Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях обновления содержания образования
Оценка 4.6

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях обновления содержания образования

Оценка 4.6
Библиография
docx
Междисциплинарный 5
25.01.2023
Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях обновления содержания образования
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами искусства в контексте культурологического подхода к преподаванию
Кузнецова Н.Б., Новосибирская область.docx

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях обновления содержания образования

 

Кузнецова Нонна Борисовна,

заместитель директора по УВР,

МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»,

 Новосибирская область

 

В условиях обновления содержания образования поиск эффективных путей в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения – объективная потребность и веление времени.

Нет сомнения, что формирование духовно-нравственных ценностей следует начинать как можно раньше. Ведь именно в детстве душа открыта прекрасному. С годами это качество теряется, и то, что было упущено в раннем возрасте, во взрослом состоянии наверстать крайне сложно.

Огромная ответственность ложится на плечи педагогов дополнительного образования, учителей музыки, изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, других предметов, где присутствует культурологический подход к преподаванию. Им отводится главное место в духовно-нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Именно они должны посредством искусства затронуть самое сокровенное, глубокое и жизненно важное духовный мир ребенка. Поэтому проблема эстетического воспитания, формирования духовно-нравственных ценностей личности становится как никогда актуальной.

Одной из форм, которая формирует духовно-нравственные смыслы, является искусство, то есть, провозглашается развитие «внутреннего слуха», «внутреннего зрения», как основ творческого воображения.

Таким образом, главным предметом, объектом духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является само искусство, а потом, собственно, идут вопросы технологии. То есть, важен результат – создавшееся настроение, душевное состояние, те духовно-нравственные изменения, которые возникают в детях и развивают личность ребенка.

Следует заострить внимание на важности результата. Как бы методически грамотно педагог не выстроил занятие, если    глаза        ребенка     остались   пусты, а тончайшие струны души   не затронуты, если не   возникла     особая   аура, не произошло слияния чувств педагога и учащегося, то задача осталась не выполненной, а конечная цель не приблизилась.

Следовательно, всякая система воспитания и обучения, не затрагивающая внутренний мир ребенка бесперспективна для его личностного развития, формирования духовно-нравственного сознания.

Важно заметить, что если для общей педагогики свойственно равновесие рассудочного и душевного начал (имеются в виду классические цели: воспитывающая, обучающая, развивающая), то для педагогики искусства важна и выходит на первый план эмоционально-чувственная сфера. Поэтому цели и задачи, которые педагог ставит перед собой и учащимися, должны быть преломлены не только через принципы общей педагогики, но и через призму педагогики искусства. Важен развивающийся и постоянно меняющийся художественно-педагогический процесс, естественно приводящий к результату, а не только сумма знаний, умений и навыков.

Таким образом, учебные занятия целесообразно разделить на два типа, абсолютно равноценных по своему значению:

1. занятия накопления духовного опыта, где ведется эмоционально-смысловой анализ произведений искусства;

2. непосредственно обучение, где ребенок овладевает суммой знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, изучает теоретический материал и т. д.

Исходя из выше изложенного, определяем цель – научить любить искусство и понимать его образный язык, то есть создать условия для культурной компетентности, духовно-нравственного становления, творческой самореализации, социального самоопределения личности ребенка.

Для реализации данной цели рассмотрим задачи, образующие тот подход в современном образовательно-воспитательном процессе, который требует, чтобы в центре педагогической деятельности стоял ребенок, его внутренний мир:

-воспитание эстетического вкуса, высоких морально-нравственных качеств, потребности в общении с искусством;

-развитие творческих способностей ребенка, которые потенциально заложены в каждом растущем человеке;

-изучение теоретического материала и привитие практических навыков в учебной деятельности.

В претворение в практику выше перечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания и обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить программу действий в личном творчестве: наглядно-слуховой, сравнения, контраста и сопоставления, проблемных воспитывающих ситуаций, частично-поисковый, эвристический, диалога культур и другие.

Подводя итог, повторюсь еще раз, что понимание и усвоение искусства только на рациональном уровне вводит ребенка в предмет, а «предметом» искусство быть не может. В реальной практике педагогика искусства – это любовно выбранный способ существования педагога и учащегося. Занятия по формированию эстетической культуры, духовно-нравственного сознания – особые занятия, которые строятся по законам искусства, а искусство предполагает, прежде всего, духовное общение, овладение духовно-нравственными ценностями общечеловеческой культуры.


 

Скачано с www.znanio.ru

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях обновления содержания образования

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях обновления содержания образования

Следует заострить внимание на важности результата

Следует заострить внимание на важности результата

В претворение в практику выше перечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания и обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить…

В претворение в практику выше перечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания и обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2023