Статья "Педагогическая технология: определение понятия "
Оценка 4.7

Статья "Педагогическая технология: определение понятия "

Оценка 4.7
doc
02.02.2022
Статья "Педагогическая технология: определение понятия "
Педагогическая технология определение понятия.doc

Педагогическая технология: определение понятия

 

Педагогическая технология

"Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс" (Б.Т. Лихачев).

"Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса" (В.П. Беспалько).

"Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения" (И.П. Волков).

"Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" (В.М. Монахов).

"Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО).

"Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей" (М.В. Кларин).

Технология

«Технология» происходит от греческого techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон.

Технология -  наука о мастерстве.

Основные характерные признаки любой технологии:

  • является процессуальной категорией;
  • может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
  • направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов.

 

Смысл педагогической технологии (В.П. Беспалько):

  • отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию;
  • разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося;
  • диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;
  • реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Специфические признаки, присущие именно педагогической технологии:

  • Диагностическое целеобразование.
  • Результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения).
  • Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в определенные сроки).
  • Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость).
  • Корректируемость (на основе постоянной обратной связи).

 

Сравнительный анализ методик и технологий обучения

  • Критерии сравнения
  • Целенаправленность
  • Концептуальность
  • Системность
  • Диагностичность
  • Гарантированность качества обучения
  • Новизна

 

В педагогической практике понятие "педагогическая технология" употребляется на трех уровнях:

 

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень

Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса обучения (за исключением их самих).

  1. Частнометодический (предметный) уровень.

Здесь педагогическая технология употребляется к значении частная, методика, то есть совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя).

  1. Элементный (модульный) уровень

На нем рассматривается технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология урока, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала и т.д.

В структуру педагогической технологии входят:

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала);
  • описание технологического процесса (процессуальная часть):
  • организация учебного процесса;
  • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
  • методы и формы работы учителя;
  • диагностика учебного процесса.

Основные качества современных педагогических технологий:

  • Каждая педагогическая технология должна опираться па научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.
  • Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  2. Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и моде-. ли: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
  5. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование. /Под научной редакцией Н.Н. Михайловой/. ИРПО. М., 2000.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
  7. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Полат Е.С..- М.: Владос, 2001
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

Педагогическая технология: определение понятия

Педагогическая технология: определение понятия

Целенаправленность Концептуальность

Целенаправленность Концептуальность

Литература Беспалько

Литература Беспалько
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022