Статья на тему «Взаимодействие школы и ВУЗа. За рамками школьного урока: подготовка к предметным олимпиадам и научным конференциям».
Оценка 4.8

Статья на тему «Взаимодействие школы и ВУЗа. За рамками школьного урока: подготовка к предметным олимпиадам и научным конференциям».

Оценка 4.8
Библиография
docx
искусство
6 кл—11 кл +1
30.10.2021
Статья на тему «Взаимодействие школы и ВУЗа. За рамками школьного урока: подготовка к предметным олимпиадам и научным конференциям».
Статья на тему «Взаимодействие школы и ВУЗа. За рамками школьного урока: подготовка к предметным олимпиадам и научным конференциям».
!САВЕЛЬЕВА Т.В. МБОУ СШ30 ДЗЕРЖИНСК .docx

Савельева Татьяна Викторовна,

 учитель изобразительного искусства и черчения

высшей квалификационной категории

МБОУ СШ №30, г. Дзержинск

 

 «Взаимодействие школы и ВУЗа.

За рамками школьного урока: подготовка к предметным олимпиадам и научным конференциям».

   Образование ценилось во все времена. Оно является одним из важных условий развития гражданского общества и экономики. Современная школа должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства. Обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются динамизмом, мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. И одно из условий реализации этих задач – использование традиций и опыта сотрудничества с высшей школой.

   Школа и ВУЗ должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить основные задачи. Современным школьникам достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что полученных в школе фундаментальных знаний (несмотря на их достаточно высокий уровень) для поступления в ведущие ВУЗы не хватает. Мало того, сами педагоги все чаще и чаще говорят о том, что старшеклассникам, которые планируют получать высшее образование, необходимо заранее побеспокоиться о дополнительной подготовке к вступительным экзаменам (точнее, к ЕГЭ, внутренним специализированным экзаменам).

  Профессиональное самоопределение учащихся старших классов относится к числу важнейших задач образования, решение которой значимо как для каждого человека, так и для общества и государства. Ведущая роль в формировании необходимых ресурсов для осуществления осознанного профессионального выбора отводится общеобразовательной школе. В связи с этим школа должна реализовывать систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Речь идёт о профессиональной ориентации.

И в решении этих задач общеобразовательной школе конечно поможет сотрудничество с ВУЗами, которые, в свою очередь, предлагают разные варианты программ довузовской подготовки.

  Данные программы довузовской подготовки школьников выполняют следующие функции:  - развивающая – направлена на выявление творческих способностей школьника и удовлетворение его интеллектуальных потребностей;  - воспитательная – помогает становлению личности ребенка и повышает его уровень социальной адаптации; - компенсирующая – обеспечивает ликвидацию пробелов в фундаментальных знаниях, полученных в школе;  - корректирующая – ориентирована на приведение существующего уровня школьного образования в соответствие с требованиями ВУЗов;  - адаптирующая – облегчает адаптацию школьника к учебному процессу в ВУЗе и жизни в студенческом сообществе. И именно довузовская подготовка – это эффективный инструмент социально-профессиональной адаптации школьника, который стремиться к получению высшего образования. Такая модель взаимодействия школы и ВУЗа, как «Школа – ВУЗ» предполагает различные формы совместной работы (сотрудничества).

    Такое взаимодействие должно идти по трем направлениям:— Просветительская деятельность: встречи школьников с представителями науки и преподавателями вузов как в рамках масштабных мероприятий;Профориентационная работа: выявление мотивированной на изучение наук части школьников и вовлечение их в более тесное взаимодействие с представителями науки. Здесь важную роль может сыграть развитие проектной и исследовательской деятельности школьников. Этому направлению сейчас уделяется немало внимания, но в реальной практике исследовательские работы школьников не всегда дают им возможность освоить методы или хотя бы базовые принципы научного исследования. И здесь консультации и научное руководство «настоящих» научных сотрудников обычно являются очень эффективными. Кроме того, важно не снижать активности и на проверенных временем направлениях – развивать в школе при активном участии вузов и научных учреждений олимпиадное движение, научно – практических конференций  и  другие формы интеллектуальных соревнований различной направленности; — Подготовка школьников к высшему профессиональному образованию: именно преподаватели вузов наиболее эффективно могут подсказать школьникам, как следует строить свою подготовку по выбранным предметам не только для того, чтобы успешно преодолеть вступительные испытания.

   В 5-11 классах педагогическое взаимодействие «Школа-ВУЗ» по профессиональной ориентации учащихся предполагает:

1. Организацию предметных недель в школе.

2. Совместно с ВУЗами подготовку учащихся к научно-практическим конференциям и олимпиадам различного уровня.

3. Совместно с преподавателями ВУЗов ориентирование учащихся на будущий выбор профессии;

4. Проведение элективных курсов по профессиональной подготовке учащихся, профессиональные пробы, тестирование

5. Проведение экспериментально-практических работ с анализом и обработкой результатов.

6. Привлечение учащихся к проведению научно-исследовательской работы по предмету в рамках работы студенческого научного общества.

7. Проведение конференций с участием школьников.

8. Организация и проведение конференций, семинаров для учителей-предметников.

9. Знакомство с современными лабораториями ВУЗов и экскурсии на градообразующие предприятия.

 

В контексте данных направлений ВУЗами предлагается:

Подготовительные курсы. ; Заочные школы. ; Интенсивные (модульные) школы. ; Проведение различных форм интеллектуальных соревнований (олимпиады, конференции, конкурсы). ;Индивидуальная работа со старшеклассниками.; Специальные мероприятия для школьников.;  Создание специальных пространств для школьников. ; Специальные проекты работы со школьниками. ; Работа с педагогами. Подводя итог, констатируем, что само взаимодействие в развитых формах необходимо и только усиливает и школы, и вузы. Самостоятельность и самоопределение школы является «краеугольным камнем» и залогом успеха такого сотрудничества. Основная образовательная программа школы является эффективным инструментом сотрудничества и работы на результаты школы. И все рассмотренные формы взаимодействия школы и ВУЗа способствуют формированию у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, профессиональной ориентации, сознательного выбора будущей профессии, и формированию творческой всесторонней и профессионально ориентированной личности.

  Рассмотрим более подробно такое направление в работе со школьниками, как научно-исследовательская деятельность (участие учащихся в олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах, форумах и пр.), которая входит в раздел довузовской профориентационной подготовки.           Участие учащихся в олимпиадах, научно – практических конференциях разного уровня  сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Данная работа, победы учащихся в этих мероприятиях  сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, и деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении, научной деятельности  для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии, а также является неотъемлемой частью довузовской подготовки учащихся. Данные мероприятия призваны активизировать работу по пропаганде научных знаний и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством учителей.

     Образовательные потребности особо одарённых обучающихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому научные конференции, олимпиады – оптимальные форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера. Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным, когда у них формируется теоретическое мышление. Участие учеников в конференции – активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний. В настоящее время роль предметных олимпиад, научно – исследовательских конференций, конкурсов возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на данных мероприятиях школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона.

Основная цель данных мероприятий: - выявление талантливых ребят, -развитие интереса учащихся к изучению предметов, - повышение интеллектуального уровня учащихся, - создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, - профориентация учащихся, - углублённая довузовская подготовка учащихся.

Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо:

·                     поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных заданий

·                     индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося.

   При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к данным мероприятиям.

  Таким образом, можно выделить ряд принципов, которых необходимо придерживаться при подготовке к научно-практическим конференциям, олимпиадам, творческим конкурсам.

- Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий.

- Принцип - активность знаний. Олимпиадные, конкурсные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении.

- Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в данных мероприятиях необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности.

- Анализ результатов прошедших олимпиад, конкурсов, научно – практических конференций.

- Индивидуальный подход.

- Психологический принцип. Он считается необходимым воспитать в учащихся чувство здоровой  амбициозности, стремления к победе. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

   Многолетний опыт участия наших учеников в олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся прежде всего, потому что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.

   Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия, специальные мероприятия можно ограничить выполнением заданий из олимпиад, конкурсных мероприятий прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования. Подготовку необходимо начинать с начальной школы, выполняя на уроках и задавая на дом нестандартные задачи, творческие упражнения, упражнения, которые развивают учащихся. Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в отдельной работе. Но все же работа с сильными учащимися - работа индивидуальная, дифференцированная  - как на уроке, так и вне его. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо организовать занятия на развитие их одаренности.  

   Система подготовки участников олимпиад, научно – практических конференций, конкурсов: -    базовая школьная подготовка по предмету; - подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (объединения дополнительного образования, факультативы, курсы по выбору); - самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное выполнение заданий, поиск информации в Интернете и т.д.); - целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады, научно – практической конференции по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в научно-практических  конференциях, конкурсах, олимпиадах).

   Подготовка к олимпиаде включает в себя несколько этапов: 1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через.; 2.Создаём творческую группу школьников, готовящихся к данному мероприятию. ; 3.Составляем план работы.; 4.Работаем над расширением кругозора: читаем книги, журналы, специальную литературу, художественную литературу; используем Интернет; общаемся дистанционно (социальные сети, электронная почта); 5. Добиваемся поставленных целей.

  Существует множество методов работы с одаренными детьми, но наиболее эффективный метод, по моему мнению, это метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

   Учителю-предметнику в работе необходимо: -Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка; - Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам; - Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы, практические работы  и т.д.) за определенные промежутки времени.

  Роль учителя в подготовке детей к научно-практическим конференциям, олимпиадам, творческим конкурсам огромна. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия, для того, чтобы ученик смог постигать новое и новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, и после её решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом заинтересовавшим его.          Интерес ученика к получению знаний в той или иной области позволяет развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным на данном уровне развития общества. Умение логически не стандартно мыслить поможет подрастающему члену общества занять достойное место в этом обществе.

 

 

 

 

 

 


 

Савельева Татьяна Викторовна, учитель изобразительного искусства и черчения высшей квалификационной категории

Савельева Татьяна Викторовна, учитель изобразительного искусства и черчения высшей квалификационной категории

Данные программы довузовской подготовки школьников выполняют следующие функции: - развивающая – направлена на выявление творческих способностей школьника и удовлетворение его интеллектуальных потребностей; - воспитательная –…

Данные программы довузовской подготовки школьников выполняют следующие функции: - развивающая – направлена на выявление творческих способностей школьника и удовлетворение его интеллектуальных потребностей; - воспитательная –…

Проведение элективных курсов по профессиональной подготовке учащихся, профессиональные пробы, тестирование 5

Проведение элективных курсов по профессиональной подготовке учащихся, профессиональные пробы, тестирование 5

Образовательные потребности особо одарённых обучающихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому научные конференции, олимпиады – оптимальные форма работы, целью которой является формирование и…

Образовательные потребности особо одарённых обучающихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому научные конференции, олимпиады – оптимальные форма работы, целью которой является формирование и…

Психологический принцип. Он считается необходимым воспитать в учащихся чувство здоровой амбициозности, стремления к победе

Психологический принцип. Он считается необходимым воспитать в учащихся чувство здоровой амбициозности, стремления к победе

Существует множество методов работы с одаренными детьми, но наиболее эффективный метод, по моему мнению, это метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с…

Существует множество методов работы с одаренными детьми, но наиболее эффективный метод, по моему мнению, это метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021