В настоящее время современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому широкую популярность приобрела исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школ ы, адаптируются к современным условиям жизни.
Главное для учителя – это увлечь детей и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности на сам процесс, а не на результат. Исследовательская деятельность младших школьников может осуществляться на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе.
Важно привлечь взрослых к участию в исследовательской деятельности ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры. Рассмотрим правила выбора темы.
Правила выбора темы
· Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема должна быть интересна ребенку.
· Тема должна быть выполнима. Решение ее должно быть полезно участникам исследования. Все же подвести надо самого ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
· Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Учитывая интересы детей, стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь.
С чего начать?
· Хорошо, если уже при первоначальной формулировке темы, она начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление…
НАПРИМЕР: «Условия изменения окраски шерсти животных», «Почему от лука люди плачут?, «Анализ выбора русских фамилий», «Изучение опасных предметов и веществ дома».
Области исследования могут быть, например, следующие:
· Физика и химия на кухне
· Физика в ванне
· Биологические (физические) характеристики домашних животных
· Физика игрушек
· Простые электрические устройства (как зарядить мобильный телефон в походе)
· Альтернативные источники энергии
· Очень большие и очень маленькие тела (нестандартные способы измерения)
Проведение экспериментальных исследований методами ИТ
1. Регистрация этапов протекания природных явлений или измерение количественных параметров в эксперименте – цифровые датчики. К ним можно отнести цифровые камеры для фиксации изображения (фотоаппарат, видеокамера, веб-камера), диктофон с микрофоном, датчики расстояния, температуры, освещенности, анализаторы химических соединений и т.д.);
2. Обработка результатов (программы для определения относительных размеров, углов на фотографии, получения таблиц с зависимостью координат тел от времени при по кадровом анализе видеофрагмента и т.п.);
3. Установление закономерностей, взаимосвязи между измеренными параметрами процессов (редакторы таблиц, позволяющие построение графиков, сравнение экспериментальных графиков с графиками известных функций и т.д.);
4. Моделирование процессов (моделирующие среды, позволяющие, задавая начальные условия следить за развитием процессов при заданных законах взаимодействия объектов на экране);
5. Составление отчета (программы для сведения и сопоставления информации представленной в разном виде с включением в отчет всех видов мультимедиа от текста до видео).
Рассмотрим основные этапы написания исследовательской работы
1. Выбор темы исследования
Например: «Причины долголетия домашних кошек» или «Почему домашние кошки долго живут?»
2. Постановка цели и задач
Цель: Выяснить причины долголетия домашних кошек.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования «Причины долголетия домашних кошек».
2. Подобрать и обосновать методы исследования.
3. Провести исследование.
4. Обобщить результаты и сделать выводы.
3. Объект и предмет исследования
Объект: долголетие домашних кошек
Предмет: причины долголетия домашних кошек
4. Выдвижение гипотезы
Гипотеза : предположим, что домашние кошки живут 25 лет и причинами их долголетия являются: хорошая еда и отсутствие врагов.
5. Определение последовательности проведения исследования
Для этого намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа. Создаём таблицу и заносим в неё необходимые данные.
6. Выбор методов исследования
Анализ литературы по теме исследования
Беседа
Интервью
Анкетирование
Обобщение
7. Сбор и обработка информации
Участники исследования самостоятельно добывать знания из различных источников и фиксируют их.
8. Анализ и обобщение полученных материалов
Для этого необходимо создать сводные таблицы или сравнительные таблицы, схемы; вычерчиваются графики ,используются различные виды диаграмм и т.д. В общем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.
9.Описание работы. Подготовка отчета
На этом этапе обычно создаются электронные презентации, а также можно смонтировать фильм, слайд-шоу и т.д. Учащийся во время доклада не должен зачитывать информацию со слайда, а излагать его содержание своими словами.
Дать определения основным понятиям, сделать выводы, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад
Необходимо публично защитить доклад перед сверстниками, взрослыми, жюри и т.п., ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов работы.
На данном этапе очень важно создать ситуацию успеха у докладчика. Важно проводить обсуждение не только с учеником, но и с одноклассниками, со взрослыми, учителями, родителями. Нужно учить умению и проводить самооценку и давать оценку деятельности другого ученика.
Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, можно сделать вывод, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся. Не останавливайтесь перед трудностями. Обязательно пробуйте, открывайте, исследуйте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.