, закреплению и отработке навыков и умений, формируют способность использовать закрепленные знания в новых обстоятельствах.

 

На втором этапе  осуществлялся поиск и отбор информационного материала для решения первой задачи.

Краткое изложение сути пояснительной записки

Опираясь на статью Фамилия Имя Отчество автора, было найдено определение ….[1, с.13].

На основании книги Фамилия Имя Отчество автора «Название книги» были выделены ….[2, С.32-35].

В материале электронного сайта Название сайта Фамилия Имя Отчество автора перечислены…[3].

На основе полученного информационного материала создан продукт проекта – полное название продукта проекта.

Продукт подробно отражает процесс….объект средствами …предмет

Опишите, какие приемы, методы, формы работы использовались для решения каких задач развития/формирования

Допускаются фотографии

Апробация продукта проводилась на базе…укажите базу практики

Для диагностики …чего? использовалась…укажите способ диагностики

Презентация продукта проводилась в форме … укажите форму презентации продукта проекта. По результатам презентации… укажите результаты презентации (свидетельство, диплом, благодарность)

Допускаются фотографии

Качественными результатами дипломного проекта являются итоги решения обозначенной проблемы: во-первых,….во-вторых,….сформулируйте выводы по результатам решения задач проекта, в том числе выводы по результатам диагностики

В ходе реализации дипломного проекта автор приобрел такие навыки как…перечислите приобретенные умения и навыки

Литература:

 перечислите все использованные в проекте источники

1.                 Библиографическое описание источника

2.                 Библиографическое описание источника

3.                 Библиографическое описание источника

 

 


 

Сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса посредством игровой технологии»

Сборник конструктов психокоррекционных занятий по развитию познавательной сферы у обучающихся с задержкой психического развития третьего класса посредством игровой технологии»

Для реализации проекта потребовались такие материальные ресурсы, как электронные пособия и учебники, локальная сеть в

Для реализации проекта потребовались такие материальные ресурсы, как электронные пособия и учебники, локальная сеть в

Федеральный государственный Стандарт начального общего образования для обучающихся с

Федеральный государственный Стандарт начального общего образования для обучающихся с

Планируемые результаты обучения дополняются результатами освоения обучающимися коррекционно-развивающей области

Планируемые результаты обучения дополняются результатами освоения обучающимися коррекционно-развивающей области

Для достижения поставленных целей и позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с

Для достижения поставленных целей и позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с

На втором этапе осуществлялся поиск и отбор информационного материала для решения первой задачи

На втором этапе осуществлялся поиск и отбор информационного материала для решения первой задачи

Библиографическое описание источника 2

Библиографическое описание источника 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024