Применение нетрадиционных технологий в работе по музыкальному развитию
Оценка 4.6

Применение нетрадиционных технологий в работе по музыкальному развитию

Оценка 4.6
Библиография
docx
музыка
СCУЗ, ВУЗ
13.11.2024
Применение нетрадиционных технологий в работе по музыкальному развитию
В статье рассказывается об использовании технологии музыкограммы, как средства реализации творческого потенциала обучающихся . Активное использование музыкограмм на уроках в ДШИ и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей.
1. Статья Применение нетрадиционных технологий в раб. по муз. разв..docx

Применение  нетрадиционных  технологий (музыкограмма) в работе по музыкальному развитию.

 

Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики  свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребёнка. Исходя из этого, необходимо выстроить систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе разных видов искусства и художественной деятельности.

Из всего вышесказанного, в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно - эстетического развития в образовательных учреждениях дополнительного образования.

В практике преподавания музыки большое внимание отводится анализу того или иного музыкального произведения. Существуют разработанные схемы, планы и концепции такого анализа. Однако есть гипотеза, что для учащихся  такие схемы сложны, а порой даже скучны. Мы учим, что каждое музыкальное произведение уникально и неповторимо, а ведь схемы для анализа очень типичны. Чтобы преодолеть этот парадокс, я пользуюсь одним секретом. Это  технология  создания «музыкограммы». Она  заключается в следующем: обучающимся  предлагается   создать некую  картинку, схему, изображение  музыки. Первый видеоролик с использованием этой технологии мне попался на глаза случайно . Я стала целенаправленно искать аналогичные видео. Оказалось, их не так уж и мало! Показала своим ученикам, вызвав их неподдельный      интерес.  Тогда я решила изучить эту технологию подробней.

          Музыкограмма - технология, созданная бельгийским учителем музыки и композитором Йос  Вуйтак. Термин, впервые появившийся в 1965 году, произошел от греческого: musikе (музыка) и gramma (письмо, живопись, справочник). Сам термин «музыкограмма» означает следующее: это графические схемы, отображающие музыкальное развитие в музыкальном произведении. Это  метод активного слушания, который  в последнее время получил большее распространение.

           В основе - рисунок, который графически отображает звуки, а ребёнок водит по нему пальцем  в такт музыке.

             

 

                 

              Даже самое короткое такое занятие позитивно влияет на настроение. А регулярные и осмысленные занятия помогают в более серьёзных проблемах. Это фантастический инструмент для работы с детьми, причем не только в изучении музыки вообще, но и для улучшения ловкости рук, развития зрительно-слуховой и моторной координации, музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, фразировки, воображения и   креативности. Использование данной технологии помогает закрепить такие математические понятия как круг, линия прямая, ломаная, извилистая, треугольник и т.д. Важным принципом музыкограммы является то, что музыкальное содержание никогда не должно быть представлено конкретными рисунками.

              Музыкограмма   сначала использовалась только в музыкальных школах  для развития чувства ритма и слуха. Но, со временем, оценив пользу этого метода,  музыкограмму стали использовать и в музыкотерапии.

              В музыкограмме условная нотная запись заменена более простыми и доступными для немузыкальных слушателей обозначениями, которыми она призвана помочь восприятию общей структуры произведения.

            Поскольку большая трудность слушания музыки заключается в том, что, слушая произведение, мы не можем видеть его структуру (в отличие от того, что происходит с изобразительными искусствами, которые представлены в пространстве и их полное зрительное восприятие происходит в определенный момент),  музыкограмма — это графическое представление того, что мы можем воспринимать на слух из музыкального произведения. Это позволяет вам подчеркивать и работать над музыкальным аспектом, который вас больше всего интересует в любой момент времени, например, формой и музыкальными элементами (ритм, мелодия, текстура, тембр, динамика, время). Это преимущество визуального восприятия может быть использовано для поддержки восприятия музыки в целом. Это графическая запись музыкальных событий, визуальное представление динамического развития музыкального произведения.

            С помощью музыкограммы слушатель слышит, понимает и получает больше удовольствия от музыки при использовании активных стратегий, чем при пассивном прослушивании. Активность до и во время прослушивания повышает внимание и концентрацию на музыке. Важно то, что графика помогает понять и заставляет слушателя вовлечься в слушание.

           Еще одним привлекательным аспектом являются отношения, которые создаются между музыкальными и визуальными элементами, например, звуки могут быть связаны между собой. Важная особенность заключается и  в том, что эта технология  требует участия слушателя до и во время прослушивания (что полностью соответствует характеристикам активного слушания) с использованием визуального восприятия для повышения музыкального интереса учащихся к классической музыке.

         Прослушивания являются важной частью, если не обязательной, музыкальных занятий и способствуют как получению удовольствия от музыки, так и ее изучению. Облегчение музыкального понимания с помощью визуальных элементов, рисунков и/или диаграмм – это предмет, который всегда интересовал педагогов и учителей музыки. Чтобы составить музыкограмму в музыкальном классе, это должен сделать учитель, но в сотрудничестве с учеником (поскольку есть параметры, которые можно изучать с точки зрения учеников), таким же образом было проверено, что есть имеют несколько уровней сложности, а глубина, с которой проводится анализ, должна быть адаптирована к характеристикам и подготовке адресата. Важной особенностью музыкограммы, как образовательного ресурса является то, что она доступна на любом уровне. С помощью одного и того же прослушивания мы можем создавать разные музыкограммы, чтобы сосредоточиться на музыкальной теме и уровне, которые нас интересуют больше всего. Это также отличный ресурс, который дает учащимся возможность создавать свои собственные рисунки на основе музыкальных элементов прослушивания.

             Новая идея, возникшая в результате использования ИКТ на уроках, состоит в том, чтобы учитывать включение аудиовизуального материала в стратегии обучения аудированию, так как через образы легче понимать слышание и участвовать в нем. Новые форматы и возможности визуализации и интерактивности. Раньше было обычным делом найти музыкограмму, нарисованную на бумаге или картоне, а сейчас в Интернете выложено множество видео-музыкограмм, флеш-анимаций, power-point и т.д. По всем этим причинам основной целью музыкограмм с использованием ИКТ является вклад в заметное обновление их внешнего вида и облегчение их распространения.

            Активное прослушивание музыки с музыкограммами представляет собой новый вклад в музыкальное образование. С одной стороны, при таком подходе Вайтак соответствует постулату Карла Орфа о том, чтобы дети могли активно знакомиться с музыкой на уроках музыки, поскольку Орф требует: «Элементарная музыка никогда не бывает музыкой. Сама по себе она связана с движением, танцем и языком, это музыка, которую ты должен делать сам, в которую ты вовлечен не как слушатель, а как игрок ». С другой стороны, работа с музыкограммами соответствует требованию ориентации на компетентность в отношении передачи культурных ценностей и основных музыкальных навыков: дети понимают структуру музыкального произведения. В единстве произведения они ощущают разнообразие композиции. Воспроизведение музыкального произведения, которое выполняется с музыкограммой перед прослушиванием, способствует ощущению формы, ритма и динамики.

             Сравнительное исследование показывает эффективность обучения работе с музыкограммами: в Австралии, Бельгии и Португалии дети брали уроки музыки у одного и  того же учителя. Затем их спросили о музыкальных параметрах формы, инструментовки и темпа. В классах, которые работали с музыкограммой, правильно ответили значительно больше детей. На вопрос, как им понравилась музыка, чуть больше детей, которые участвовали в уроке музыкограммы, ответили положительно.


 

Применение нетрадиционных технологий (музыкограмма) в работе по музыкальному развитию

Применение нетрадиционных технологий (музыкограмма) в работе по музыкальному развитию

Даже самое короткое такое занятие позитивно влияет на настроение

Даже самое короткое такое занятие позитивно влияет на настроение

С помощью музыкограммы слушатель слышит, понимает и получает больше удовольствия от музыки при использовании активных стратегий, чем при пассивном прослушивании

С помощью музыкограммы слушатель слышит, понимает и получает больше удовольствия от музыки при использовании активных стратегий, чем при пассивном прослушивании

Активное прослушивание музыки с музыкограммами представляет собой новый вклад в музыкальное образование

Активное прослушивание музыки с музыкограммами представляет собой новый вклад в музыкальное образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2024