Важность математических знаний для медицинских работников
Ежедневно каждый человек сталкивается с математикой. Утром думает над тем, во
сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть добраться до места работы или учебы
вовремя, после работы, зайдя в магазин, подсчитывает, хватит ли средств на продукты,
или сколько именно необходимо купить продуктов для приготовления трех порций
ужина, или хватит ли бензина, чтобы добраться до места назначения и многое
другое. Получается, что математика необходима каждому человеку, чем бы он ни
занимался в повседневной жизни или в профессиональной деятельности. Чтобы
раскрыть сущность математики, необходимо обратиться к определению данного
понятия. Термин «математика» происходит от древне-греческого μᾰθημᾰτικά
< μάθημα, что означает «изучение», «наука»). В
научно-методической литературе авторами даются различные определения термину
«математика». Так, например, еще в древней Греции ученые, такие как Евклид,
Галилей, Архимед и другие, полагали, что математика есть целостная наука со
своей методологией, которая базируется на законах логики, что математические
модели являются ключом к познанию законов природы. С. К. Смирнов в своей статье
«Что такое математика» дает следующее толкование: «Математика — наука,
исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных
соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств
объектов и формализации этих задач. Наука, занимающаяся изучением чисел,
структур, пространств и преобразований». Советский математик, профессор А. Н.
Колмогоров писал так: «Математика… наука о количественных отношениях и
пространственных формах действительного мира». Согласно толковому словарю Даля
«математика — это наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою,
принадлежит математике…». Медицина начала свое существование еще в древности, о
чем говорят древние рисунки, найденные археологами, а также произведения
древнегреческих и древнеримских мыслителей, в которых содержится много
информации о «врачевании». Гиппократ, сыграл важнейшую роль в становлении
медицинской науки, современная практическая медицина основывается на его
трудах. Само слово «медицина» происходить от латинского «medicina» — что
означает исцеление. Медициина, согласно Большой российской энциклопедии, (лат.
medicina, от medicus — врач) — область профессиональной практической и научной
деятельности, имеющая своей целью распознавание, лечение и предупреждение
болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности, продление жизни
людей. Направленная на укрепление здоровья, изучение и лечение различных
патологических состояний человека, медицина играет весомую роль в интеграции
совокупности наук о человеке. Медицина концентрирует в себе достижения биологии
и химии, психологии и педагогики, информатики, философии, математики и физики.
В современном мире, когда основой образования является ценностная парадигма,
когда здоровье человека зависит от его творческих способностей, душевного
равновесия, нравственных качеств и еще целого ряда причин, медицина, как
никогда, становится близка с фундаментальными науками. Медицина играет важную
роль в структуре образовании, определяя вариативность учебных планов на всех
ступенях образования будь то дошкольное образование или университет,
дополнительное образование или образование для взрослых. Математика и медицина
связаны прочной незримой нитью между собой. Но несведущим в этих областях людям
кажется, что эти науки несовместимы. Конечно, при постановке диагноза врач
напрямую не использует математику, но даже при сборе анамнестических данных,
например, проверить пульс и сравнить его с нормой для данного пациента, нужны
математические знания, так как пульс является квадратным корнем из роста
пациента. А если говорить о назначениях врача и манипуляциях, которые выполняет
медицинская сестра, то здесь связь проявляется, например, в расчете суточной
дозировки препарата, или в расчете концентрации препарата при его разведении.
Ведь если неверно выполнить расчет дозировки, то пациент может получить
осложнения, анафилактический шок, или еще хуже, умереть. Это далеко не все
области применения математики в медицине, их спектр гораздо больше. Уже
опираясь на вышесказанное, можно сказать о том, что связь математики с
медициной есть, и роль и влияние математики на профессиональную деятельность
медицинских работников очень велика. Поэтому качественное преподавание математики
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях
образования — это основная задача. Конечно, для медицинских образовательных
организаций профилирующими являются медицинские и клинические дисциплины,
которые формируют основу профессиональной компетентности медицинского
работника. Общеобразовательные предметы уходят на второй план, однако знания
математики тоже способствуют развитию необходимых и значимых для медицинской
профессии качеств у обучающихся. Поэтому, такой предмет, как «математика»
входит в учебные планы всех организации, осуществляющей образовательную
деятельность, не зависимо от профессиональной направленности. Так в программах
подготовки специалистов среднего звена предусмотрено изучение математики на
первом и втором курсах. Математические методы (моделирование, анализ,
прогнозирование и т. д.) применяют для разработки и диагностики систем
жизнеобеспечения; описания биологических процессов, начиная от молекул,
заканчивая целым организмом и его органами и тканями; при выборе способа
лечения заболевания; для описания динамики изучаемых явлений; для обработки
статистических данных; для моделирования химических, биологических и физических
процессов; при изучении циклических процессов, происходящих в организме
человека; при расчете дозы лекарственных средств в различных формах; при
расчете процентной концентрации растворов; при расчете прибавки роста и массы
тела у детей; при расчете индекса массы тела и много другого. Такие области
медицины, как генетика, таксономия, теория эпидемии, даже организация
медицинской службы, так же сложно представить без знаний математики. Значимость
математики для медицинских профессий очевидна, но, к сожалению, не осознана ни
студентами, ни преподавателями. Не учитывается тот факт, что современный мир
входит в эпоху математизации, в том числе и системы здравоохранения, вводятся
новейшие методики и технологии, которые базируются на достижениях математики в
области медицины. Подводя итог вышесказанного, можно сказать, что
математическая компетентность будущего медицинского работника складывается не
столько из математической подготовки, а сколько из математических знаний,
которые он будет использовать в профессиональной деятельности при решении
задач.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.