"Дисграфия под микроскопом"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 07.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Дисграфия под микроскопом: причины, симптомы и практические стратегии помощи»
Иконка файла материала Дисграфия под микроскопом.docx

«Дисграфия под микроскопом: причины, симптомы и практические стратегии помощи»

Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с написанием, буквы неуклюже переписывает или часто делает орфографические ошибки — это может быть признаком дисграфии. Что такое дисграфия, как её распознать, и предложу практические методы, игры и стратегии, которые помогут вашему ребёнку развивать навыки письма.

Что такое дисграфия?

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, которое связано с трудностями в усвоении правил написания слов, оформлении букв и структурировании текста. Это не просто лень или невнимательность, а причина, связанная с особенностями работы мозга, которая мешает ребёнку правильно и красиво писать.

Причины дисграфии

Причины могут быть разными:

  • Нейронные особенности мозга — особенности работы речевых и моторных центров.
  • Нарушения восприятия и анализа информации — сложности с восприятием букв, их форм и последовательности.
  • Нарушения внимания и памяти — трудности с запоминанием правил и последовательностей.
  • Психологические факторы — стресс, тревожность, низкая мотивация.
  • Недостаточная развита мелкая моторика — трудности с точностью движений кисти и пальцев.

Основные симптомы дисграфии у младших школьников

Обратите внимание на такие признаки:

  • Трудности с запоминанием букв и правил.
  • Неспособность писать слова правильно, часто делая орфографические ошибки.
  • Буквы и слова не похожи друг на друга внутри одного текста.
  • Медленная скорость письма.
  • Письмо разрозненное, буквы часто пропускаются или искажаются.
  • Отсутствие интереса к письму, избегание заданий на написание.

Практические стратегии помощи и игры

Родителям важно понимать, что дисграфию можно и нужно исправлять, развивая мотивацию и создавая комфортную учебную среду.

1. Развитие мелкой моторики

Игры и упражнения:

  • Лепка из глины, пластилина, теста.
  • Пальчиковые игры.
  • Рисование и раскрашивание, использование карандашей, фломастеров, маркеров.
  • Прохождение лабиринтов, рисование по точкам.

Совет: делайте упражнения регулярно, постепенно усложняя их.

2. Обучение распознаванию и запоминанию букв

Игры:

  • «Магазин букв» — раскладывайте карточки с буквами и просите ребёнка называть их и собирать слова.
  • «Поймай букву» — показывайте буквы, а ребёнок должен быстро назвать их или найти на картинке.
  • Используйте игровые наборы, карточки с изображениями и буквами.

3. Развитие моторики и координации

Упражнения:

  • Рисование линий, волнистых линий, кружков и крестиков.
  • Лабиринты и раскраски с мелкими деталями.
  • Печать и штампование.

4. Обучение правилам письма через игры

Игры:

  • Создавайте «письменные квесты» — задания, где ребёнок должен найти и написать слова, следуя подсказкам.
  • Используйте аппликации и вырезки, чтобы формировать буквы из бумаги или ткани.

5. Формирование интереса к письму

  • Делайте совместные творческие проекты — писать заметки, составлять небольшие рассказы.
  • Используйте любимых персонажей или темы для мотивации.

ü   «Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.

ü   «Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.

ü   «Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.

ü   «Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке.

ü   «Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.

ü   «Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву.

ü   «Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ.

ü   «Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева.

ü   «Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей)  в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи.

ü   «Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек. Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька.

ü   Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25.  Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте. Это очень удобно,  Приложение каждый  раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.

ü   «Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.

Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!

Важные советы для родителей

  • Терпение и поддержка. Не критикуйте ребёнка за ошибки, а поощряйте попытки.
  • Создавайте спокойную атмосферу. Письмо должно ассоциироваться с приятными эмоциями.
  • Обратитесь к специалистам. Если трудности сохраняются или усугубляются, обратитесь к логопеду, педагогам-дефектологам или психологам.

Дисграфия — это особенность, которую можно и нужно развивать. Главное — систематическая работа, терпение и создание положительной атмосферы для обучения. Используя игровые методы, развивая моторику и память, вы поможете своему ребёнку преодолеть трудности и научиться писать красиво и правильно.

Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь обратиться за консультацией к специалистам. Ваши усилия и поддержка — залог успеха вашего ребёнка!