Статья: "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
Оценка 4.7

Статья: "Организация исследовательской деятельности младших школьников"

Оценка 4.7
docx
27.03.2024
Статья: "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
Word.docx

Организация исследовательской деятельности младших школьников

В настоящее время современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить,  добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому широкую популярность приобрела  исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школ ы, адаптируются к современным условиям жизни.

Главное для учителя – это увлечь детей и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности  на сам процесс, а не  на результат. Исследовательская деятельность младших школьников может осуществляться на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе.

Важно привлечь взрослых к участию в исследовательской деятельности ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры. Рассмотрим правила выбора темы.

Правила выбора темы

·         Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема должна быть интересна ребенку.

·         Тема должна быть выполнима.  Решение ее должно быть полезно участникам исследования. Все же подвести надо самого  ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

·         Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.  Учитывая интересы детей, стараться  держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь.

С чего начать?

·         Хорошо, если уже при первоначальной формулировке темы, она начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление

НАПРИМЕР:  «Условия изменения окраски шерсти животных», «Почему от лука люди плачут?,  «Анализ выбора русских фамилий», «Изучение опасных предметов и веществ дома».

Области исследования могут быть, например, следующие:

·         Физика и химия на кухне

·         Физика в ванне

·         Биологические (физические) характеристики домашних животных

·         Физика игрушек

·         Простые электрические устройства (как зарядить мобильный телефон в походе)

·         Альтернативные источники энергии

·         Очень большие и очень маленькие тела (нестандартные способы измерения)

Проведение экспериментальных исследований методами ИТ

1.    Регистрация этапов протекания природных явлений или измерение количественных параметров в эксперименте – цифровые датчики. К ним можно отнести цифровые камеры для фиксации изображения (фотоаппарат, видеокамера, веб-камера), диктофон с микрофоном, датчики расстояния, температуры, освещенности, анализаторы химических соединений и т.д.);

2.    Обработка результатов (программы для определения относительных размеров, углов на фотографии, получения таблиц с зависимостью координат тел от времени при по кадровом анализе видеофрагмента и т.п.);

3.    Установление закономерностей, взаимосвязи между измеренными параметрами процессов (редакторы таблиц, позволяющие построение графиков, сравнение экспериментальных графиков с графиками известных функций и т.д.);

4.    Моделирование процессов (моделирующие среды, позволяющие, задавая начальные условия следить за развитием процессов при заданных законах взаимодействия объектов на экране);

5.    Составление отчета (программы для сведения и сопоставления информации представленной в разном виде с включением в отчет всех видов мультимедиа от текста до видео).

Рассмотрим основные этапы написания исследовательской работы

1.    Выбор темы исследования

Например:    «Причины долголетия  домашних кошек» или «Почему домашние кошки долго живут?»

2.    Постановка цели и задач

 Цель:   Выяснить причины долголетия домашних кошек.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования «Причины долголетия домашних кошек».

2. Подобрать и обосновать методы исследования.

3. Провести исследование.

4. Обобщить результаты и сделать выводы.

3. Объект и предмет исследования

Объект: долголетие домашних кошек

Предмет: причины долголетия домашних кошек

4.    Выдвижение гипотезы

 

Гипотеза : предположим, что домашние кошки живут 25 лет и причинами их долголетия являются: хорошая еда и отсутствие врагов.

 

5.    Определение последовательности проведения исследования

Для этого  намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа. Создаём таблицу и заносим в неё  необходимые данные.

 

6.    Выбор методов исследования

Анализ литературы по теме исследования

Беседа

Интервью

Анкетирование

Обобщение

7.    Сбор и обработка информации

Участники исследования самостоятельно добывать знания из различных источников и фиксируют их.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Для этого необходимо создать сводные таблицы или  сравнительные таблицы, схемы; вычерчиваются графики ,используются различные виды диаграмм и т.д. В общем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9.Описание работы. Подготовка отчета

На этом этапе обычно создаются электронные презентации, а также  можно смонтировать фильм, слайд-шоу и т.д. Учащийся во время доклада не должен зачитывать информацию со слайда, а излагать его содержание своими словами.

Дать определения основным понятиям, сделать выводы, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад

 Необходимо  публично защитить доклад  перед сверстниками, взрослыми, жюри и т.п., ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов работы.

На данном этапе очень важно создать ситуацию успеха у докладчика. Важно проводить обсуждение не только с учеником, но и с одноклассниками, со взрослыми, учителями, родителями. Нужно учить умению и проводить самооценку и давать оценку деятельности другого ученика.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, можно сделать вывод, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся. Не останавливайтесь перед трудностями. Обязательно пробуйте, открывайте, исследуйте.

Оп

 

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Регистрация этапов протекания природных явлений или измерение количественных параметров в эксперименте – цифровые датчики

Регистрация этапов протекания природных явлений или измерение количественных параметров в эксперименте – цифровые датчики

Обобщение 7. Сбор и обработка информации

Обобщение 7. Сбор и обработка информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024