Статья "Педагогический стиль учителя и его влияние на эффективность учебного процесса"

  • docx
  • 19.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала педстиль.docx

Педагогический стиль учителя и его влияние на эффективность учебного процесса

 

Давидович З.В.

 

Понятие педагогического стиля учителя

Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами её осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют. Поэтому так непохожи, своеобразны педагогические почерки выдающихся педагогов, ибо каждый из них - индивидуальность. Всё, что они делают, делают по-своему, учитывая свои индивидуальные особенности. Лучше всего учитель справляется с задачами, в решении которых опирается на самые сильные стороны своей личности.

Способ самопроявления субъекта деятельности обозначается понятием «стиль». В самом широком смысле стиль - это устойчивая тенденция в способах реализации деятельности. Наряду с этим в психологии получило распространение понятие «индивидуальный стиль деятельности», т.е. индивидуально- своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. Е.А. Климов выделяет следующие признаки индивидуального стиля: 1) устойчивая система приёмов и способов деятельности; 2) эта система обусловлена определёнными личными качествами; 3) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности рассматривается как устойчивая система способов выполнения деятельности обусловленная типологическими особенностями. Ядро индивидуального стиля составляют типологические свойства нервной системы, которые накладывают свой отпечаток на реакцию учителя относительно внешних воздействий, что сказывается на результатах работы, её методах, содержания и формах контроля.

Сравнивая уроки, которые проводят учителя сангвинического и флегматического темпераментов, нельзя утверждать, кто из них работает лучше. Успех обусловлен как раз тем, что каждый работает с максимальным учётом личных качеств, в индивидуальном стиле. Медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачиванием педагогической техники. При этом действия учителя становятся быстрыми, оперативными. Учитель-сангвиник должен помнить о своей подвижности, эмоциональности, следить за тем, чтобы уроки не приобретали развлекательного характера, излишне не возбуждали учащихся; сангвиник должен ограничивать свою торопливость. Механизмы адаптации, компенсации и коррекции характеризуют взаимодействие всей системы индивидуального стиля.

Итак, педагогический стиль — это совокупность конкретных приёмов и методов, определяющих подход учителя к руководству коллективом и его линию поведения в возникающих при этом ситуациях. Стиль педагогической деятельности определяется не только типологическими особенностями нервной системы, но и всеми уровнями индивидуальности, включая личностный уровень. По стилю можно судить о степени профессиональной зрелости учителя. Чем выше педагогическая ориентация учителя, тем ярче проявляется его индивидуальный стиль. Становление профессиональной позиции по существу и есть индивидуальное самоопределение.

 

Типология стилей в зависимости от личностных особенностей учителя

Выделяется несколько критериев классификации педагогических стилей.

По характеру выдвигаемых педагогических целей и задач:

- проективный;

- ситуативный.

Представители проективного стиля имеют чёткое представление о целях деятельности, предвидят трудности и стремятся их предотвратить, чётко планируют повседневную деятельность; одно педагогическое действие у них как бы подготавливает другое. Решения таких педагогов, как правило, направлены на устранение причин негативных явлений. Чётко соблюдается принцип «проступок - санкция». Учителя ситуативного стиля не умеют предвидеть трудности, не озадачиваются планированием своей повседневной деятельности; их действия привязаны к случившемуся; конкретные педагогические ситуации воспринимаются как отдельные, не связанные с другими.

По характеру организации общения:

- проактивный;

- реактивный;

- сверхреактивный.

«Проактивный» учитель инициативен в организации общения и взаимодействия с учащимися. Он знает, чего он хочет, и понимает, что в его собственном поведении и в поведении учеников способствует достижению этой цели. Он чётко индивидуализирует свои контакты с учениками. «Реактивный» учитель тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинён «стихии общения». Не он сам, а учащиеся своим поведением определяют характер его действий и общения с ними. У него расплывчатые цели, он не хочет их добиваться, а подстраивается к ситуации. «Сверхреактивный» учитель действует стереотипно, подгоняя под стереотипы реальных школьников и их индивидуальные различия. Если ученик немного активнее других - в его глазах он бунтарь и хулиган; если чуть пассивнее - лодырь. При этом ученики выступают как личные враги учителя, а его поведение - определённая защита.

По степени включённости в педагогическую деятельность можно выделить:

- активный;

- пассивный.

Активный стиль характеризуется сознательным принятием роли учителя и целей педагогической деятельности как актуализирующих личностное развитие школьника. Такой учитель любую ситуацию взаимодействия рассматривает с точки зрения создания условий для развития школьника, поощряет его активность и самостоятельность. У активного педагога нет мелочей в обучении и воспитании: всё, что связано с операционной целью, приобретает педагогический смысл. Такой учитель самокритичен, он активно занимается самоанализом, ищет пути совершенствования.

Представители пассивного стиля сориентированы на решение заданных извне запрограммированных педагогических задач. Они демонстрируют чисто формальное освоение педагогических действий, формальное приобщение к профессии. Им характерно нежелание общаться с учащимися в свободное время; в случившихся неудачах они обвиняют всех, кроме себя.

 

Характерные особенности деятельности педагогов с разным стилем взаимодействия с учащимися

Поскольку деятельность учителя направлена на управление деятельностью учащихся, то стили педагогической деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства:

- авторитарный;

- демократический;

- попустительский.

Каждый из стилей уточняет и конкретизирует, с одной стороны, содержательную сторону взаимодействия педагога с учащимися, а с другой стороны, формальную сторону - технику (приёмы и способы) осуществления этого взаимодействия. Данные характеристики стилей (формальная и содержательная) можно для большей наглядности представить в таблицах.

 

Авторитарный стиль

 

Формальная сторона

Содержательная сторона

- обращение к учащимся в форме жёсткого приказа, распоряжения, указания;

- тон речи командный, лаконичный;

- речь неприветливая, требования к учащимся завышенные, без учёта реальных возможностей и условий;

- преподаватель   подавляет   всякое

проявление чувств учащихся, не учитывает  их психологических особенностей; не обращает внимания на их реакцию на его действия; никогда с ними не советуется;

- находит вне руководимой ими группы формальное лидерство; учащиеся такого преподавателя боятся и не любят; ему дают прозвища, характеризующие такие его отрицательные черты, как жестокость, злость, неприветливость и т.д.;

- редко хвалит учащихся, чаще ругает, т.е. оценивает субъективно и предпочтение отдаёт в основном формальной стороне деятельности.

- отношение к учащимся как к бесправным объектам деятельности;

- чётко        планирует предстоящую деятельность и требует неукоснительно того же от учащихся; любит планировать всё до мелочей письменно; способен изобретать всевозможные планы, графики, отчёты;

- проявляя сам разумную инициативу, в то же время пресекает инициативу учащихся, не верит в их способности; своё мнение считает единственно правильным и непогрешимым; считает себя вне критики;

-эффективную деятельность учащихся на уроке обеспечивает в основном за счёт «волевого нажима» на них, заставляет работать «на износ»;

- имеет трудности в общении с учащимися; часто бывает сам инициатором конфликтных ситуаций;

- обладает формальным авторитетом, к нему не приходят советоваться, поделиться своими радостями

 

Либеральный (попустительский) стиль

 

Формальная сторона

Содержательная сторона

- формальное обращение к учащимся очень непоследовательно;

- то просьба, то заискивание, а то приказ или угроза (не имеет чётких и постоянных требований к учащимся);

- тон речи ласково-заискивающий или нерешительный, так как не уверен, что его требование будет исполнено;

- характер речи торопливый, так как преподаватель стремится до минимума сократить обращение к учащимся;

- «забывает» о своих прежних требованиях и      может         быстро предъявить противоположное требование;

- учащиеся широко развивают при либерале собственную инициативу, и в группе руководят неформальные лидеры;

- либерал является формальным лидером;

- учащиеся его не любят, смеются и часто дают прозвища, характеризующие его бесхарактер-ность,         слабоволие, непоследо-вательность;

- не способен объективно оценивать итоги своих действий и действий учащихся; захваливает себя и завышает оценки учащихся, занимается очковтирательством.

- не имеет чёткого плана действий, работает «на авось»;

- безынициативен на работе (но не в личной жизни); всё стремится переложить на инициативу учащихся;

- стремится уйти от ответственности; с большой радостью приветствует инициативу, где исполнителем будет кто-то другой;

- не обеспечивает эффективности учебной деятельности; стремится ни во что не вмешиваться, не мешать органам самоуправления;

- легко общается с людьми; стремится ни с кем не портить отношений;

- не выступает с открытой критикой;

- ласков и доброжелателен (на словах) со всеми; уходит от ответов; обладает временным формальным авторитетом, не оказывает влияния на учебную деятельность учащихся.

 

 

Демократический стиль

 

Формальная сторона

Содержательная сторона

- обращение в форме совета, просьбы, пожелания и требования, но без жестокости, тон обращения дружелюбный, товарищеский;

- требования к учащимся адекватны их возможностям; чутко реагирует на реакцию учащегося на его действия; прислушивается к коллективному мнению;

- является   неформальным лидером

руководящего им коллектива; общается во внеслужебное время без панибратства;

- постоянно хвалит учащихся за их фактически хорошие дела, очень осторожен в оценке по формальным показателям;

- умеет использовать положительные стимулы в своей педагогической деятельности и отдаёт им предпочтение.

- имеет чёткий перспективный план своих действий, избегая при этом излишнего «бумаготоворчества»; умеет видеть сначала человека, его дела, мотивы его поступков, а затем уже «бумагу» (план, справку, отчёт и т.д.);

- умеет проявить сам разумную инициативу, в то же время поддерживает её у учащихся; критически осмысливает свои действия; не пресекает критику и не преследует за неё;

- обеспечивая эффективность учебно-познавательной   деятельности уча-щихся, умеет не допускать их работы «на износ»;

- истинная, а не формальная забота о детях, помощь словом и делом;

- демократ никогда не бывает инициатором конфликтных ситуаций и умеет «погасить» конфликт;

- пользуется истинным неформальным авторитетом у учащихся.

 

Итак, реализуя определённый стиль руководства, т.е. используя характерную, типичную для себя систему педагогических приёмов и способов взаимодействия с учащимися, учитель влияет на формирование определённого типа взаимоотношений.

Учитель, осуществляющий демократический стиль руководства, считается самым эффективным учителем, т.к.:

-           он работает с классом в целом;

-         стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт школьника, его активность и потребности;

-           осуществляет личностный подход к учащимся;

-           он не имеет или не проявляет негативных установок;

-           не стереотипен в оценке и поведении;

-           не избирателен в контактах и не субъективен в оценках;

-         ориентируется на тесные контакты с учащимися и чаще вовлекает их в процесс оценки собственных ответов.

Проведённые в этой области исследования показывают, что различия между авторитарным и демократическим стилями руководства классом формально не сказываются на результатах учебной деятельности как таковой, однако весьма отчётливо влияют на характер эмоциональных процессов на уроках.

В классах, где преподают демократические учителя, наблюдается более активное взаимодействие учащихся при решении учебных задач, меньшее значение имеет дух соперничества; процесс учения в целом воспринимается школьниками более позитивно. Демократический стиль преподавания вызывает в эмоциональной сфере учащихся благоприятные последствия.

Использование учителем авторитарного стиля общения формирует в ребёнке чувство тревожности, вызывает подавленное состояние, чувство своей никчемности, неспособности быть успешным. Как следствие такого состояния развиваются детские неврозы на почве учебных неуспехов. Невроз в развитой форме имеет следующие проявления:

- дискомфорт, острая избирательность в общении, сужение круга лиц, с которыми человек чувствует себя спокойно, раскованно;

- колебания самооценки, самооценка может высоко взметнуться вверх и резко падать, особенно в присутствии значимых лиц;

- дефицит активности в присутствии значимых лиц, речевая заторможенность может резко сменяться безудержной болтливостью;

- плохое распределение и переключение внимания из-за постоянной сосредоточенности на собственных переживаниях и опасениях;

- повышенная тревожность, опасения (чаще всего бессознательные) конфликтов с окружающими.

Проблема отношений в учебном процессе отражает характер общения среди его участников и является сложнейшим фактором совместной учебной деятельности учителя и учащихся. Отношения эти, к сожалению, привносятся чаще всего учителем, который ориентируется не столько на педагогическую целесообразность построения и организации совместной деятельности, сколько на предъявление авторитарных требований. Психологический барьер, возникающий при этом, углубляется постоянными, назойливыми упрёками, обвинениями учащихся в нерадивости, лености, отсутствии дисциплины. И именно это лишает ученика работоспособности, самоорганизации и самонастраивания в своей деятельности.

Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, действенно влияет на формирование нравственного сознания, социальной активности, положительных мотивов деятельности, устойчивого интереса к учению у школьников.

 

Диагностика особенностей стилей педагогической деятельности

Для диагностики особенностей стилей педагогической деятельности предлагаются две методики: опросник структуры темперамента В.М. Русалова и методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова.

Опросник структуры темперамента. Среди существующих методик диагностики темперамента (ОСТ) выделяется простотой в обращении и наиболее современной на сегодняшний день теоретической концепцией, положенной в его основу. Данная методика ориентирует не на изучение конкретных типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), а на диагностику основных его характеристик. Такой подход представляется наиболее обоснованным, поскольку известно, что в чистом виде выделенные типы темперамента по сути не существуют. Подавляющее большинство людей относятся к вариациям его основных типов. К тому же сегодня известно, что основных парадигм темперамента значительно больше, чем тех, что положены в основу выделения четырёх типов. Предлагаемая методика, разработанная В.М. Русаловым, направлена на исследование активности, которая представлена в виде трёх компонентов - эргичности (выносливости), пластичности, скорости и чувствительности.

Достоинством данного опросника является то, что вышеуказанные характеристики темперамента рассматриваются с учётом сферы жизнедеятельности человека: предметной или коммуникативной. Исходя из того, что смысл и содержание предметной деятельности (субъектно-объектное взаимодействие) и коммуникативной (субъектно-субъектное взаимодействие) совершенно различны, данная методика выделяет два разных аспекта темперамента: предметно - деятельностный и коммуникативный (или социальный). Опросник диагностирует два аспекта эргичности (предметный и коммуникативный), два аспекта пластичности, два аспекта скорости, а также два вида эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям. В предлагаемой трактовке темперамент выступает не только как совокупность формальных способов деятельности и общения, но и как совокупность формальных способов их эмоционального регулирования.

Опросник состоит из 105 вопросов, позволяющих надёжно измерять 8 выделенных шкал темперамента:

1)     предметная эргичности (вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, о стремлении к труду, степени вовлечённости в трудовую деятельность);

2)     социальная эргичности (уровень потребности в социальных контактах, общительность);

3)     пластичность (вопросы о лёгкости - трудности переключения с одного предмета деятельности на другой, о стремлении к разнообразию форм предметной деятельности);

4)     социальная пластичность (определяет лёгкость (трудность) переключения в процессе общения от одного человека к другому, а также разнообразие форм социального контакта);

5)     скорость, или темп (вопросы о скорости выполнения отдельных операций);

6)     социальный темп (выявление скорости характеристик речи в процессе общения);

7)     эмоциональность эмоциональная чувствительность к несовпадению между планируемым действием и его реальными результатами);

8)     социальная эмоциональность (вопросы, касающиеся чувствительности к неудачам в общении).

Для контроля социальной желательности введена специальная девятая шкала (шкала лжи), включающая девять вопросов на «ложь». Шкала включает утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете.

Опросник структуры темперамента основан на оценке испытуемым свойств темперамента. Самооценка позволяет вскрыть наиболее типовые, отражённые в индивидуальном сознании стилевые характеристики поведения человека, обобщённые конструкты его сознания относительно его поведения. Причём хотя ОСТ и основан на самоотчёте испытуемого, но характеризует весьма устойчивую структуру и минимально зависит от эмоционально­оценочных свойств личности обследуемых. (Стимульный материал с ключами, процедура обследования и интерпретации результатов прилагается.) .

Методика диагностики стиля взаимодействия. Методика состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не даёт возможности отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов. Из каждого блока испытуемый должен выбрать тот вариант, который больше соответствует его поведению. (Стимульный материал с ключевой таблицей и обработкой результатов прилагается.)

 

Возможные пути самокоррекции педагогического стиля учителя.

Общайтесь по Карнеги! Благодаря многочисленным публикациям имя американского психолога, специалиста по общению Дейла Карнеги стало популярным в нашей стране. Но все ли читали Карнеги? Пробовали ли использовать? Многие пролистали сочинение Карнеги как занимательную повесть, лёгкую, забавную, не более.

Свой курс Д. Карнеги строит во многом на отрицании той самой «вечной правоты», которая характерна именно для учителя. Гибкость, доброжелательность, понимание и учёт интересов другого человека, которые окупятся хорошим отношением к тебе, - вот краеугольные камни теории Карнеги. Вот некоторые из его «правил» (так их называет сам Карнеги):

«Если вы не правы, признайте это быстро и решительно». Опережающая самокритика, по мнению автора, позволяет перехватить инициативу, избежать ненужных столкновений и осложнений, позволяет в конце концов оставаться честным человеком.

«Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника». В педагогической практике встречаются учителя, которые слышат только себя. Карнеги рассказывает историю о том, как, побывав в роли учителя, убедился, что в общении с детьми особенно важно слышать их.

«Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника».

«Выражайте людям одобрение по поводу их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

«Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным».

Зная эти и многие правила общения, используя их в своём общении, учитель способен вовлечь учащихся в любой вид деятельности, завоевать авторитет и быть результативным.

Кроме этого, существуют различные упражнения, способствующие развитию умения педагогического общения.

1.    Вы ездите на работу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, служебное, общественное и семейное положение, биографию и т.д. Постарайтесь отдать себе отчёт, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.

2.                              Зайдите во время родительского собрания в класс, где вы не преподаёте. Попытайтесь проделать то же, наблюдая за родителями (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по классному журналу или в беседе с классным руководителем).

3.        Посетите урок в классе, где вы не преподаёте (желательно в 8 - 11), и понаблюдайте за учащимися. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: а) кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением? б) почему? (личностные качества); в) то же - наименьшей? г) почему? д)        укажите самого большого «индивидуалиста» в классе; е) постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Что может их связывать? Если это не удастся за один урок, посетите другие уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.

4.    Посетите вместе с кем-либо из коллег урок незнакомого вам (и ему) учителя, желательно в другой школе. Независимо друг от друга охарактеризуйте поведение этого учителя на уроке, пользуясь следующей схемой:

1)       доброжелателен, недоброжелателен;

2)     стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения, свободное поведение учащихся - авторитарен, третирует учащихся, не терпит возражений, собственного мнения, свободной манеры себя держать, одёргивает и всё время держит учеников под жёстким контролем;

3)     заинтересован, активен, «выкладывается» - безразличен, «себе на уме»;

4)     открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки - думает только о престиже, носит «маску», старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль;

5)     динамичен и гибок в общении, легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, «тушит» возникающие конфликты - негибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта;

6)     вежлив и приветлив с учащимися, уважает их достоинство, индивидуализирует общение с разными учащимися - общается только «сверху вниз», одинаков со всеми, не дифференцируя своего общения;

7)     может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему (конфликт) его глазами, создаёт у говорящего ученика впечатление, что его правильно понимают - всё видит только «со своей колокольни», невнимателен к говорящему, создаёт у него ощущение, что его не понимают;

8)     активен, всё время находится в общении, держит класс «в тонусе» - пассивен, пускает общение «на самотёк».

Оцените эти стороны поведения учителя по пятибалльной системе. Сравните оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случае расхождения попытайтесь вместе вспомнить, какие отдельные слова, поступки и т.д. привели вас и его к тому или иному мнению.

5.    Вы ведёте с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент «лидером контакта»), вы сейчас пассивный участник разговора - поддакиваете, подаёте реплики и т.д. Постарайтесь перехватить инициативу контакта, взять в свои руки лидерство. (Это не сразу вам удаётся; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)

6.    Наоборот: заставьте вашего собеседника стать лидером контакта. (Это гораздо труднее. Чтобы ещё больше усложнить оба задания, выберите в первом случае очень активного, а во втором - более пассивного партнёра.)

7.    Во время разговора заставьте себя не глядеть в глаза собеседнику (это крайне трудно). Постарайтесь осознать, в какие моменты разговора вам особенно хочется бросить на него взгляд. Вариант: всё время смотрите в глаза собеседнику; обратите внимание, когда вам особенно захочется отвести взгляд.

8.    В каждом классе у учителя есть симпатичные и не симпатичные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого другого общения с классом вступать в контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите коллегу прийти к вам на урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен. (Задача: он не должен суметь это определить.)

9.    У вас превосходное настроение. Попытайтесь вести себя в разговоре так, чтобы ваш собеседник, прервав вас, спросил: «Что это ты сегодня такой подавленный» Что случилось?» Усложнённая задача: добиться такого же эффекта с различными людьми.

Существует много различных упражнений, выполняя которые учитель сам, без чьей-либо помощи может откорректировать свой стиль общения. Естественно, для этого он должен чётко осознавать все погрешности своего педагогического общения и искренне желать хоть что-то изменить, чтобы быть более эффективным, а значит более реализованным, учителем.

У В.А. Сухомлинского есть замечательные строки: «Не сломать, а поднять, поддержать, не обезличить духовные силы ребёнка, а утвердить чувство его достоинства — только так нужно осуществлять свою власть над ребёнком. Если ребёнок делает что-то не так, как огня бойтесь сильных, волевых средств влияния на него. Сильные средства свидетельствуют о вашем бессилии. Не допускайте, чтобы в вашу лабораторию гуманизма ворвался стук кулака по столу и окрик. Пусть не привлекает вас перспектива увидеть подвижного, смелого, вечно неугомонного шалуна угасшим и угнетённым, с печальными глазами, согнутым и несчастным. Плохая это перспектива! Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной чести ребёнка. Помните, что шалун, у которого обо всём есть собственное мнение, на всё существует свой взгляд, - это ваше счастье; а безвольный, как тень, воспитанник, у которого собственные мысли выбиты из головы вашими сильными средствами влияния, человек, который безмолвно во всём подчиняется вам, - это ваше несчастье. Знайте, что невыдержанный шалун и забияка в нужную минуту проявит себя добрым, сердечным человеком, а безвольный, тот, кто безмолвно подчиняется, часто оказывается равнодушным, нередко жестоким, готовым переступить через беду ближнего во имя собственного благополучия. Сильные и волевые средства влияния — это средства, которые ломают волю ребёнка, делают его бессердечным».

 

 

 

Литература

1.     Березовик, Н.А. Проблемы педагогического общения: Пособие для педагогов. - Мн.: Ред. журн. «Адукацыя 1 выхаванне”, 1997.

2.     Зимняя, И.А. Психологические основы лекционной пропаганды. - М., 1980.

3.     Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань: Изд-во МГУ, 1969.

4.                          Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кондратьевой. - Мн.: Ред. журн. «Адукацыя 1 выхаванне”, 1997.


 

5.                          Скачано с www.znanio.ru