Статья на тему: «Учитель современной начальной школы
в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
С сентября 2021 года в силу вступил ФГОС третьего поколения, предъявляющий особые требования к учителям современной школы. Что же подразумевают под собой эти требования ФГОС к современному учителю и почему они нестабильны?
Следует отметить, что введение новых ФГОС обусловлено изменением характеристик современных школьников. Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Важнейшими их особенностями являются:легкое восприятие информации; высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений; прагматичность; невысокий уровень двигательной активности; низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности. Это значит, что современная школа должна создать иные условия для современных учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. [1]
К сожалению, последние события, вызванные пандемией, показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, формированием новых необходимых компетенций учителя, которые иподразумевает введение ФГОС третьего поколения. [2]
На вопрос, что же представляет собой сегодня современный учитель и каким требованиям ФГОС и общества он должен соответствовать, не так легко ответить. Меняется общество, меняются и образовательные парадигмы, что несомненно приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям.
Чтобы соответствовать понятию «современный учитель»,прежде всего необходимоособенновнимательно относиться к ученикам. В настоящее время, в периодпандемии, учителя должны постоянноследить за психическим и физическимздоровьем детей.Например, если ученик испытывает раздражительность, усталость и истощение, учителя должны видеть это и менять тактику своей работы.
В нашу жизнь прочно вошла категория неопределенности.Стало совершенно очевидным, что современные учителя должны быть готовы к неизвестному. Сегодня они могут преподавать в классе, на следующий день — дома на компьютере через Zoom. Пандемия создала гибридные подходы к обучению. Современному учителю необходимо умение быстро вносить коррективы в процесс без потери качества подачи материала.[3]
Но главное – пандемия показала все слабые места в деятельности учителя. Появился ряд вопросов без ответов.Чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы, полезно обратиться к опыту стран Европы и к Европейской модели компетенций учителя.
DigitalCompetenceofEducators (DIGCOMPEDU) – это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.
Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики.
Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:
- цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
- обучение и преподавание: преподавание, наставничество,
- рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
- оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
- расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.
В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. [4]
Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.[5]
К 2020 году появилась обоснованная предпосылка к исключению лишних и оставлению лишь самых нужных компетенций. Они получили название 4K. Для них был придуман термин SoftSkills — то, что сделало бы современных учителей по-настоящему успешными. 4К – креативность, критика, коммуникация и координация. Развитие данных компетенций остро востребовано в настоящее время и, безусловно, поможет учителям быть современными и успешными в своём деле.[6]
Вступившие в силу с сентября 2021 года ФГОС третьего поколения, предъявляют особые требования к учителям современной школы. Для того, чтобы отвечать требованиям «современного педагога», важно иметь готовность для обеспечения качественного образования следующему поколениюдетей, прокачивать свои softskills, которые влияют на степень интереса и вовлечения ребенка, стремление совершенствоваться, развивать свои цифровые компетенции. Преподаватели, которые преуспевают в образовании, с большим энтузиазмом относятся к своей работе, и учащиеся ощущают это. Ученики чтят их, родители дорожат ими, а директора школ никогда не хотят их терять.
Пусть наши дети будут лучше нас. И для этого надо всегда помнить, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://infourok.ru/stanovlenie-i-razvitie-professionalnoj-kompetentnosti-pedagoga-ego-cifrovoj-gramotnosti-5333864.html
[2] https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-ego-czifrovye-kompetenczii/
[3] https://fb.ru/post/childhood-education/2021/10/26/333798
[4] https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-ego-czifrovye-kompetenczii/
[5] https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-ego-czifrovye-kompetenczii/
[6] https://worldsellers.ru/4k-kompetencii-budushhego/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.