Байбекова А. Х.
МБОУ СОШ с.Маркино
Сосновоборского района
Пензенской области
ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
В. Г. БЕЛИНСКОГО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ
Россия богата талантами. Какую область культуры и искусства ни возьми, всюду целые плеяды гениальных личностей, чьи дарования признаны во всем мире. Не исключение и классическая художественная критика.
Пожалуй, один из самых известных русских критиков – Виссарион Григорьевич Белинский.
Сын провинциального врача рос не по летам развитым, наблюдательным и впечатлительным. Как сообщают биографы, первые уроки письма и чтения получил он от местной учительницы Ципровской, а отец – лекарь, дал понятие о латинском языке.
Любовь к родной литературе развилась в Белинском с самых юных лет. Он сам описывает, как он перечитывал без разбора все, что печаталось тогда в журналах, альманахах и собраниях сочинений. Еще, будучи учеником уездного училища, он "в огромные кипы тетрадей" списывал стихотворения и классиков русской литературы: Державина, Карамзина , Крылова и знаменитостей того времени: Станевича , Невзорова и др. То же самое продолжалось в период его пензенской гимназической жизни, когда особое впечатление произвели на него сочинения князя Одоевского и когда от преклонения перед Державиным и Жуковским он перешел к восторженному преклонению перед Пушкиным . Юноша сам пробовал писать, сочинять баллады, рассказы и считал себя, по его словам, "опасным соперником Жуковского".
Читая беспристрастные воспоминания живых свидетелей тех времен, нетрудно найти объяснение метаморфозе, которая якобы произошла с Белинским позднее. Как вещают официальные документы, он не проявлял усердия к науке и был исключен из списков пензенской гимназии «за нехождением» в классы.
Так ли это было? Воспоминания учителя пензенской гимназии М. М. Попова убедительно говорят о том, что страсть к знаниям в Белинском всегда была жива, но официальная наука пришлась не по душе ему, когда он был еще в самом юном возрасте. «Многое он понимал сам, своим пылким умом. Еще больше в нем набиралось сведений из книг, которые он читал вне гимназии. Бывало поэкзаменуйте его, как обыкновенно экзаменуют детей. – он из последних, а поговорите с ним дома, по – дружески, даже о точных науках – он первый ученик».
Любопытно будет отметить такой факт, что гимназиста Белинского и в то же время, те же преподаватели считали, что он писал сочинения лучше всех своих товарищей и даже получал награды за похвальные успехи. Отношение к нему было несправедливым. В связи с этим невольно вспоминается случай, который имел место с другим нашим земляком, страстным почитателем Белинского, М. Е. Салтыковым – Щедриным. Будучи уже маститым писателем. Он, любопытства ради. Написал вместо дочери заданное ей сочинение и получил за него от преподавателя гимназии…тройку. Можно предположить. Как себя чувствовал в атмосфере академической казенщины юный Белинский с его пылкой натурой. Пытливой любознательностью, рано развившимися способностями.
Белинский с детства обожавший русскую литературу, едва ли мог рассчитывать, что когда-либо его имя станет синонимом слова «критик». Однако жажда знаний, самоотверженность и трудолюбие были в нем настолько сильны, что он, не испугавшись нищеты и лишений, уехал в Москву, поступил в университет.
Первая половина XIX столетия – «Золотой век» русской культуры. Время гениев, время, когда бурлила общественная жизнь. Казалось, все молодые думающие люди занимались творчеством. Но найти свою дорогу смогли не все.
К счастью, В.Г.Белинскому это удалось. В.Г.Белинский был великим литературным критиком и публицистом. Открыто высказать свои мировоззренческие взгляды и политические убеждения он имел возможность только в письмах к друзьям. По вопросам литературы. Искусства он в какой-то мере, весьма осторожно, мог выступать в печати. «Кнутобойная, калмыцкая цензура», стоявшая на страже самодержавно-крепостнического строя, видела «крамолу» в каждом живом слове литератора и бессовестно кромсала рукописи авторов. Бывших на подозрении у знаменитого «Третьего отделения».
Но можно ли было отбить у Белинского охоту писать о родной русской литературе, если в этом он видел свое призвание, высокую цель и средство борьбы с ненавистным строем. «Пока в душе останется хоть искорка, - читаем мы в одном из его писем, - а в руках держится перо, - я действую…Мы живем в страшное время, судьба налагает нас схиму, мы должны страдать. Чтобы нашим внукам было легче жить…Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку «Отечественных записок». Я – литератор – говорю это с болезненным и вместе радостным и гордым убеждением. Литературе расейской моя жизнь и моя кровь…»
Одно из таких стихотворений "Русская Быль" (написанное уже в эпоху студенчества, в 1831 г.) дошло до нас, так как было тогда же напечатано. Но к этому времени Белинский уже отказался от поэтического творчества; он решил, что оно не для него, и в конце 1830 г. перешел к другой отрасли искусства: он стал писать в прозе драму "Дмитрий Калинин". На трагедию эту Белинский возлагал большие надежды. Он не только был под обаянием "лестной сладостной мечты о приобретении известности", но надеялся также и "разжиться казною". В это время Белинский был казенно-коштным студентом, но с ненавистью относился к этому "казенному кошту". В конце 30-го года, когда в Москве свирепствовала холера, в университете был карантин, и студенты были заперты в нем в течение трех осенних месяцев. Этим временем невольного отдыха Белинский воспользовался кружке с большим успехом, а затем представил в университетскую цензуру для напечатания. О последующем сам Белинский так рассказывал в письме к своему отцу: "Прихожу через неделю в цензурный комитет и узнаю, что мое сочинение цензуровал Л.А. Цветаев, заслуженный профессор, статский советник и кавалер... Не буду много распространяться, скажу только, что мое сочинение признано было безнравственным, бесчестящим университет, и о нем составили журнал. Но после дело это было уничтожено, и ректор сказал мне, что обо мне ежемесячно будут даваться особые донесения". Товарищи Белинского в своих воспоминаниях рассказывают подробнее, что профессора-цензоры обрушились на Белинского, пригрозили ему ссылкой в Сибирь, каторгой или солдатчиной; это так потрясло Белинского, что он в тот же день слег в больницу. Сперва это дело кончилось для Белинского сравнительно благополучно: "Начальство обо мне забыло и думать, - писал Белинский родителям в мае 1831 г., но тут же он прибавлял: - правда, при первом случае начальство не умедлит напомнить мне, что знает меня". И действительно, полтора года спустя Белинский был исключен из университета (в сентябре 32 г.) под предлогом "слабого здоровья и ограниченности способностей". Несомненно, что действительным предлогом было "дурное направление" Белинского, выразившееся в этой его юношеской трагедии "Дмитрий Калинин". Трагедия эта направлена против крепостного права. Герой этой драмы, Дмитрий Калинин, выражает одну из центральных мыслей ее в горячем монологе: "Кто дал гибельное право одним людям порабощать своей властью волю других подобных им существ, отнимать у них священное сокровище - свободу? Кто позволил им ругаться правами природы и человечества? Господин может для потехи или для рассеяния содрать шкуру со своего раба; может продать его, как скота, и выменять на собаку, на лошадь, на корову, разлучить его на всю жизнь с отцом, с матерью, с сестрами, с братьями, и со всем, что для него мило и драгоценно. Милосердный Боже, отец человеков, ответствуй мне: Твоя ли премудрая рука произвела на свет этих змиев, этих крокодилов, этих тигров, питающихся костями и мясом своих ближних и пьющих, как воду, их кровь и слезы". Целый ряд подобных тирад, направленных против крепостничества, делали эту трагедию разумеется совершенно нецензурною для того времени; но еще более, быть может, нецензурным была другая сторона драмы - обвинение в крепостничестве не человека, а Бога, ряд монологов, направленных не против тиранства господ, а против тиранства Божественной Воли. Герой драмы, Дмитрий Калинин, сын дворовых людей, с детства воспитывался в семье своего помещика-владельца, Лесинского, и полюбил дочь своего приемного отца Софию. Не думая о "пустых обрядах", они отдались друг другу. И в то время, как Дмитрий собирался во всем признаться и повиниться своему приемному отцу, - отцу Софьи, - он получает известие, что его приемный отец умер, и что ненавидящая Дмитрия семья Лесинских приказывает ему вернуться в деревню и быть лакеем при свадьбе Софьи, которая будто бы выходит замуж за князя. Дмитрий появляется на балу у Лесинских, происходит ссора, и он убивает одного из братьев Софьи, жестокого и злого рабовладельца. Потом, по просьбе Софьи, он убивает ее и перед тем, как убить себя, случайно узнает, что он, Дмитрий, побочный сын Лесинского и таким образом брат Софьи. И вот Дмитрий Калинин, кровосмеситель, братоубийца, проклинает память своего отца, проклинает весь мир и закалывается. Эта юношеская драма Белинского переполнена трескучими монологами, драматическими эффектами и вообще является вполне незрелым, почти детским произведением; но тем не менее ее следует признать произведением чрезвычайной важности для характеристики всего Белинского и его дальнейшего мировоззрения. Сущность драмы не столько в постановке вопроса социального, сколько этического, философского и религиозного: мало того, что люди тираны, кровопийцы, рабовладельцы; не таким ли является и Бог, который позволяет свершиться тому, что свершилось с Дмитрием Калининым? И Дмитрий Калинин готов проклясть за это Бога: "Ты Существо Всевышнее, - восклицает Дмитрий, - скажи мне, насытилось ли Ты моими страданиями, натешилось ли моими муками, навеселилось ли моими воплями, упилось ли моими кровавыми слезами?.. Кто сделал меня преступником? Может ли слабый смертный избежать определенной ему участи? А кем определяется эта участь? О, я понимаю эту загадку!.." И Калинин решает, что "Бог наш отдал нашу несчастную землю на откуп дьяволу". С этим сталкивается точка зрения добродетельного резонера драмы, друга Дмитрия - Сурского, который отстаивает веру в благость Промысла, веру в гармоничность мира и жизни. Таким образом в юношеском произведении Белинского были предвосхищены все три основные позднейшие взгляда его на мир, на жизнь и на человека. А, именно, до конца 30-х годов Белинский все ревностнее и горячее отстаивал в своей литературной деятельности эту точку зрения добродетельного резонера Сурского, оправдывая Бога и признавая разумным все существующее. В самом начале 40-х годов Белинский потерял эту свою веру и стал повторять в своих произведениях то, что некогда вложил в уста Дмитрия Калинина. И, наконец, во второй половине 40-х годов, придя к новой вере в нового Бога, - к вере в социальность, - в новые формы общественного устройства, Белинский только развивал те социальные мотивы, которые впервые прозвучали в его юношеской драме. И таким образом Дмитрий Калинин совершенно неожиданно для Белинского заключил в себе в зачаточном виде все дальнейшее развитие мировоззрения великого критика. К литературной работе Белинский приступил вскоре после своего исключения из университета
Историческая заслуга В.Г.Белинского состоит прежде всего в том, что он создал науку о литературе. Создал историю литературы, он поднял литературную критику до высоты общественной критики. Он дал подлинно научное определение искусству и литературе, как мышлению в образах
К оценке творчества того или иного писателя он подходил с общественных позиций, в выводах был строг и самостоятелен, не в его натуре было «хитрить» и «говорить вполовину». Развращенные вкусы избранного общества, воспитанного на побрякушках придворных пиитов и чужестранных романистов, вызывали в нем только иронию. Пламенным словом критика – трибуна он приветствовал рождение национальной русской литературы, отражающей интересы общества, а не пресыщенные вкусы придворной знати.
Уже в первых литературно - критических статьях «Литературные мечтания», которые печатались в сентябре – октябре 1834 года, Белинский зло высмеивает литераторов типа Кукольника, Булгарина, Греча, которые пресмыкались перед царем и его окружением, услаждая их вкусы литературными безделушками. Вместе с тем он прославляет Пушкина, «поэта русского по преимуществу, Пушкина, в сильных и мощных песнях которого впервые пахнуло веяние жизни русской».
Автор «Литературных мечтаний» полон веры в великое будущее русской литературы, ибо новое поколение литераторов, подобных Пушкину, открыло для народа «тайну поэзии». Очарованный русским народным творчеством, считая его лучшим в мире, поэзией Пушкина, о которой «нельзя и говорить обыкновенным человеческим языком», Белинский в каждом своем выступлении с трибуны литературной критики призывает писателей обращаться к русским темам, решительно отвергая низкопоклонство перед иностранщиной. «Русская история, - внушал он писателям, - есть неистощимый источник для романиста и драматика; многие думают напротив, но это потому, что они не понимают русской жизни и меряют ее немецким аршином».
Великий критик настойчиво воспитывал в писателях большое, благородное чувство любви к русской теме. К русским людям, считая патриотизм важнейшим принципом в понятии народности литературы. Патриотизм он расценивал естественным состоянием русского человека. «В полной и здоровой натуре, - писал он, - тяжело лежат на сердце судьбы родины; всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством».
Назначение писателя Белинский видит, прежде всего в исполнении им своего общественного гражданского долга. Попытку «оторваться от общества и затвориться в себе» он называет «плохим убежищем». Писатель обязан быть деятельным членом общества, быть «гражданином, сыном своего общества и своей эпохи. Слить свои стремления с его стремлениями…»
Прививая писателям демократические, революционные традиции, Белинский требовал, чтобы они стояли ближе к жизни, не отрывались от современности. «Поэзия, - говорил он, - есть выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь». Писатель обязан не только изображать действительность, но и высказать о ней свое мнение, вынести свой приговор, чтобы читатели видели в нем «не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству». Ту поэзию, которая и своими корнями не была связана с действительностью, не бросала на нее свет, не объясняла ее, великий критик называл делом от безделья, невинным, но пустым препровождением времени, игрой в куклы и бирюльки, занятием пустых людей. Творчество истинно талантливого писателя должно быть тесно связано с историческим развитием общества, ибо писатель – сын общества, сын эпохи.
Вот почему великий критик в оценке творчества писателя выдвигал главным критерием содержание его произведений. Его интересует, прежде всего тема произведения и отношение писателя к изображаемым событиям. «Будь повесть хоть расхудожественна, - пишет он, - да если в ней нет дела, - то я к ней совершенно равнодушен». Это был блестящий ответ поклонникам теории «чистого искусства», которые все достоинства произведения видели лишь в узеньком понятии «художественности», лишь в потрафлении «изящным» вкусам избранных. Основоположник русской литературной критики с презрением отверг теорию «чистого искусства», пришлую к нам с Запада, обнаружив ее антинаучный и антинародный характер. Русская литература и искусство, имеющие великие традиции и прекрасное будущее, должны были изгнать эту чужестранницу с русской почвы.
Писатель обязан реалистически воспроизводить жизнь, а не поправлять и не приукрашивать ее, ибо «все не верное действительности есть ложь и обличает не талант, а бездарность. Искусство есть выражение истины, и только одна действительность есть высочайшая истина». Вот почему великий критик с таким негодованием писал об окололитературных дельцах типа Булгарина, Греча, Сенковского и других, которые покупали благосклонность самодержца ценой извращения действительности. Ненависть к тем, кто «ради денег ковылял по проселочным дорожкам жизни», была так велика, что Белин6скому, как он признается в одном из писем, «хотелось бы быть их палачем».
Зная цену жизни, испытав на себе все жизненные невзгоды, которые в ту эпоху встречались на многотрудном пути литератора, юный Белинский, только еще начавший литературную карьеру, приходит к выводу, что жизнь «невеселое пиршество, не празднественное ликование, но поприще труда, борьбы, лишений и страданий». Писатель, не имеющий права грешить перед истиной, обязан показывать жизнь такой, как она есть. Поэт, который хочет заслужить признание народа, не может забывать о том, что «поэзия прежде всего есть жизнь, а потом уже искусство».
Реализм Белинский понимал, как отражение типических явлений общественной жизни, типических характеров, как художественное обобщение, «у истинного таланта, - говорил он, - каждое лицо – типе и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец». В этом отношении Белинский высоко ценил творчество Гоголя и противопоставлял его типическим образом ходульных героев другого автора, которые «сбиты на одну колодку и отличаются друг от друга только именами».
Белинский требовал от писателей простоты изображения, предостерегал их от увлечения «одним огромным,…поражающим, эффектным, блестящим, ярким. Все истинное и великое – просто и скромно». Считая простоту необходимым условием художественного произведения, он отрицал всякое внешнее украшение, всякую изысканность, в погоне за которой писатели иногда забывают, что только «простота есть красота истины».
Реализм не означает безразличное отношение художника к тому, что он изображает. Нейтральной литературы не существует. Реализм эпохи Пушкина – Белинского и их последователей получил определение в истории нашей литературы, как критический реализм. Являясь основоположником метода критического реализма в литературе, Белинский видел основную задачу литераторов своего времени в обличении социальной несправедливости и беспощадном отрицании самодержавно – крепостнического строя. Вот почему он с такой похвальной настойчивостью прививал нашей литературе и искусству социальные, демократические, революционные тенденции.
«Общественные вопросы в наше время, - подчеркивал он, - сделались для всех интересами первой степени, стали во главе всех других вопросов».
Односторонняя направленность метода критического реализма в сторону критики и отрицания несправедливого социального строя не смущала Белинского. Он видел свою пользу, свое добро в этом методе и потому, что «привычка, верно, изображать отрицательные явления жизни даст возможность тем же людям или их последователям, когда придет время, верно изображать и положительные явления жизни»…Изменится обстановка, рухнет несправедливый строй, возникнут новые отношения между людьми, естественно, претерпит изменения и сам метод критического реализма. О новых общественных отношениях, о новых людях нельзя уже будет писать по – старому, ибо человек – сын определенной эпохи, ибо «люди, по своей натуре, более хороши, нежели дурны, и не натура, а воспитание, нужда, общественная жизнь – делают их дурными». Таким образом, сформулировав черты метода критического реализма, Белинский отлично представлял себе его преходящий характер.
Создав науку о литературе, расшифровав понятие народности литературы – ее патриотический, демократический, реалистический характер, Белинский требовал от писателей создавать такие произведения, которые бы возвышали и расширяли дух человека, воспитывали в нем качества гражданина – бойца, готового «на великодушную борьбу с невзгодами и бурями жизни». Статьи и письма самого Белинского являли писателям пример такой бодрости, глубокой веры в великое будущее русского народа и родной русской литературы, которой «Неистовый Виссарион» отдал всего себя, «сделал ее главным интересом своей жизни». Каждое его выступление по вопросам литературы и искусства пропагандировало основы новой эстетики, которые он провозгласил и отстаивал со всей страстью, неистовством своей огненной натуры ученого – трибуна. Глубокое знание мировой литературы, горячая любовь к родной русской литературе и понимание ее задач позволили Белинскому стать учителем, наставником наших литераторов. К его трибуне собирались все передовые. Прогрессивные деятели литературы и искусства. Жадно прислушиваясь к авторитетному слову великого критика, ставшего совестью общества, признанным руководителем общественной мысли в России.
Не было в России другого человека, который бы так знал русскую литературу, так дорожил ее успехами и так радовался появлению в ней нового таланта. Его многочисленные критические статьи ив журналах, ежегодные обзоры русской литературы с их всегда глубоким историческим анализом – были лучшей школой для писателей и деятелей искусства, ибо никто не мог сравниться с Белинским по глубине обобщения и непогрешимому эстетическому чутью. Он открыл для нас истинное значение творчества Пушкина – гения русской поэзии. Родоначальника новой русской литературы. Он раскрыл всю глубину творчества великого реалиста, поэта «жизни действительной» - Гоголя. Для него был великий праздник, когда «на Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов». Приветствуя своего великого земляка, он восклицает: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого!» Он пропагандирует передовые идеи Герцена. С братской нежностью он относится к народному певцу Кольцову. Он анализирует творчество Фонвизина, Державина, Карамзина, Крылова, Грибоедова, Григоровича, Тургенева, Достоевского, Некрасова и многих других представителей русской и мировой литературы. Он выступает и как литературный критик и как историк литературы, дав ее научный очерк, начиная со времен великого Ломоносова. Он выступает как фольклорист, являясь первым почитателем и знатоком устного народного творчества. Он пишет статьи по лингвистике. Он выступает и как театровед, увлекаясь театром «со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатления изящного». Он выступает как публицист, защищая передовых русских литераторов от нападок реакционных журналистов – Булгарина, Греча, Сенковского, Шевырева и других.
Совершенно исключительное место в истории русской публицистики занимает его знаменитое «Письмо к Гоголю», в котором Белинский подвергает уничтожающей критике самодержавно – крепостнический строй России. И хотя за чтение этого письма люди шли н эшафот, революционная молодежь знала его наизусть. Высокую оценку этому изумительному документу, написанному кровью сердца «Неистового Виссариона», дали великие люди того времени, сказав. Что «знаменитое «Письмо к Гоголю», подводившее итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору».
На принципах, которые прививал нашей литературе великий Белинский, воспиталось целое поколение русских писателей. Отношение передовых русских писателей к своему великому учителю хорошо выразил один из идейных наследников Белинского – Н. А. Добролюбов, чья великая могила на Волковом кладбище расположена рядом с могилой Белинского: «Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением».
Жизнь и деятельность Белинского – гениального литературного критика, философа – материалиста, великого патриота и революционного демократа составляет яркую страницу в истории общественного движения в России. В истории нашей великой родины.
Всенародным почетом и уважение окружено в нашей стране незабвенное имя «Неистового Виссариона» - славного сына выдающейся русской нации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.