Игротерапия при речевых нарушениях.
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно и очень медленно. Медленность формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием у него головного мозга.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс.
Все мы знаем, что в детском возрасте игра должна занимать ведущее место. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова учителя-логопеда или родителя и обязательного повседневного руководства ею. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Для успешной и ненавязчивой работы при формировании речевой деятельности у детей в своей работе я использую игротерапию.
Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развитие навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра.
Возможности игротерапии при нарушениях речи очень широки. Такая технология эффективна, поскольку позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, социально адаптировать.
В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:
1. Речевая игра должна приносить радость. Не следует заставлять ребёнка играть, нужно создать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности;
2. Оживить игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть дети фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры;
3. Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать речевую активность детей;
4. Хвалить ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые;
5. Наблюдать, анализировать активность детей в овладении языком, с тем чтобы помочь ему освоить новые языковые формы;
6. Строить свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделять их радость, успехи, показывать образцы организованной речи.
Выбирая игры для игровой терапии, обращаю внимание на те, которые дают возможность ребенку активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне.
Разнообразие игр позволяет использовать данную технологию на каждом этапе занятия и по формированию всех компонентов речи
· Развитие мелкой моторной организации рук.
· Развитие подвижности органов артикуляции.
· Развитие диафрагмального дыхания.
· Профилактика нарушений развития общих речевых навыков.
· Коррекция звукопроизношения.
· Формирование навыка фонематического анализа и синтеза, представлений.
· Коррекционное развитие грамматического строя речи, связной речи.
Игра имеет огромное преимущество перед любой другой деятельностью детей, так как в ней ребёнок спокойно и непринуждённо подчиняется определенным правилам, что в свою очередь делает его поведение осознанным и осмысленным.
Учитель-логопед ГБУСОН РО «СРЦ Цимлянского района» Т.Л. Коровина






Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.