Статья "Наставничество в современной школе"
Оценка 4.9

Статья "Наставничество в современной школе"

Оценка 4.9
Аудио +1
docx
администрации
13.11.2021
Статья "Наставничество в современной школе"
В статье предложен опыт организации наставничества в ОУ44 г. Сургута
Статья Коваленко Г.А. ОУ44..docx

Коваленко Галина Анатольевна, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 44 г. Сургута

galina-kovalenko44@yandex.ru

89224043540

 

Счастье – это чувство перспективы.

Ю.Сенкевич.

 

Наставничество в современной школе

 

На волне демографического подъема перед педагогическим сообществом, методическими службами и органами управления образования встала проблема дефицита педагогических кадров. Это связано не только с тем, что молодые специалисты не хотят идти в школу, но и с тем, что многие долго в ней не задерживаются. Исследования показывают, что молодые специалисты испытывают следующие затруднения:

¾   личностная и профессиональная адаптация к школе;

¾   трудности взаимодействия с администрацией;

¾   проблема вхождения в педагогический коллектив;

¾   затруднения в налаживании общения с учащимися;

¾   выбор оптимальной позиции во взаимодействиях с родителями учащихся;

¾   переживание «профессионального одиночества»;

¾   недостаточность организационно-методической поддержки деятельности со стороны администрации.

Как же помочь молодому педагогу не разочароваться в будущей профессии? Одним из решений проблемы профессионального становления и развития молодых педагогов является институт наставничества, который способствует профессиональному становлению молодого учителя, формированию у него мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит, к самореализации в профессии. Подготовка начинающего педагога к сложной полифункциональной деятельности это целостный, длительный и непрерывный процесс, который должен быть ориентирован не только на развитие его профессиональных компетенций, но и на формирование личностных качеств, необходимых для носителя культурных и моральных ценностей.

Проблема организации наставнической деятельности всегда волновала методическую службу нашей образовательной организации. Ежегодно в школе осуществляют  педагогическую деятельность от 10 до 17 молодых специалистов. При определенной системе организации методической работы молодым специалистам удавалось успешно адаптироваться в школе, многим и пройти процедуру аттестации на первую категорию после трех лет трудовой деятельности, но были и такие, которые, окунувшись в водоворот школьной жизни, почувствовав высокую ответственность, осознав профессиональные требования к личности педагога, меняли сферу деятельности.

Мы не можем позволить себе терять педагогов при  нынешнем дефиците кадров. Большие надежды возлагают на них администрация школы, родители, ученики. Анкетирование старшеклассников показывает, что большинство учащихся предпочитают, чтобы их учили молодые педагоги: «с ними интереснее», они «шагают в ногу со временем», «активно используют информационные технологии», «лучше тебя понимают», и лишь 15% опрошенных не обращают внимание на возраст.

Тем менее, случаи увольнения молодых специалистов, отток в другие сферы деятельности показал, что та комбинированная модель, по которой осуществлялось становление профессионального роста в школе, оказалась недостаточной. Вначале мы пошли по традиционному пути: назначили педагогов-наставников, составили план работы «Школы молодого педагога». Но первый год работы с молодыми педагогами показал, что не все наставники «с душой» отнеслись к порученным обязанностям, некоторые не смогли наладить личностные доверительные отношения. Тематика заседаний «Школы молодого специалиста», составленная заместителем директора, отражала вопросы общей методики, но не запросы и проблемы новобранцев. В результате в первый год нашей «деятельности» школу покинули 2 молодых специалиста, не сумев адаптироваться. Возникла необходимость искать новые формы и методы, переосмысливать те практики, которые адаптированы в коллективе, искать индивидуальные подходы к каждому специалисту. Инновационный проект, разработанный и реализованный в образовательной организации в рамках деятельности опорной инновационной площадки, «Становление системы поддержки молодых специалистов как необходимое условие введения профессионального стандарта педагог» сыграл немаловажную роль, ввел методическую службу в режим непрекращающегося поиска эффективных практик.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

¾                       на требования к организации учебного процесса;

¾                       требования к ведению школьной документации;

¾                       формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

¾                       технические средства обучения (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);


¾                       механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

¾                       практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

¾                       разработки программы собственного профессионального роста;

¾                       выбора приоритетной методической темы для самообразования;

¾                       подготовки к первичному повышению квалификации;

¾                       освоения    инновационных   тенденций  в отечественной   педагогике и образовании;

¾                       подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение           разряда.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, руководителями методических объединений, учителями-наставниками, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, осуществляет учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с диагностики и не только уровня сформированности профессиональных навыков, но и с личностных качеств. Необходимо отметить, что современные молодые специалисты достаточно высоко оценивают свои профессиональные навыки и часто не видят или не хотят замечать свои «зоны риска». Требуется высокий профессионализм, эффективный диагностический инструментарий, такт, чтобы не только выявить проблему, но и мотивировать учителя на ее решение. И если вначале план работы наставника с молодых специалистом часто носит формальный характер, то со временем траектория профессионального развития максимально индивидуализируется.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументированно формулировать мысли. Не всем это удается, поэтому в школе устоялась еще одна практика – менять наставников каждые полгода -  год. Это дает положительный эффект и для наставника, который старается максимально выложиться и оставить о себе положительный отзыв, и для молодого специалиста, который в течение всего периода изучает опыт нескольких педагогов. Часто в сопровождение включаются и два, и три педагога, потому что практиковались и случаи, когда в включали наставника – классного руководителя.

Организация наставничества это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества. Руководителю следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи; формировать общественную активность учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу; не боятся таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

С некоторыми формами работы с молодыми специалистами, практикуемыми в нашей школе, хотелось бы познакомить.

Основным достоинством индивидуального обучения является возможность полной индивидуализации содержания, методов и темпов


оказания наставнической помощи молодому учителю. Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре

«наставник–подопечный».

Вновь прибывшие учителя обеспечиваются рабочими программами, прошедшими экспертизу на апрельском заседании методического совета, обеспечиваются учебниками, получают консультации от руководителей методических объединений об особенностях реализации программы. Каждое МО совместными усилиями систематизировало в электронном виде методический и дидактический материал по каждой параллели в рамках проекта «Единая база УМК», имеющий форму кластера: предмет, класс, электронный учебник, рабочая программа (соответствующая требованиям «Положения о рабочей программе», утвержденного директором ОУ), раздел, тема урока, к которой прилагается подробный конспект урока, презентация к уроку, при наличии видеоурок, аудиозаписи и другие электронные образовательные ресурсы, контрольно-измерительные материалы и т.д. Получив доступ к «Единой базе УМК», молодой педагог получает полное методическое и дидактическое обеспечение, которое поможет ему на раннем этапе, затратив минимальное количество времени, качественно подготовиться к уроку.

В начале учебного года наставником совместно разрабатывается индивидуальный план работы с молодым специалистом, который корректируется в течение года. Наставник посещает и анализирует уроки (не менее двух уроков в неделю) и внеклассные мероприятия, помогает в их планировании, оказывает индивидуальное консультирование, на которых обсуждаются общепедагогические положения и рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям. Консультация может носить выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных и образовательных задач, которые вызывают затруднения у молодых учителей. Эти особенности делают консультирование важным элементом в общей системе профессиональной поддержки учителя. Индивидуальные практические занятия направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков, являются действенной формой повышения профессионализма молодых учителей. Разрыв между их теоретическими представлениями о формах, методах и средствах обучения и воспитания и практическими умениями является наиболее характерным недостатком.

В ходе подготовке к заседаниям «Школы молодого учителя» было выявлено, что многие педагоги проявляют интерес к этим мероприятиям, что привело к разработке проекта «Методика-life», направленного на организацию работы с педагогами, испытывающими профессиональные затруднения. И здесь молодые специалисты проявили инициативу в подготовке теоретического аспекта проблемных вопросов, предъявляя свое видение проблемных вопросов.

Не оспорима роль коллективных форм работы, направленных на оказание педагогической помощи молодым специалистам. Считается, что реально помочь молодому учителю можно только в индивидуальной работе с ним, не афишируя его профессиональные трудности. Однако у выпускников педвуза, впервые приступивших к работе по специальности, существуют проблемы общего порядка, решить которые педагог-наставник не в состоянии. Это – трудности адаптации в педагогическом коллективе. Поиск путей разрешения этих проблем является основной задачей коллективной работы с молодыми специалистами.


Как правило, первый для вновь прибывших молодых учителей педагогический совет проводится в конце августа, перед началом нового учебного года. Именно здесь выпускники вуза впервые видят своих новых коллег. Растерянность молодых педагогов от обилия незнакомых лиц усугубляется тем, что все окружающие обращают внимание на новичков. Для администрации стало важным как можно скорее стереть барьеры между «вновь прибывшими» и «старожилами». Заранее организовывается небольшое театрализованное приветствие для молодых специалистов с кратким рассказом о традициях школы, о педагогах, их достижениях и т. п. Кроме того, директор проводит встречу «За чашкой чая» с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями, где рассказывает о специфике школы, об особенностях организации образовательной деятельности, детского коллектива.

Интересными оказались   встречи   педагогов,   в   таких   формах,   как

«Интервью с учителем», вечер ответов и вопросов, круглые столы, на которых предоставляется слово учителям, пришедшим на работу в школу год-два назад, чтобы они рассказали о своих профессиональных трудностях на тот момент, поделились опытом их разрешения. Предварительная подготовка направлена на то, чтобы рассказ получился юмористическим или даже с легкой долей иронии. Такая форма общения помогает новичкам осознать, что их трудности не единичны и решаемы, их волнение – нормальное состояние для всех людей, начинающих работу на новом месте.

Интересно проходят встречи с опытными педагогами и ветеранами педагогического труда на базе Музея истории народного образования г. Сургута.

Организация встреч показала, что и молодые педагоги хотели бы оказаться в роли интервьюированных. Так появились «Вечера вопросов и ответов», которые дали возможность новобранцам высказаться, и администрации осуществить сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Они организуются администрацией и педагогами-наставниками. Как правило, молодым учителям заранее предлагалось составить список вопросов к администрации школы, к опытным учителям и т.п. Значимость этого мероприятия зависела от того, насколько актуальными и существенными были заданные вопросы и насколько правдивыми и откровенными были полученные ответы. Ответы на вопросы


зачастую носили дискуссионный характер и нередко переходили в заинтересованное обсуждение. Такие вечера проходили как непринужденное, равноправное общение молодых учителей и опытных педагогов.

Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации учителя, которая и становится темой для обсуждения. Это могут быть проблемы поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов и т. п. Правом выступить обладает каждый присутствующий за «круглым столом».

Ежегодно организуется несколько мероприятий, направленных на сплочение педагогического коллектива и построение эффективного педагогического взаимодействия. Так в этом учебном году был проведен спортивный психологический тренинг «СПК» («Сплоченный педагогический коллектив»). Педагогам методического объединения было предложено следующее задание: участники становятся в круг, каждый напротив своей верёвки; задача каждого игрока натянуть свой конец верёвки и поднять вверх диск, на котором  находится мяч; все участники должны это сделать одновременно и на одном уровне, если кто-то неправильно натянет верёвку, мяч упадёт, что приведёт к невыполнению испытания. После того как участникам удалось поднять мяч, перешли к следующему испытанию: преодолели полосу из различных препятствий так, чтобы мяч не упал с диска. Во время упражнений участники переживали сильные эмоции, устраивали небольшие обсуждения, где обсуждали главный вопрос: каким образом задание можно сделать качественно и быстро? Необходимо отметить, что все справились. Этот тренинг помог лучше узнать педагогов, выявить скрытых лидеров. Спортивно-методическое мероприятие «Разгрузочный день» позволило сделать одну из суббот самой запоминающей. Команды педагогов в течение часа преодолели квест, где успели нарисовать общую картину, причем в разных техниках, в том числе «правополушарного рисования», попеть в караоке, поиграть в подвижные и спокойные спортивные игры, потанцевать, принять участие в конкурсе селфи. Незатейливые задания помогли коллегам узнать друг друга лучше, сплотиться и отдохнуть.

Молодые педагоги в начале учебного года активно участвуют в городской декаде молодых специалистов, организуемой департаментов образования Администрации г. Сургута и МАУ «Информационно-методический центр» при непосредственном участи опытных педагогов школ города. В рамках декады у учителей есть возможность посетить открытые уроки, мастер-классы, семинары и другие очные мероприятия, окунуться в атмосферу творчества педагогического сообщества города.  «Декада молодого учителя» стала эффективной формой контроля работы начинающего педагога. Разработан специальный ритуал посвящения новичков в учителя. Каждому из молодых учителей предлагается провести открытый урок, внеклассное мероприятие, рассказать о своих успехах и поделиться удачами. При этом педагогам первого года предлагается провести открытой мероприятие (урок, классный час, внеклассное мероприятие), а учителям 2-3 года предлагается презентовать отчет по теме самообразования, который позволяет представить складывающуюся систему работы учителя, рассказать о формах взаимодействия с наставниками. Предоставляется и слово наставнику. Таким образом, у наставника появляется возможность рассказать о работе с молодым специалистом, представить так называемый отчет. Не прекращается эта деятельность и в течение учебного года.

Хорошей традицией стала в школе Отчетная декада молодого специалиста, которая проходит в конце учебного года. Формы представления опыта педагоги выбирают самостоятельно, но обязательное условие – практическая направленность. В нашем образовательном учреждении педагогам первого года работы предлагают провести открытые уроки или внеклассные мероприятия, педагогам второго-третьего года – семинары, мастер-классы, практикумы по теме самообразования, которые позволяют проанализировать систему работы учителя по профессиональному саморазвитию.

На эти уроки и семинары приглашаются не только представители администрации школы и педагоги-наставники, но и другие молодые специалисты. Открытые просмотры очень много дают новичкам: они получают возможность наблюдать за действиями других учителей в схожих ситуациях; сравнивать свои педагогические умения и поведение с умениями и поведением других педагогов; перенимать у других приемы воспитательных воздействий.

Групповое консультирование организуется наставниками для молодых учителей, которые имеют одинаковые особенности педагогической деятельности, озабочены решением одной профессионально значимой проблемой. Не все, что касается этих учителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает, как правило, сообщение наставника по теме консультации и ответы на вопросы молодых педагогов. Такие консультации организуются, как правило, в рамках методического объединения.

Основной задачей здесь является изменение неадекватных педагогических позиций новичков, расширение мотивов осознанности профессиональной деятельности учителя, оптимизация форм педагогического воздействия на учащихся.

В основе групповых дискуссий – конкретные педагогические ситуации, пережитые молодыми учителями. Ситуации могут быть предложены и наставниками, например: «Как привлечь родителей к участию в жизнедеятельности класса», «Как решить проблему нерационального использования времени на уроке». Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной учебной (воспитательной) ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

В групповой работе с молодыми специалистами часто используются игровые приемы: разыгрываются ситуации взаимодействия с учащимися и их родителями, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения. Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Конкретной, узко направленной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей и выдумки наставников–организаторов игры.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, психологи и другие специалисты. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации в педагогической деятельности.

Наиболее продуктивными оказались формы взаимодействия между образовательными организациями различного уровня города Сургута под эгидой департамента образования Администрации города и непосредственном кураторстве муниципального автономного учреждения «Информационно- методический центр». Разработаны и успешно реализованы не только план городского методического объединения молодых педагогов, в котором


предусмотрены наиболее эффективные формы работы, но и проекты «Школа классного руководителя для молодых педагогов», «Школа тьютора» и другиее. Анализ программ данных мероприятий позволяет сделать вывод о широком спектре взаимодействия образовательных организаций города, о высоком уровне преподавателей, о разнообразии форм и тематики занятий. Участником такого мероприятия может стать не каждый молодой специалист: ему предстоит не только заполнить анкету, но и написать эссе по предложенной проблеме. Конкурсный отбор эссе, представление результатов практической деятельности во время обучения в школе вносят элемент конкуренции, направлены на деятельностный подход в организации обучения, позволяют увидеть практическую пользу мероприятия.

В 20120/21 учебном году наша школа стала инициатором нового проекта «Муниципальный конкурс-практикум «Лучший сайт-портфолио учителя» для молодых специалистов. Идея конкурса появилась в связи с анализом авторских сайтом молодых педагогов для конкурса профессионального мастерства «Педагогическая надежда». Организаторы конкурса, Сургутская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, департамент образования Администрации города, МАУ «Информационно-методический центр», МБОУ СОШ № 44, поставили перед собой цель – развитие профессионального мастерства педагогов через освоение инструментов создания личных сайтов-портфолио для участия в конкурсах профессионального педагогического мастерства, а также при подготовке к аттестации. Организаторы руководствовались общим педагогическим принципом: прежде, чем спросить – научи. Поэтому было принято решение об организации обучающих практикумов, на которых наставники-эксперты, участники и победители профессиональных конкурсов педагогического мастерства рассказали о нормативно-правовой базе, требованиях к авторскому сайту, познакомили со спецификой организации виртуального пространства, с платформами, презентовали собственные авторские. После недели обучающих семинаров молодые педагоги занимались самостоятельной работой. Результаты превзошли все ожидания. На конкурс заявились 27 педагогов, у 14 из которых не было сайта. В результате все участники открыли свой информационный ресурс, 3 участника стали победителями и призерами, 11 – лауреатами, 5 получили специальные дипломы в номинациях: «Профсоюз в фокусе», «Лучший сайт, ориентированный на пользователя», «За волю к победе», «Лучший дизайн сайта», «Контент на 5». Щедрые ценные подарки от профсоюзного комитета порадовали участников, которые высказали надежду на то, данный конкурс станет традиционным.

Уже 2014/15 учебном году мы стали активно апробировать дистанционные формы обучения. Это организация сетевого педагогического сообщества «Web- клуб молодых педагогов и наставников «Интернет-наставник» (интернет- наставник.рф), о функциях которого вы узнаете непосредственно на страницах сайта. Практически дважды в год в течение месяца у молодых педагогов появляется возможность посетить методические веб-семинары в рамках дистанционных сессий Web-клуба «Интернет-наставник» или прослушать видеозапись мероприятий, скачать методические ресурсы. Вебинары, как правило,  организовываются с широким привлечением педагогической общественности города  и носят практическую направленность. Весенняя сессия этого года стала открытой, и на ней опыт представили не только педагоги города Сургута, но и Татарстана, Ульяновска, Новосибирска. Наибольший интерес вызвали вебинары, посвященные процедуре аттестации педагогических работников, организации взаимодействия с родителями, организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, использованию современных технологий, в том числе дистанционных. Такая форма позволяет учителю выбирать время и тему самообразования.

Педагогическая общественность города Сургута активно работает над апробацией новых форм работы с молодыми педагогами. Нам хочется, чтобы молодые педагоги успешно адаптировались, испытывали чувство счастья и творческого подъема в профессиональной деятельности, стремились себя реализовать.

Модель сопровождения молодых педагогических кадров требует привлечения широко спектра специалистов. Приглашаем всех к сотрудничеству!


 

Скачано с www.znanio.ru

Коваленко Галина Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Коваленко Галина Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Большие надежды возлагают на них администрация школы, родители, ученики

Большие надежды возлагают на них администрация школы, родители, ученики

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области: ¾ практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы…

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области: ¾ практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы…

Руководителю следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи; формировать общественную активность учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу; не боятся таких форм работы…

Руководителю следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи; формировать общественную активность учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу; не боятся таких форм работы…

Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в…

Такая форма работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в…

Однако у выпускников педвуза, впервые приступивших к работе по специальности, существуют проблемы общего порядка, решить которые педагог-наставник не в состоянии

Однако у выпускников педвуза, впервые приступивших к работе по специальности, существуют проблемы общего порядка, решить которые педагог-наставник не в состоянии

Как правило, первый для вновь прибывших молодых учителей педагогический совет проводится в конце августа, перед началом нового учебного года

Как правило, первый для вновь прибывших молодых учителей педагогический совет проводится в конце августа, перед началом нового учебного года

Такие вечера проходили как непринужденное, равноправное общение молодых учителей и опытных педагогов

Такие вечера проходили как непринужденное, равноправное общение молодых учителей и опытных педагогов

Предоставляется и слово наставнику

Предоставляется и слово наставнику

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации

Школа классного руководителя для молодых педагогов», «Школа тьютора» и другиее

Школа классного руководителя для молодых педагогов», «Школа тьютора» и другиее

Весенняя сессия этого года стала открытой, и на ней опыт представили не только педагоги города

Весенняя сессия этого года стала открытой, и на ней опыт представили не только педагоги города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021