Статья на тему: "Воспитание патриотизма на уроках математики"
Оценка 4.7

Статья на тему: "Воспитание патриотизма на уроках математики"

Оценка 4.7
doc
24.03.2024
Статья на тему: "Воспитание патриотизма на уроках математики"
Статья на тему - Воспитание патриотизма на уроках математики.doc

«Воспитание патриотизма на уроках математики»

 

Математика – это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. 

На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов: 

Ø через содержание образования;

Ø через методы и формы обучения; 

Ø через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

Ø через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени). 

             При обучении математике основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся являются: 

Ø использование историко-математического материала; 

Ø проведение нестандартных уроков; 

Ø решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности; 

Ø внеклассная работа. 

           В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. 

Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Задачи патриотического содержания служат эффективным средством развития личностных УУД учащихся, способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героизм людей, приближавших победу. 

       Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. 

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся. 

       На современных уроках, прежде чем воспитывать патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика – это лишь малая доля в океане патриотизма.

Патриотическое воспитание на уроках математики через содержание.

         В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. 

         Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. 

Приведу примеры некоторых патриотических задач, используемых на уроках. 

Задача 1. Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3». 

Задача 2. Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии Боевые силы Красная Армия Германские войска Личный состав 1200000 1800000 Количество танков 990 1700 Количество орудий 7600 14000 Количество самолетов 667 1390 

 Задача 3. Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны? 

Задача 4. Наиболее трудный и трагический период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года, город был блокирован врагами. Сколько дней и часов продолжалась блокада? 

 Задача 5. Расход муки в сутки по периодам был следующий (в тоннах): С начала блокады по 11 сентября 2100 11 сентября – 15 сентября 1300 16 сентября – 1 октября 1100 1 октября – 26 октября 1000 26 октября – 1 ноября 880 1 ноября – 13 ноября 735 13 ноября – 20 ноября 662 20 ноября – 25 ноября 510 Во сколько раз уменьшился расход муки 25 ноября по сравнению с началом блокады (ответ округлить до десятых)? 

Задача 6. Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадрильи, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадрильи – 35 миль в час, скорость разведчика – 70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратится к эскадре. 

Задача 7. С самолета, находящегося на высоте большей 320 м., для партизан был сброшен груз. За какое время груз долетит до земли? (ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2) На каком расстоянии от деревни, занятой фашистами, должны находиться партизаны, чтобы забрать груз, если средняя скорость передвижения по лесу 5,4 км/ч и немцы увидели самолет за 10 минут до сброса груза? 

       Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания. 

1.     «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой. 

2.     «… мы проиграли русским за школьной партой». Дж. Кеннеди.

3.     «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон. 

Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом. 

   Возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании учащихся дает так называемый биографический метод. Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести увлекательную беседу о значении математики в жизни. 

         Можно, например, рассказать о роли ученых математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в 8-м классе при прохождении темы ―Таблица квадратов и квадратных корней можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности. 

      Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии. 

         В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. 

     Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом я рассказываю при прохождении темы ―Приближенное значение числа в 5-м классе или темы ―Приближенные вычисления в 8- м классе.

 Также рассказываю учащимся о роли ученых-математиков М.В. Остроградского и П.Л. Чебышева в развитии военной техники. Большую работу проводят наши ученые математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике. Таких примеров о деятельности ученых-математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много. В мемуарах Маршала Советского Союза Г.К. Жукова приведены фамилии многих выдающихся советских ученых и конструкторов, возглавлявших в годы Великой Отечественной войны коллективы по созданию оборонной техники.

             Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.

       Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. 

          Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту. 

         Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов страны. Конечно, на одном уроке невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для нашей страны, можно и должно. И, если ученик с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках и во внеурочное время даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию учащихся; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. 


Воспитание патриотизма на уроках математики»

Воспитание патриотизма на уроках математики»

Родине. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания

Родине. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания

Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

Можно, например, рассказать о роли ученых математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы

Можно, например, рассказать о роли ученых математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2024