Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы
Одна из актуальных на сегодняшний день проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не начать уже в начальной школе работу по формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении. В появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений. Начинаю формировать это умение с первого класса. Для формирования контрольно-оценочной самостоятельности выделяют несколько этапов становления действий контроля и самооценки у младших школьников.
На первом этапе ребенку необходимо научиться сопоставлять свои действия с заданным образцом Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. К концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что большинство учащихся могут:
– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).
Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке.
Пример урока письма в 1 классе. Тема «Заглавная буква Ж».
После объяснения, показа мною и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Ж, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.
После того, как ученики самостоятельно прописали строку, я даю задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки я выполняю аналогичную работу, т.е. подчеркиваю буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляю ошибки учащегося и выношу на поля свое число верно написанных букв (элементов).
На втором этапе (II-III классы) происходит совершенствование работы учащихся над контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Учащиеся на этом этапе осуществляют контроль за способом действия.
На этом этапе дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?». К концу этого этапа учащиеся могут:
– определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы.
Пример урока математики во 2 классе. Тема «Метр».
После объяснения и закрепления нового материала предлагаю ребятам выполнить самостоятельную работу: «Перед вами задание на звездах. Выберите для себя задание, которое для вас показалось наиболее посильным и вы чувствуете, что выполните его без ошибок». После выполнения ребятам предлагаю сравнить сою работу с эталоном и оценить себя с помощью соответствующего сигнала светофора.
1. Выполните действия:
4м+16м=
25м-16м=
17м5см-9м4см=
2. Сравните:
4м2см…2м
2м50см…200м
6м24см…624см
3. Дополните каждую величину до 3 метров:
2м16см+…
2м35см+…
1м40см+…
На третьем этапе (IV класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки.
При правильной организации педагогической работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младшие школьники к концу начальной школы осваивают полный цикл контрольно-оценочной деятельности:
– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);
– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
– выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;
– создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);
– сопоставление полученных данных с образцом;
– характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;
– составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;
– сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.
Перечисленные выше некоторые педагогические условия, средства, формы организации образовательного процесса могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов в формировании действий контроля и оценки у младших школьников как основы для становления умения учиться в основной школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.