5- класс. 3- четверть. 6- урок.
Тема урока: Музыкальный стиль в творчестве Эдвард Грига.
Цель: познакомить учащихся с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и обратить внимание на истоки его музыки.
Задачи: а) научить внимательно слушать музыку, уметь её анализировать, работать с текстом в группах , познакомить учащихся с норвежским танцем «Халлинг» и сюитой «Пер Гюнт»,
б) воспитывать любовь к музыке норвежского народа, чувство прекрасного;
Предметные результаты: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором
Коммуникативные действия: воспринимать музыку как искусство , стремиться понять эмоционально- образное содержание музыкального высказывания,
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи
Регулятивные действия: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения
Личностные результаты: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся
2. Мотивационно целевой этап
Определение произведения, композитора.
- Какое настроение выражено в музыке?
– Интонациями какого народа пронизана эта музыка ?
- Что такое сюита?
- Кто из композиторов сказал о композиторской музыке: « Создаёт музыку народ, а мы, композиторы её аранжируем?
Мы знаем, что музыка народная и композиторская есть у всех народов мира.
Ход урока
Орг. Момент
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Обращаю внимание на эпиграф урока :
«Я записывал народную музыку моей страны, я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины» Э. Григ –норвежский композитор 19 века.
- Как вы думаете, о чем будем говорит сегодня на уроке?
Вопрос: -Почему Эдварда Грига назвали певцом норвежского народа?
Что я знаю |
Что хочу узнать |
Что узнал |
3. Работа по теме урока
Предлагаю узнать о жизни и творчестве норвежского композитора Э. Грига
Рассказ учителя о Норвегии
Далеко на севере, омываемый водами Атлантического и Ледовитого океанов, лежит Скандинавский полуостров. В самой северной части этого полуострова расположена страна Норвегия. Величественна и сурова Норвегия- страна диких скал , густых лесов, узких извилистых морских заливов- фьордов. Живут в этой стране сильные, отважные люди. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, кобольдами, троллями, создал множество прекрасных песен, сказок, и легенд.
Самобытное искусство, быт нравы маленькой северной страны известны всему миру благодаря великим художникам Норвегии второй половины 19 века- драматургу и поэту Хенрику Ибсену, скрипачу Уле Буллю, прозванному «северным Паганини», вдохновенному певцу Норвегии композитору Эдварду Григу.
Учитель: Э. Григ любил песни и танцы родного норвежского народа. Композитор всегда стремился, чтобы его музыка была такой же красивой и выразительной, как народная. Он написал много танцев, которые похожи на народные.
«Норвежский танец»- один из самых красивых и известных – написан в характере халлинга
Халлинг- народный танец- исполняет один танцор, мужчина. Начиная танец, он как бы нехотя , идёт по кругу. Неожиданно начинается стремительная быстрая пляска. Что только не делает танцор, чтобы понравиться зрителям. Но вот танцор делает большой прыжок, музыка сразу останавливается. Все с интересом ждут: что же будет дальше?
Слушание «Норвежский танец» муз. Э. Григ
Определение формы музыки,( учащиеся показывают карточки с изображением формы музыки)
- Какой характер музыки?
- Что мы представляем себе слушая этот танец?
(как будто присутствуем на народном празднике)
- Что такое Халлинг?
Мы вспомним слова венгерского композитора Ференца
Листа: «Это гениально, я увидел вашу родину!..»
-Чем пронизана музыка танца?
( народными интонациями и характером норвежского народа)
Мы с вами узнали, что Эдвард Григ очень любил природу и свои впечатления он выражал в музыке. Послушайте внимательно музыку и подумайте, о чем она нам рассказывает
Слушание «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
- Какое настроение в музыке?
(обращаю внимание на словарь терминов)
- Как она начинается?
-Какая эта музыка светлая или темная?
-Как изменяется окраска музыки? С чем это связано? - Что музыка изобразила? Да, музыка изобразила картину утра. Она так и называется «Утро» Предлагаю пропеть попевку «Утро» , вокально-хоровая работа
Много романсов, песен посвятил Э. Григ природе, и одна из них «Лесная песнь»
- О чем поётся в песне?
- Какие чувства в ней выражены?
-Как мы должны ее исполнить?
Вокально-хоровая работа ;
разучивание 3 куплета.
Закрепление 1-3 куплета .
4.Закрепление пройденного материала:
Предлагаю группам на скорость решить кроссворд:
|
б |
е |
р |
г |
е |
н |
|
||||||
|
у |
т |
р |
о |
|
||||||||
|
х |
а |
л |
л |
и |
н |
г |
||||||
т |
р |
о |
л |
л |
ь |
х |
а |
у |
г |
е |
н |
||
1. Город в котором родился Э. Григ
2. Произведение о природе
3. Норвежский народный танец
4. Местечко, в котором жил Э. Григ
Итак, мы возвращаемся к проблемному вопросу нашего урока :
-Почему Эдварда Грига назвали певцом норвежского народа?
Ответы учащихся
(Потому ,что Э. Григ любил свою родину и писал музыку ,на основе народной норвежской музыки, в которой рассказывал о характере норвежского народа, рассказывал о ее прекрасной природе . В его произведениях воплотилось все лучшее, что создано было норвежским народом за многие века. Он своей музыкой прославил Норвегию на весь мир) )
Прекрасна музыка, и пока она звучит -станет мир прекрасней.
Исполнение песни «Всегда пусть музыка звучит»
Итог урока: Рефлексия
–Что нового узнали на уроке?
–Что удивило?
–Что вызвало затруднение?
- О чём вы расскажете дома своим близким?
Выставление оценок
Домашнее задание: Слушать музыку написать небольшое эссе о своих музыкальных впечатлениях музыки Э. Грига
Предлагаю выполнить задания
- Сейчас вы сами постараетесь узнать о жизни и творчестве этого прекрасного композитора, ознакомившись с материалом. Каждая группа выполняет своё задание. А следующий урок мы продолжим с ответами ваших заданий.
1 группа: 1- Когда и где родился Эдвард Григ?
2- Кем были его отец и мать?
3- Кто был его первым учителем?
4- Сколько лет было Э. Григу, когда он начал серьёзно заниматься музыкой?
5- Кто посоветовал Эдварду Григу продолжить музыкальное образование?
2группа:- 1-В каком городе учился Эдвард Григ?
2-Сколько лет он учился в консерватории и как?
3-Какой диплом он получил?
4- Во время путешествия по Скандинавии где он любил бывать?
5 Как отразились его впечатления от путешествия в музыке?
3 группа: 1- В каком месте Григ провёл последние годы жизни?
2-О каком периоде жизни Эдварда Грига Константин Паустовский написал рассказ «Корзина с еловыми шишками»?
3 -Почему он любил жить в Тролльхаугене? Что означает слово«тролльхауген»?
4- Где он любил совершать прогулки?
5.- Чем привлекала людей музыка Грига?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.