Великая Отечественная война глазами художников.
Оценка 4.8

Великая Отечественная война глазами художников.

Оценка 4.8
Библиография +1
docx
искусство +1
5 кл—11 кл
31.05.2024
Великая Отечественная война глазами художников.
В материале представлены картины советских художников и описание картин.
война.docx

Аркадий Пластов народный художник СССР.

На картине «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда. Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.

Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории. В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение: на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел».

 

Константин Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942 г.

13 поразительных картин о Великой Отечественной войне

Сама Москва на картине Юона — это не просто фон. Столица выступает одним из главных действующих лиц наряду с военными. Небо заволокло тучами, снег хрустит под тяжелым стройным шагом солдат, вдалеке дымят трубы МОГЭСа… Такую Москву, суровую, сосредоточившуюся, мобилизовавшую все свои силы, изображает на полотне художник. Парад не похож на те, которые столько раз видела Красная площадь: нет зрителей, с флагами и цветами приветствующих красноармейцев, да и сами солдаты одеты не в парадную, а в походную форму: отсюда — прямиком на фронт. Двумя центрами картины становятся Спасская башня и храм Василия Блаженного как символы Москвы и грандиозных военных побед прошлого.

 

Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942 г.

13 поразительных картин о Великой Отечественной войне

 Главным толчком к созданию монументального полотна о войне, по признанию самого Дейнеки, стала фотография из одной фашистской газеты, на которой был запечатлен разрушенный Севастополь. Позднее он вспоминал: «Шла тяжелая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать всё же решил… “Оборону Севастополя”, потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».

Главные защитники горда — молодые матросы. Их белые одежды контрастируют с огромной темной массой стремительно надвигающихся немецких солдат. На переднем плане картины изображен один из моряков: его щека рассечена, мышцы напряжены до предела, во взгляде читается одновременно решимость, ненависть к врагу и усталость от непомерной нагрузки. Интересно то, что для центральной фигуры художник попросил позировать знакомую девушку-спортсменку подходящего телосложения, так как в условиях войны он не смог найти мужскую натуру.

 

Юрий Пименов. «Фронтовая дорога», 1944 г.

13 поразительных картин о Великой Отечественной войне

 В 1944 году, Пименов создает  картину «Фронтовая дорога». За рулём сидит девушка в  шинели, справа от нее сидит солдат в каске, а вместо летнего московского пейзажа — испещренная следами шин, покрытая лужами и грязью дорога, вдали угадываются силуэты полуразрушенных зданий. На обочинах застыли разбитые танки, и новые силы Красной армии в грузовиках направляются на фронт. По этой дороге зрителю вместе с героиней картины предлагается следовать в Берлин, к победе.

 

 

 

 

 

Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г.

                              13 поразительных картин о Великой Отечественной войне

Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» Лактионову самим монастырем. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины.

Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска.

Картина снискала огромную славу: ее печатали на марках, открытках, в журналах и учебниках. Уже через два года после написания картина была удостоена Сталинской премии I степени — по сути, высшей награды, которую мог получить художник того времени.

 

Михаил Хмелько. «Триумф победившей Родины», 1949 г.

13 поразительных картин о Великой Отечественной войне

Сюжетный центр картины «Триумф победившей Родины» составляет знаменитый

Парад Победы 24 июня 1945 года, в котором приняло участие около 35 тысяч человек. Кульминацией стало низвержение вражеских знамен к ногам военачальников, полководцев-победителей. Одним из важных военных трофеев стало древко штандарта 1-й танковой дивизии СС «Адольф Гитлер».

 

 

 

 

Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г.

13 поразительных картин о Великой Отечественной войне

Герасимов работал над картиной «Мать партизана» на протяжении семи лет, начав в переломный для страны 1943 год. До войны многие его работы были посвящены жизни людей колхозной деревни.

Центральным образом картины становится именно такая, самая обычная советская женщина, мать партизана. Она, гордо подняв голову, стоит напротив фашиста, и поза ее выражает уверенность, непоколебимость и вместе с тем гнев. Образ матери — собирательный, как говорил сам Герасимов: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей». Светлая свободная рубаха контрастирует с загорелой, загрубевшей от работы морщинистой кожей, и в ее облике читается материнская горечь не только за сына, но и за всех людей, пострадавших от войны.

Позади женщины — пожар, разбомбленная хата, раненные и даже убитые жители деревни. Художник не прорисовывает детально фон картины: он нужен для создания атмосферы всеобщего разорения и бедствия, которые своей сильной спиной как бы закрывает мать партизана. Немец, показанный зрителю вполоборота, лишен ярких индивидуальных черт, и только низкий лоб и выступающая челюсть придает ему звериный облик.

Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости», 1951 г.

13 поразительных картин о Великой Отечественной войне

Картина, которая сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, является одним из ярчайших примеров искусства батального жанра. Петр Кривоногов писал ее в годы, когда о героях, ценою своей жизни защищавших Брестскую крепость летом 1941 года, еще не было сказано весомого слова в советской литературе. Оборона Брестской крести вошла в историю как одно из первых сражений Великой Отечественной войны, в ходе которого, несмотря на победу немецких войск, советские солдаты проявили невероятный героизм и стойкость. Константин Симонов впоследствии скажет об этой картине: «Неувядаемая поэзия героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти…»

Во время войны художник сделал большое количество набросков и графических работ, в основном — портретов солдат, что очень помогло ему при написании полномасштабных полотен. Однако этого ему оказалось мало: Кривоногов провел много времени непосредственно посреди руин крепости, откуда привез множество этюдов и зарисовок.

 

 

 

 

 

 

 

А.П. и С.П. Ткачевы. Дорогами войны.

 

https://oki4.vkusercdn.ru/i?r=BDHsYJQ9nKW8WSbKUwTOyh4oBF3qCLk5ZQn84DmT-zAHSm-BKNW-WTBUoZp5LNy8-kY


В 1945 г. Алексей поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (мастерская Г.Г.Ряжского). Сергей же после демобилизации вернулся в Свердловск и поступил в Свердловское художественное училище. В 1946 году он перевелся в институт, где уже учился младший брат, в мастерскую С.В. Герасимова и Д.К. Мочальского.
Суриковский институт они окончили соответственно в 1951 и 1952 годах и были направлены на работу в Белорусский Союз художников.
Здесь и началась их совместная работа. Тогда же и родился их знаменитый дуэт — художники братья Ткачевы.

https://oki4.vkusercdn.ru/i?r=BDHsYJQ9nKW8WSbKUwTOyh4oHq3DoK36-1m3V8cjGM4-WMAk1h8x8BA3djwY3wR03ns

Ткачевы Сергей и Алексей. Горький хлеб Победы (Русское поле).

https://oki4.vkusercdn.ru/i?r=BDHsYJQ9nKW8WSbKUwTOyh4o41KYyTDwfHuVi35sxLH-0nKpYmsryQtt4Ul_mprdwIs

Ткачевы Сергей и Алексей. В партизанском краю.


 

Все награды, регалии и признание братья Ткачевы делили пополам.
С 1953 г. Ткачевы являлись членами Союза художников СССР, а после 1991 г. – членами Союза художников России.
С 1973 г. они члены-корреспонденты Академии художеств СССР, с 1978г. – действительные члены Академии художеств СССР, затем России.
За годы творческой деятельности С.П. и А.П. Ткачевы написали сотни картин.

 

 

https://oki4.vkusercdn.ru/i?r=BDHsYJQ9nKW8WSbKUwTOyh4o3l0NQaXfMq6MCp1PgaJ7DJnCek2CSOrPzlbF6MKBIs0

Ткачевы Сергей и Алексей. Май 1945 года.

 

 

 

 

 

Триумф победившей Родины (Михаил Хмелько, 1949)

https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2020/05/10-kartin-o-vov07.jpg

Картина Михаила Хмелько посвящена Параду Победы 1945 года: советские воины на полотне низвергают фашистские знамёна к ногам полководцев-победителей, среди которых узнаются Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров. На трибуне мавзолея, конечно, сам товарищ Сталин и руководство страны.

 

Художник Михаил Хмелько служил на войне сапёром-картографом, был ранен и после числился в бригаде фронтовых художников при политуправлении 1‑го Украинского фронта. До войны учился в Одесском художественном техникуме, а после окончил Киевский государственный художественный институт. За «Триумф победившей Родины» Хмелько получил Сталинскую премию.

 

Сегодня его картина хранится в Третьяковской галерее, но выставляется в экспозиции только по особым поводам.


 

Скачано с www.znanio.ru

Аркадий Пластов народный художник

Аркадий Пластов народный художник

Константин Юон. «Парад на Красной площади в

Константин Юон. «Парад на Красной площади в

Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942 г

Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942 г

Юрий Пименов. «Фронтовая дорога», 1944 г

Юрий Пименов. «Фронтовая дорога», 1944 г

Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г

Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г

Михаил Хмелько. «Триумф победившей

Михаил Хмелько. «Триумф победившей

Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г

Сергей Герасимов. «Мать партизана», 1950 г

Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости», 1951 г

Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости», 1951 г

А.П. и С.П. Ткачевы. Дорогами войны

А.П. и С.П. Ткачевы. Дорогами войны

Ткачевы Сергей и Алексей. Горький хлеб

Ткачевы Сергей и Алексей. Горький хлеб

Все награды, регалии и признание братья

Все награды, регалии и признание братья

Триумф победившей Родины (Михаил

Триумф победившей Родины (Михаил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024