Статья "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"
Оценка 4.9

Статья "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"

Оценка 4.9
pdf
01.04.2022
Статья  "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"
ЭКСКУРСИЯ - ОТЧЁТ.pdf



 

 

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

 

 

                РУКОВОДИТЕЛЬ:                              Прошунина Е.В.

                ДОМАШНИЙ АДРЕС:                   ул. Пролетарская, 61. Тел. 42-1-24 

 

 

                          ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ:

                число УЧАСТНИКОВ:                восемнадцать человек

                                                                                  познавательно-развлекательная

                ЦЕЛЬ:

                ДАТА ВЫХОДА: 31.09. 2019  

От пункта №1 (школа) по асфальтовой дороге до пункта №2(деревянный мост на р. Осередь), по грунтовой дороге до пункта №3 (Кузнецов пруд), опять по грунтовой дороге до пункта №4 (Шипов лес, сбор трав); пройдя по тропинке леса до пункта №5 (отдых), затем по грунтовой дороге в пункт №6 (родник), по тропинке в пункт №7 ( место купания ) и возвращение в школу.

Способ передвижения - пешеходный.

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Домашний адрес

Обязанности в группе

1 . А.Даниил

2007

Ул.  Советская

Трудовые дела

2. А.Дмитрий

2007

Ул.  Советская

Командир

3. Г. Никита

2007

Ул.  Ленинская

Трудовые дела

4. Г.Никита

2007

Ул.  Ворошилова

Отв. За костёр

5.З. Антон

2007

Ул. Ворошилова

Отв. За питание

6.М. Дарья

2007

Ул.  Рокосовского

Завхоз

7.М. Клим

2007

Ул.  Ленинская

Повар

8.П.Константин

2007

Ул. Ленинская

Руков.спорт.мас.меропр.

9.П. Анастасия

2007

Ул. Советская

Физорг

10.П. Ольга

2007

Ул. Колхозная

Физорг

11 С. Антон

2007

Ул. Буденного

Повар

12.С.Александр

2007

Ул. Советская

Отв. за сбор трав

13.С. Сергей

2007

Ул К. Маркса

Трудовые дела

14.Т. Татьяна

2007

Ул. Советская

Отв. за к-мр

 

 

УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Клёповская СОШ Илларионова Н.А.

 

                                                                Паспорт маршрута

 

1.                    Район путешествия - С. Клёповка

2.                    Вид туризма - пешеходный

3.                    Категория, сложности I

4.                    Направление маршрута: от школы на запад ( 3 км ) в лес,  

из леса на юго - восток 1,5 км к реке и вдоль реки на северо - восток в школу - 2,5 км.

5.                    Продолжительность похода - 9 часов

6.                    Рекомендуемая литература:

График экскурсии

8ч. - начало похода

8-30 -9 - 00 - остановка в п. № 2, рассказ о реке

9 -30 - 10 - 00 остановка в п.№ 3 , отдых

10-30 - 11 -30 - остановка в п.№4 сбор лекарственных трав

12-00 - 14-00 - остановка в п. №5, отдых

14-      00 - 15-30 №6, у родника

15-      30 - 16-30 п. №7

17-00 - п. № 8 (школа), за 30 минут дойти до школы.

Снаряжение : тур, топорик, наборы туриста, рюкзаки , ведро.План маршрута прилагается Паспорт составлен Прошуниной Е .В. (ул. Пролетарская. 61, с

Клёповка)

    

МАРШРУТ №1(Средняя школа - Шипов лес - река Осередь - средняя школа) Каждый поход складывается из трех этапов: подготовка проведение, закрепление.

Заранее необходимо сделать следующее:

1. Наметить тему так, чтобы она звучала эмоционально, что позволит сразу заинтересовать учащихся. Наша тема: «Что в лесу растёт, что в реке живёт».

2. Составить предварительный план.

3. Заранее разработать маршрут (подобрать пункты остановок).

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала.

5. Отобрать игровой материал, стихи, песни, загадки.

6. Уточнить, когда и где проводить наблюдения, сбор природного материала, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7. Продумать, как правильно подвести к выводу учащихся о том, что они постоянно соприкасаются с природой, увидеть её красоту, вырабатывать умение бережного отношения к ней, указать тесную взаимосвязь природы и человека.

8. Предварительно провести беседу, в ходе которой сообщается тема, цель похода что надо с собой взять, как одеться, вспомнить памятку поведения в природе.

9. Отдельным учащимися дать задания (найти стихи, песни, загадки, приготовить сообщения о роли лекарственных растений, о том, как надо охранять реку.)

10.                    Провести инструктаж о правильном поведении в лесу, дороге.

Начинается маршрут с построения у школы, что хорошо дисциплинирует детей.

Проверить по списку общее количество детей, обратить внимание на их одежду обувь.

К пункту № 2 идём колонной по два человека с направляющим впереди и замыкающим позади с левой стороны по асфальтированной дороге приблизительно 1 км. При движении обращаем внимание на объекты, встречающиеся на пути: почта, сельский совет, аптека, приток реки Осередь, детский сад

Остановка в пункте №2 (на реке Осередь)

Рассказ учителя о реке: р. Осередь берёт начало в пос. Зелёный (район г. Бутурлиновка), впадает в реку Дон. Указали правый и левый берег, обратили внимание на живописную красоту берегов, окружающей природы. Определили направления течения, рассказали о значении реки, подчеркнули необходимость бережного отношения к реке.

Дети спели песню

Как пойду я на быструю речку,

Сяду я да на крут бережок, Посмотрю на родную сторонку, На зелёный приветный лужок. Ты сторонка, сторонка родная,  Нет на свете привольней тебя.  Уже ты удаль моя молодая,  Да широкие наши поля.

При движении к пункту №3 мы поднимаемся на нашу «гору», на которой видим много оврагов. (Рассказы об оврагах см. « Методику» 5 кл. и учебник «Природоведение»). Здесь мы находим полевые шпаты. Рельеф местности холмистый, слева видны овраги (их много), если внимательно прислушаться, то слышен шорох (катятся вниз камешки). На дне оврагов есть и вода. По сторонам дороги расположены поля нашего колхоза, засеянные свеклой, ячменём; беседуем об этих культурах, их значении, почему они посеяны в нашей местности.

Маленький отдых в пункте №3 у Кузнецова пруда. Беседуем, какие рыбы водятся в пруду, зачем нужен пруд, какая разница между озером и прудом, чем вода пруда отличается от воды в реке, какие растения растут в пруду.

От пруда по тропинке через колхозный сад мы идем к п. №4 в Шипов лес. По пути беседуем, какие сорта яблонь растут в нашем саду, как нужно правильно ухаживать за садом, обращаю внимание на жизненные формы деревьев, подойдя к лесу, задаю вопрос : чем сад отмечается от леса? Дети дружно называют черты отличия.Остановка в лесу. Рассказ о лесе-

Учитель: « ребята, мы живём в лесостепной зоне, т. е. сейчас мы шли по открытой местности, которая называется степь, а теперь мы в лесу. Наши долг - хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Кто из вас бывал в лесу раннее: Чем он вам нравится? Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам? Как мы поступим, если нам в лесу встретится маленькое но очень животное? Сегодня мы узнаем много интересного о лесе. Выйдя на опушку, учитель читает стихотворение С.

Погореловского «Лес»:

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою Ночью тёмной грозовою? Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, Ты же видишь: мы свои.

Ребята, посмотрите на лес и скажите, как он выглядит? Рассказы детей. Учитель продолжает: «Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно связаны между собой и с окружающим миром. Так например, под землёй находится многокорней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибницы, они помогают друг другу развиваться. Под землей находятся дома мышей, кротов, насекомых, червей, которые рыхлят почву, перемещают перегной и делают почву более плодородной.

На поверхности земли растёт мох и травянистые растения. Здесь лесною населением более разнообразное. Прямо на земле, в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, роют норы лисы и другие звери и насекомые. На следующем этапе растут кустарники, здесь вьют гнезда дрозды. В стволах деревьев делают дупла белки, дятлы, синицы, ещё выше - совы. На самых верхних этажах размещаются гнёзда хищных птиц ястребов, орлов. Летом все этажи леса особенно густо заселены.

Вывод о лесе дети делают сами. Весной лес радует всех своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, весёлым пением птиц. Летом в жаркую погоду человек найдёт в лесу тень, прохладу. Осенью лес дарит людям грибы, орехи и ягоды. Зимой в лесу за деревьями теплей, в лесу мы берём дрова для отопления домов. Лес - наш зелёный друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли, обогащает его кислородом, поэтому пионерские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защищает почву от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля - от засухи. Каждый день мы соприкасаемся с изделиями из древесины. Это тетради, книги, мебель и др. На них расходуется очень много древесины, а лес растёт медленно. Поэтому мы уже сейчас должны думать, как сохранить лес, какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить. Дети отвечают, учитель обобщает: учиться культурно • вести себя в природе, принимать посильное участие по уходу за лесом, собирать семена деревьев и сажать их на склонах оврагов. Вопрос учителя: в каком лесу мы сегодня побывали?

Здесь же, на опушке леса, проводим игру. «Как я знаю лес». Дети встают в круг, учитель - в центр круга. Когда учитель называет дерево нашего леса, дети бегут по кругу, если дерево не нашего леса, дети стоят на месте; если учитель называет кустарник нашего леса, дети приседают, если кустарник не нашего леса - стоят; учитель называет травянистое растение нашего леса - дети хлопают в ладоши, не нашего - стоят.

Ландыш цветёт в мае- июне. Его цветы используют для приготовления духов. Настойку цветов на спирту применяют при сердечных заболеваниях.

Крапива жгучая содержит муравьиную кислоту. Листья крапивы, собранные во время цветения, применяют против цинги, а сок крапивы- при лёгочных и др. заболеваниях.

Ромашка аптечная цветёт всё лето, имеет сильный запах. Цветки ромашки применяют как противовоспалительное средство.

Донник лекарственный цветёт всё лето. Настойку цветов применяют для смягчения кожи при нарывах и нагноениях.

Полынь горькую применяют для возбуждения аппетита, при сыпях и золотухе.

 Затем собирали лекарственные травы для гербария, дети рассказывали, что они знают о лекарственных травах.  

Загадки о деревьях:

Его весной и летом Видим мы одетым,  

А осенью с бедняжки  

Сорвали все рубашки

(листья на дереве)

Что же это за девица, не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год

(ёжъ)

Есть у родственницы ёлки не колючие иголки

Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки

(лиственница)

Стоит Алёна , платок зелёный

Тонкий стан, белый сарафан

(осина)

Я на розу так похож, Разве что не так хорош, Но зато мои плоды Всем пригодны для еды

(шиповник)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)

Объясняются все загадки. Пройдя по тропинке леса, мы остановились в пункте № 5 на обед. Учитель рассказал об истории села. Ребята задавали вопросы о старинных обычаях, с этим и вопросами решилиобратиться в клуб «Поиск», который работает в нашей школе под руководством учителя истории Леонтьевой Н.И.

ПУНКТ№ 6. Далее по грунтовой дороге подошли к роднику, попили чистой родниковой воды, прочистили его. Родник этот находится на берегу реки Осередь, недалеко от места купания ПУНКТ № 7 т.к. погода была жаркая, решили искупаться в реке. Учителем было проверено дно, глубина (не более 1м. 20 см.), показана граница купания, проведён инструктаж по правилам поведения на воде. Купались 40 мин. Особое внимание было направленно на детей , не умеющих плавать.

Искупавшись в реке, направились в школу - конечный пункт путешествия. Продолжая путь по грунтовой дороге, любовались животными бегами рек, заметили, что правый берег реки более крутой; прошли небольшой овраг, поднялись вверх и подошли к Песковской школе. Это старинное здание - бывшая церковь. В конечном пункте подвели  итоги экскурсии.  

 











Статья "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"

Статья  "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"

Статья "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"

Статья  "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Клёповская

УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Клёповская

Составить предварительный план

Составить предварительный план

Маленький отдых в пункте №3 у

Маленький отдых в пункте №3 у

Поэтому мы уже сейчас должны думать, как сохранить лес, какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить

Поэтому мы уже сейчас должны думать, как сохранить лес, какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить

Поиск», который работает в нашей школе под руководством учителя истории

Поиск», который работает в нашей школе под руководством учителя истории

Статья "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"

Статья  "отчёт об организации экскурсии "Лес и река- наши лучшие друзья!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022