Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях обновления содержания образования
Кузнецова Нонна Борисовна,
заместитель директора по УВР,
МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»,
Новосибирская область
В условиях обновления содержания образования поиск эффективных путей в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения – объективная потребность и веление времени.
Нет сомнения, что формирование духовно-нравственных ценностей следует начинать как можно раньше. Ведь именно в детстве душа открыта прекрасному. С годами это качество теряется, и то, что было упущено в раннем возрасте, во взрослом состоянии наверстать крайне сложно.
Огромная ответственность ложится на плечи педагогов дополнительного образования, учителей музыки, изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, других предметов, где присутствует культурологический подход к преподаванию. Им отводится главное место в духовно-нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Именно они должны посредством искусства затронуть самое сокровенное, глубокое и жизненно важное – духовный мир ребенка. Поэтому проблема эстетического воспитания, формирования духовно-нравственных ценностей личности становится как никогда актуальной.
Одной из форм, которая формирует духовно-нравственные смыслы, является искусство, то есть, провозглашается развитие «внутреннего слуха», «внутреннего зрения», как основ творческого воображения.
Таким образом, главным предметом, объектом духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является само искусство, а потом, собственно, идут вопросы технологии. То есть, важен результат – создавшееся настроение, душевное состояние, те духовно-нравственные изменения, которые возникают в детях и развивают личность ребенка.
Следует заострить внимание на важности результата. Как бы методически грамотно педагог не выстроил занятие, если глаза ребенка остались пусты, а тончайшие струны души не затронуты, если не возникла особая аура, не произошло слияния чувств педагога и учащегося, то задача осталась не выполненной, а конечная цель не приблизилась.
Следовательно, всякая система воспитания и обучения, не затрагивающая внутренний мир ребенка бесперспективна для его личностного развития, формирования духовно-нравственного сознания.
Важно заметить, что если для общей педагогики свойственно равновесие рассудочного и душевного начал (имеются в виду классические цели: воспитывающая, обучающая, развивающая), то для педагогики искусства важна и выходит на первый план эмоционально-чувственная сфера. Поэтому цели и задачи, которые педагог ставит перед собой и учащимися, должны быть преломлены не только через принципы общей педагогики, но и через призму педагогики искусства. Важен развивающийся и постоянно меняющийся художественно-педагогический процесс, естественно приводящий к результату, а не только сумма знаний, умений и навыков.
Таким образом, учебные занятия целесообразно разделить на два типа, абсолютно равноценных по своему значению:
1. занятия накопления духовного опыта, где ведется эмоционально-смысловой анализ произведений искусства;
2. непосредственно обучение, где ребенок овладевает суммой знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, изучает теоретический материал и т. д.
Исходя из выше изложенного, определяем цель – научить любить искусство и понимать его образный язык, то есть создать условия для культурной компетентности, духовно-нравственного становления, творческой самореализации, социального самоопределения личности ребенка.
Для реализации данной цели рассмотрим задачи, образующие тот подход в современном образовательно-воспитательном процессе, который требует, чтобы в центре педагогической деятельности стоял ребенок, его внутренний мир:
-воспитание эстетического вкуса, высоких морально-нравственных качеств, потребности в общении с искусством;
-развитие творческих способностей ребенка, которые потенциально заложены в каждом растущем человеке;
-изучение теоретического материала и привитие практических навыков в учебной деятельности.
В претворение в практику выше перечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания и обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить программу действий в личном творчестве: наглядно-слуховой, сравнения, контраста и сопоставления, проблемных воспитывающих ситуаций, частично-поисковый, эвристический, диалога культур и другие.
Подводя итог, повторюсь еще раз, что понимание и усвоение искусства только на рациональном уровне вводит ребенка в предмет, а «предметом» искусство быть не может. В реальной практике педагогика искусства – это любовно выбранный способ существования педагога и учащегося. Занятия по формированию эстетической культуры, духовно-нравственного сознания – особые занятия, которые строятся по законам искусства, а искусство предполагает, прежде всего, духовное общение, овладение духовно-нравственными ценностями общечеловеческой культуры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.