Организация внеклассной работы с подростками
во внеурочное время в 4 «Б классе»
В воспитательной работе важно все: и содержание материала, и тон, и время разговора, и внешний вид учителя, и манера его поведения. Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют поведению воспитателя.
Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу; они являются важнейшим условием их дружбы и товарищества. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник.
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве).
В классе у меня 17 детей. Дети очень активные и любознательные.
Они посещают различные кружки и секции вне школы:
ДСЮШ – 3 человека;
ДШИ - 5 человек;
КРЦТДиМ « Радуга»- 7 учащихся.
А так же 10 учащихся посещают мой кружок «Театральные ступеньки».
В нашем объединении есть ребята третьих и вторых классов.
Целью работы кружка является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие творческой личности через театрализованную деятельность.
Занятия в кружке способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам.
С детьми мы подготовили сказки которые помогают увидеть красоту нравственных поступков, такие как: «Похищение волшебного посоха », «Теремок », «Как медведь трубку курил ». Сказка не даёт прямых наставлений типа «слушайся родителей», «уважай старших», но в её содержании заложен урок, нравственность заложена в самих сюжетах.
Театрализованная постановка требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга.
Родители отмечают изменения, происходящие вдетях: ребенку весело, интересно, происходит духовный рост ребенка, всё это дисциплинирует его, он сближается с другими детьми, учится общению, больше общается с родителями. Кроме того, родители отмечают, что их дети стали более доброжелательными, добрыми, стали аккуратнее, стали увереннее в себе, самостоятельнее, меняются в лучшую сторону, появились актерские способности, узнали много интересного.Сейчас вы увидите фрагмент сказки «Похищение волшебного посоха».
Ещё ребятам очень нравятся «Походы выходного дня». Участие в пешеходном походе способствует повышению интереса к туризму и здоровому образу жизни как альтернативе пагубных привычек (алкоголь, наркотики, курение). Сами условия туристической жизни: длительное пребывание на природе, разнообразные физические нагрузки, преодоление препятствий – создают обстановку для проявления школьниками нравственных и волевых качеств личности (дружбы и товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки, организованности и дисциплинированности, смелости, стойкости и ответственности, чувства долга). Походная обстановка вызывает необходимость быстро усвоить и научиться применять определённые трудовые навыки, которые одновременно с физической и волевой закалкой помогают в эстремальных ситуациях.
Таким образом, рационально организованный досуг подростков в форме пешего похода призван не только восстанавливать силы, но и придать им новый импульс творческого развития.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность педагога и обучающихся, обучающихся друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) обучающимися ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой и учебную, и внеурочную работу. Задача педагога - создать ситуацию успеха не только на уроке, но и во внеурочное время. Особенно это касается подростков с ярко выраженными способностями в творчестве, т.к. для них результат и значимость его деятельности имеет большое значение.
Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания. (В. Сухомлинский)
Учитель начальных классов: Козлова Елена Владимировна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.