Бенцман Галина Александровна учитель немецкого языка МБОУ "СШ № 8 с углубленным изучением иностранных языков" города Смоленска
Я хотела бы рассказать о системе работы по подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ, сложившейся у нас в школе.
Экзамен, на мой взгляд, сложный, но если ученик работает кропотливо и вдумчиво с первых лет обучения языку, всегда выполняет домашние задания, пытается понять и разобраться в том, что ему непонятно, то тогда экзамен не так уж и сложен! От такой кропотливой работы складывается у ученика прочный фундамент знаний по предмету.
ЕГЭ (Единый государственный экзамен) по немецкому языку состоит из двух частей:
письменной, которая в свою очередь состоит из четырех разделов:
- Аудирование
- Чтение
- Грамматика и лексика - Письмо
и устной части, состоящей из 4-х заданий:
- чтение текста,
- к рекламному объявлению нужно задать 5 вопросов на основе ключевых слов,
- монологическая речь (выбрать одну из трех фотографий и описать её на основе плана),
- Монологическая речь (сравнить две фотографии также на основе предлагаемого плана).
Мне кажется, ученик может только тогда сдать успешно экзамен, если он знает требования, предъявляемые по каждому виду речевой деятельности, а также критерии оценивания заданий.
Еще в 10 классе считаю нужным познакомить учеников с форматом заданий ЕГЭ и критериями их оценки.
Итак, цели перед учащимся поставлены, критерии оценивания известны, и следующий этап нашей работы – это подготовка.
Видов деятельности много, и если к ЕГЭ готовить ученика, то, как практик, могу сказать, что урочного времени совсем не хватает, т.к. есть программа, которую учителю необходимо выполнять.
Поэтому приходится изменять постановку заданий, данных в учебниках, подстраивать их под формат ЕГЭ, чтобы у ученика вырабатывались навыки работы с этими заданиями, перестраивать процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
Но мне кажется, что этого совсем недостаточно. И потом не все же учащиеся в классе хотят заниматься этими заданиями, мотивируя тем, что они этот экзамен не сдают. На мой взгляд, ни один из нам известных учебников не содержит заданий, которые бы готовили ученика к ЕГЭ. Поэтому к каждой теме приходится выбирать задания формата ГИА.
В старших классах продолжается кропотливая работа над всеми видами речевой деятельности, о которых так подробно рассказала Т.И. Осипенко.
Сам главный принцип – кропотливо и систематически.
Поскольку у каждого серьезного ученика уже есть приличный словарный запас и базовые знания грамматики, считаю главным – научить его аргументировано высказывать свою точку зрения. Повторяя по мере необходимости основные грамматические явления.
Учу ученика объяснять то или иное событие в тексте другими словами, тем самым развивая компенсаторные умения и расширяя словарный запас.
И, наконец-то, мы добрались до трудных заданий – это письмо личного характера и сочинение-рассуждение. Прежде чем учить ребенка, я сама училась писать эссе, выдерживая все требования и естественно, укорачивая время на его написание.
На выполнение этих заданий, как известно, отводится 80 (20 + 60) минут.
Советую ученику написание личного письма довести до минимума, минут 8-10! Таким образом, ребенок выигрывает дополнительное время на написание эссе, которое требует, на мой взгляд, более тщательного продумывания, логической структуры и правильного грамотного написания.
И обязательно выучиваем клише и для письма, и для эссе, которые помогут ученику выстроить логически верно текст.
Опять же хотелось бы сказать несколько слов о проблемах (темах) эссе.
Например, такая тема «Guter Geschmack ist besser als ein schlechter Geschmack, aber ein schlechter Geschmack ist besser als gar keiner“ или другая тема "Es ist sicherlich eines des größten Vorurteile, selbst zu glauben, keine Vorurteile zu haben", думаю, вызовет определённые затруднения не только у учащегося, да ещё учитывая волнение на экзамене, но даже у проверяющего данное эссе преподавателя.
Всем учителям-практикам очевидно, что КИМы представляют завышенный уровень трудности по тематике и лексическому наполнению и заявляют по некоторым разделам уровень С1/2 по международной шкале.
Но написание эссе (задание № 40) также, на мой взгляд, перестанет быть устрашающим, когда напишешь их несколько десятков, в режиме строго установленного времени. Приучаю детей писать письма и эссе на листах формата А-4, чтобы вырабатывалась привычка видеть примерный объем написанного.
И немного о заданиях устной части.
Нам кажется первое задание не должно вызвать трудностей, ученик должен лишь знать критерии оценивания.
Слайд 5 Мы выработали советы по подготовке задания 1:
• Подробно разберите правила чтения
• Регулярно читайте вслух тексты из учебников
• Проверяйте по словарю чтение иностранных слов
• Читайте тексты с экрана компьютера
• Записывайте на диктофон свое чтение
• Заведите словарь трудных слов
Слайд 7Диалог-расспрос (задание № 2) не должен вызывать трудности у учащихся, если с первых дней на уроках ведется работа по обучению задавать вопросы, единственное, что надо тренировать учащихся на выполнение этого задания в режиме установленного времени и тренировать интонацию.
• Выучите правила постановки вопросов разных типов
• Регулярно тренируйтесь в постановке вопросов, придумывая различные ситуации
• Фотографируйте рекламные баннеры на улицах города для тренировки
• Записывайте на диктофон свои вопросы
• Установите на мобильном устройстве таймер отведенного времени
В заданиях С-3 и С-4 учащийся должен сказать 12-15 предложений за две минуты.
Оцениваются по трем параметрам
Решение коммуникативной задачи (содержание)
Организация высказывания
Языковое оформление высказывания
В задании 3 ученик должен выбрать из трех картинок одну и описать её согласно плану:
Советы по эффективной подготовке к заданию 3
Подготовьте вступительные и заключительные фразы
• Продумайте варианты логических переходов
• Записывайте в словарь наиболее употребительные выражения
• Тренируйтесь на фотографиях из повседневной жизни
• Записывайте на диктофон свои ответы, установив таймер
Советы по эффективной подготовке к заданию 4
• Помните, что это единственное задание высокого уровня сложности!
• Подготовьте вступительные и заключительные фразы
• Помните о разнообразии грамматических структур и лексики
• Не забывайте о хорошем темпе речи
• Продумайте варианты логических переходов от одного пункта плана к другому
• Записывайте в словарь наиболее употребительные устойчивые выражения, слова-связки
• Тренируйтесь на фотографиях из повседневной жизни
• Записывайте на диктофон свои ответы, установив таймер
Думаю, работая в системе, четко ставя цели предстоящей работы, Вашим обучающимся удастся показать на экзаменах прекрасные результаты! Ведь гений – это один процент вдохновения и 99 процентов пота!!!
Успехов Вам и Вашим ученикам!!!
Критерии оценивания задания 1
|
1 |
0 |
|
Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более 5-ти фонетических ошибок, в том числе 1- 2 ошибки, искажающие смысл. |
Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более 5ти фонетических ошибок, ИЛИ сделано 3 и более фонетические ошибки, искажающие смысл. |
|
1 |
0 |
|
Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия |
Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации |
Советы по эффективной подготовке к заданию 2
•Выучите правила постановки вопросов разных типов
•Регулярно тренируйтесь в постановке вопросов, придумывая различные ситуации
•Фотографируйте рекламные баннеры на улицах города для тренировки
•Записывайте на диктофон свои вопросы
•Установите на мобильном устройстве таймер отведенного времени
Критерии оценивания задания 3 и 4
|
Решение коммуникативной задачи (содержание) |
3 |
Коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развёрнуто отражает все аспекты, указанные в задании (12–15 фраз) |
2 |
Коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), ИЛИ один-два раскрыты неполно (9–11 фраз) |
1 |
Коммуникативная задача выполнена не полностью: два аспекта не Раскрыты (остальные раскрыты полно), ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (6–8 фраз) |
0 |
Коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: три и более аспекта содержания не раскрыты (5 и менее фраз) |
Примечание. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» ВСЁ задание оценивается в 0 баллов.
Критерии оценивания задания 3 и 4
|
Организация высказывания |
2 |
Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно |
1 |
Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная И/ИЛИ заключительная фраза, И/ИЛИ средства логической связи используются недостаточно |
0 |
Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершенного характера; вступление и заключение отсутствуют; средства логической связи практически не используются |
Критерии оценивания задания 3 и 4
|
Языковое оформление высказывания |
2 |
Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок) |
1 |
Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых) |
0 |
Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (пять и более лексикограмматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок |
Советы по эффективной подготовке к заданию 3
•Подготовьте вступительные и заключительные фразы
•Продумайте варианты логических переходов
•Записывайте в словарь наиболее употребительные выражения
•Тренируйтесь на фотографиях из повседневной жизни
•Записывайте на диктофон свои ответы, установив таймер
Aufgabe 4. Sehen Sie sich zwei Fotos an. Sie sollen die zwei Fotos vergleichen und anschließend darüber berichten, was beide Fotos unterscheidet und verbindet. Halten Sie sich dabei an folgenden Plan:
• beschreiben Sie kurz beide Fotos
• sagen Sie, was beide Fotos gemeinsam haben • sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet
• sagen Sie, welche Freizeitbeschäftigungen Sie vorziehen
• erklären Sie, warum
Sie haben 1,5 Minuten Zeit zur Vorbereitung und danach höchstens 2 Minuten Zeit zum Sprechen. Sprechen Sie in zusammenhängenden Sätzen.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.