Роль родителей
в формировании нравственных ценностей
Вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения – один из самых важных в нашем обществе. Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Доброжелательность, сочувствие, терпимость, гуманное отношение к людям, животным и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребенка круг общения в этом возрасте входят самые близкие люди – родители. К.Д. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений.
Л.Н. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы.
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи…
Формирование нравственных категорий осуществляется по трем направлениям. Во-первых, у ребенка надо воспитать желание приносить добро. Во-вторых, родителям следует поощрять добрые поступки детей, радоваться за ребенка, проявлять к нему самому сочувствие и сердечность. В-третьих, необходимо дать ребенку знания о моральных нормах, правилах, идеалах.
Хочется предостеречь родителей: излишняя необдуманная строгость приводит к тому, что послушание, смиренность ребенка становятся показными.
.Современные психологии выделили 10 основных ошибок в воспитании:
1. Обещание больше любить
2. Слишком мало ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребенка»
3. Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»
4. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».
5. Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».
6. Навязанная роль.
7. «Больше денег – лучше воспитание».
8. Наполеоновские планы: «Мой ребенок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами. Я не позволю ему упустить свой шанс».
9. Наше настроение. «Можно или нет? Все зависит от настроения».
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка. «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».
Существует методика, позволяющая исследовать уровень сформированности у детей нравственных качеств по самооценке.
Родители могут оценить своих детей по нескольким критериям и сравнить свои выводы с их самооценкой.
Доброта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Честность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вежливость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудолюбие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скромность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сводная таблица
ФИ |
Доброта |
Честность |
Вежливость |
Трудолюбие |
Скромность |
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
Давайте вспомним одну поучительную басню о том, как молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему обедать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки, купили ему деревянную миску и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался мастерить что-то из деревянной чурки. На вопрос родителей, о том, что он мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё есть, когда состарятся.
О чём эта басня?
Ребёнок чрезвычайно податлив и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок в семье учится рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.
Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые, они стали мотивами его поведения. В этом и состоит основная цель нравственного воспитания.
Литература
1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для родителей. М., Просвещение, 2012г.
2. Родительские собрания. Автор-составитель И.Ф. Яценко. М.: ВАКО, 2008г. – 224с.
3. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. М.: Просвещение, 2013г. – 224с.
4. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М. 1987г.
5. Педагогическая библиотека http://pedlib.ru/
6. Леви В.Л. Как воспитывать родителей. М. 2000г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.