«Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»
Аннотация: в статье раскрываются основные методы и приемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; особенные дети; психическое развитие; адаптированная программа.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. [1, c. 5]
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они
могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Это напрямую связано с недавно четко выделившейся большой группой детей с умственной отсталостью. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностной и личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, частичное отставание в развитии психических функций. Если раньше дети с задержкой психического развития обучались в специальных школах-интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали открывать коррекционные классы на базе своей школы. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его успеваемость. Эта модель частичного интегрированного обучения также используется в нашей школе.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.
Если раньше ребята с задержкой психического развития учились в специальных интернатах, то сегодня многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали открывать на базе своей школы классы коррекции. Обучаясь по месту жительства, ребенок не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует егоработоспособность.
Такая модель частичного интегрированного обучения используется и в нашей школе.
К сожалению, с каждым годом увеличивается количество таких детей в массовых классах. Каждый учитель, работающий с детьми ОВЗ, создаёт адаптированную программу, но даже с ней у детей возникают сложности в обучение.
В этом году на базе нашей школы был открыт коррекционный 2 класс, в котором я являюсь учителем и классным руководителем. В данном классе обучается 10 детей.
Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, я сделала вывод, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив проблему, мы стали искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:
· максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
· оптимизация психических процессов;
· широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
· опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
· стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями, которые работают в данном классе, построена на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.
В педагогической практике мы используем следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:
· всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость;
· не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливыми, когда дети проявляют неумение;
· иметь ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо;
· говорить меньше слов, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей;
·детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей:Педагогам нельзя рассчитывать на то, что дети многое знают. Их задача научить, и не следует отчаиваться, когда у детей что – то не получается.
У детей с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даёмпредельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализировать новый материал.При каждом затруднении возвращаемся к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.
Сообщение о знаниях должно иметь визуальную поддержку. Это могут быть схемы, зарисовки, чертежи. Введение таблиц, обобщений и памяток облегчает усвоение знаний. Когда вы вводите символы, любая таблица начинает говорить. Важна практическая активность самих детей на уроке. Мы организуем практические занятия на разных уровнях. Работа с алгоритмами и памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно ясными, краткими и конкретными рекомендациями к действию. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.[2, c.25]
Безусловно, для активизации деятельности учащихся с ОВЗ, педагоги используют различные методы и приёмы. Однако я в своём классе использую следующие методы и приёмы, например:
Итак,
в нашей многодетной семье на данный момент обучается 10 детей. Среди них есть
дети с задержкой психического развития и с тяжелым нарушением речи.
Безусловно,
с такой категорией детей, а также с их родителями и законнымипредставителями
работать сложно. Я предлагаю сегодня обсудить основныепроблемы, возникающие при
взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ ипопытаться найти пути их решения.
Посовещайтесь
в своих творческих группах и напишите на цветных стикерахвсе трудности, с
которыми вы столкнулись при работе со своимивоспитанниками. Отвечать можно по
принципу «поп-корна», кто
первым готов,тому и слово (стикеры зачитывают и приклеивают
на контурную фигуруучителя на доске).
Посмотрите,
сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых,
полноценных
людей, наделенных многолетним педагогическим опытом!
Как
вы думаете, кому в тандеме «педагог-ребёнок» легче? (выслушиваемнесколько
мнений.) Я
предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, скоторыми всю свою жизнь живут
эти дети.
Мне
нужны 4 участника. Первому участнику предлагаю надетьбоксерскуюперчатку, взять
ручку и написать на листе свою фамилию. Второй участникдолжен вырезать из
бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой.
Третий
участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное намагнитной
доске магнитными буквами. Четвертому участнику даем наушники,надев которые, он
должен выполнить мою просьбу.
(далее
идут рефлексивные вопросы к участникам)
•
Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
• Что
было самым трудным при выполнении упражнения?
• Что
помогало выполнять данное упражнение?
• Что
вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?
Давайте
обозначим детские проблемы, повторив работу со стикерами.
Закрепите
стикеры на фигурке ребёнка.
Итак,
вы убедились, что у детей проблем не меньше.
Давайте
сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искатьпути их решения.
Есть одно мудрое высказывание: «Можно силой привестилошадь к
водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми.
Не
прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов отних не
будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этотпытливый взгляд,
как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких исовсем незначительных?
Над проблемой развития мотивационной сферышкольников трудились многие
отечественные и зарубежные педагоги ипсихологи. Актуальна эта тема и в наше
время. Учиться, должно быть всегдаинтересно! Только тогда учение принесет
пользу.
Я
приглашаю вас принять участие в двух фрагментах организованной
образовательной
деятельности.
Для
плодотворной работы нам понадобится 2 творческие группы педагогов.
За
первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия
начинаются
с гласного звука. За вторым столом разместятся те участники, у
которых
имя или фамилия начинаются на звук «с».
Первый
– обучение грамоте и письму (звенит колокольчик).Я
приглашаю вас принять участие в двух фрагментах организованной
образовательной деятельности.
Для плодотворной работы нам понадобится 2 творческие
группы педагогов.
За первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия
начинаются с гласного звука. За вторым столом разместятся те участники, у
которых имя или фамилия начинаются на звук «с».
Первый – обучение грамоте и письму (звенит колокольчик).
Мы будем знакомиться с буквой П и звуком «п». (на доску
вывешиваются
буквы). На какой предмет она похожа? Назовите предметы, которые начинаются
со звука «п». А какой предмет лишний и почему?
Участник
№1-берет пластилин,
№2 - счетные палочки,
№3 – магнитный конструктор,
№4 – бумагу и ножницы,
№5 – проволоку
№6 – цветные карандаши
№7 – корзиночку с горохом
Немного пофантазируем и изобразим букву «П». Кто хочет, поделиться
ощущениями? С какой буквой мы сегодня знакомились? |
Спасибо, всем за |
участие. |
На уроках математики я используюдифференциацию заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся предлагается различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается задаваниянаводящих вопросов.
Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках математики использую следующие методы и приемы:
– Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д. Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности (рефлексия), при изучении новой темы. При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;
- Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес;
– Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Использую данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а также для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива. (можно и устный счет организовать в этом приеме и поспрашивать определения и алгоритмы)
- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а также упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития
1. глаз путешественник (развесить в разных углах класса(доски), рисунки животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти указанный предмет)
2. погреем палочку, способствует расслаблению и релаксации (взять в руку эстафетную палочку и катать между руками)
−Рекомендую включать элементы геометрии почти в каждый урок математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области геометрии;
Непросто обстоит дело с запоминанием словарных слов. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.
Несмотря на трудности, в работе с детьми ОВЗ, мы педагоги имеем одну цель: обучить детей, дать возможность получить образование и сделать их счастливыми!
Список литературы.
1. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. – Киев, 1991. – 20 с.
2. «Дети с тяжелыми нарушениями речи. Учебное пособие для общеобразовательных организаций», Китик Е.Е., Томме Л.Е. – 2020. – 47 с.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.