Статья по теме:
Подготовила
учитель начальных классов,
Кагирова З.Ю.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов.
Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления собственного здоровья детей. Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
Для учащихся основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.
Используемая система работы способствует осознанию необходимости сохранения и укрепления здоровья детей, создание условий для развития функциональных возможностей организма ребёнка и удовлетворения потребностей в двигательной активности, формирование представлений о здоровом образе жизни, правильном питании; воспитание санитарно-гигиенических навыков.
В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами, у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, вдавливают голову в плечи и т.д., а в группе продленного дня дети должны опять сидеть за партами во время внеурочной деятельности и т.п. и детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаши, газеты, комочки ваты, стулья и т.д.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек-заданий, которые учитель и воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию детей.
Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время уроков, в группе продленного дня, во время тренингов, внеклассных и спортивных праздников. Подготовка к этим играм нетрудоемкая – книги, ручки, ластики, стулья всегда под рукой. Стаканчики из-под йогурта, вату тоже нетрудно найти. Зато такие нестандартные упражнения подготовят учащихся к усвоению трудного материала, разнообразят школьную жизнь. Вату можно покрасить в разные цвета. Кто-то может посчитать, что карандаш в качестве предмета для игровых разминок – очень опасно. Но это совершенно неверно. Дети должны видеть возможность использовать любой предмет для разминок. При этом дети учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.
Возможность мять вату, бумагу в маленькие комочки незаметно помогают преодолеть детскую агрессию, выплеснуть отрицательные эмоции, активно расслабиться, преодолеть внутреннюю неловкость, тревожность за свои действия, детский страх.
Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся, а также спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования.
Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.
Отдельное внимание отвожу гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, систематически проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся.
В режим дня ГПД начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
- физкультминутки, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», «День и ночь» и др.
-спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета» и др.
-общешкольные спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;
-Дни здоровья;
-выпуски буклетов, конкуры рисунков, плакатов по здоровому образу жизни.
Деятельность в группе продлённого дня организовывается в соответствии с санитарно-гигиеническими и педагогическими требованиями – это особый распорядок и разные формы и методы воспитательного взаимодействия с ребёнком. Очень важно чётко спланировать время учащихся с учётом возраста, необходимое на обучение, питание, отдых, самоподготовку. Рациональное чередование этих компонентов положительно влияет на здоровье учащихся и их работоспособность.
В режиме продлённого дня ежедневно отведены занятия на воздухе. Они проводятся в следующих формах: спортивный час, прогулка, подвижные и спортивные игры, соревнования, занятия и общественно - полезный труд детей.
Предлагаю вам остановиться на разработке проведения
спортивного часа по теме: «Режим дня- мы друзья».
Цели:
1. убедить детей в необходимости и важности соблюдения и выполнения режима дня.
2. закрепить знания об утренних процедурах, о необходимости выполнения зарядки.
3. учить детей активному отдыху.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
- Сегодня мы проводим игру- путешествие «РЕЖИМ ДНЯ- МЫ ДРУЗЬЯ.»
- На этом занятии поговорим как правильно строить режим дня и, как от него зависит ваша успешная учёба.
Правильный режим — дня - это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в тоже время позволяет успешно выполнить все задания и хорошо отдохнуть.
Путешествовать будем по станциям.
1 станция: «УТРО НАЧИНАЕТСЯ»
- Ребята, вы все прочитали название станции? Как начинается ваше утро?
Очень важно, с каким настроением человек проснулся, как он начал свой день. А от чего зависит ваше настроение утром?
Самое главное, просыпаешься ли ты утром отдохнувшим. Недаром в народе говорят: «Сон- лучшее лекарство»
Почему утром иногда не хочется вставать, хочется поваляться в постели и даже спать? Очень важно вовремя ложиться спать, и вставать надо в одно и тоже время. А как нужно правильно просыпаться, вставать с постели?
- Нельзя сразу вскакивать с постели. Лёжа на постели нужно потянуться и зевнуть, широко открыв рот, чтобы наши мышцы и органы дыхания привести в порядок.
Что вы делаете после того как встали с постели? Кто из вас утром делает зарядку?
Обязательно при выполнении утренней зарядки открыть форточку. Давайте, мы тоже с вами выполним зарядку.
ЗАРЯДКА.
1.Исходное положение- основная стойка, руки к плечам. 1- левую ногу назад на носок, руки в стороны; 2- и.п. То же другой ногой повторить по 4 раза в каждую сторону. Дыхание в произвольном ритме.
2.И.п.- основная стойка. 1-руки в стороны; 2- руки к плечам; 3- руки в стороны; 4- и.п. Повторить 8 раз. Дыхание в произвольном ритме.
3.И.п.- основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах и с поворотами в правую и левую стороны. Выполнить 32 прыжка(4х8). Дыхание в произвольном ритме.
4.И.п.- основная стойка, руки на поясе. 1- руки в стороны; 2- мах левой ногой вперёд, хлопок в ладоши под ногой; 3- руки в стороны, опустить ногу; 4- и.п. То же правой ногой. Повторить по 4 раза каждой ногой. Дыхание в произвольном ритме.
5.И.п.- широкая стойка. 1- наклон влево, левая рука скользит вниз, правая сгибаясь, скользит вверх; 2- и.п.; 3- 4- то же в другую сторону. Повторить в каждую сторону по 5 раз. Дыхание в произвольном ритме.
6.И.п.- правая рука вверху. 1-2- рывки руками назад; 3-4- то же самое со сменой положения рук (6-8 повторить).
- Что вы делаете после зарядки? (умываемся, застилаем постель, чистим зубы.)
Как правильно чистить зубы?
ПРАВИЛА.
1. ворсинки зубной щётки должны быть мягкими.
2. зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения щётки сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
3. кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
4. не забудьте почистить язык.
5. следует регулярно менять зубную щётку.
- А теперь настало время завтрака. Завтрак должен быть плотным. Мы должны съесть утром примерно четвёртую часть дневной нормы калорий. Почему? Выбери, что можно есть на завтрак?
ЗАДАНИЕ: выбрать нужные карточки- каша, хлеб, конфеты, чай, творог, молоко, пирожное, бутерброд с колбасой, с сыром, Хлеб с маслом, халва, варенье, печенье.
- Очень полезно по утрам есть кашу. Каша- исконно русское блюдо. Самые древние каши- пшенная, манная, овсяная. Недаром про хилых людей говорят: «Мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай- в знак примирения врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сварить»
2 станция: «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ- ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ»
- Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, обтирайся.
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся.
- Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем говорить на этой станции? Правильно, о пользе различных продуктов и правильном питании.
Сколько раз в день человек должен питаться?
Как называется приём пищи утром, в обед, вечером?
Каким должен быть завтрак, обед, ужин?
Какую пищу надо есть, чтобы быть здоровым?
Пища должна быть разнообразной, меньше мучного и сладкого, отдавать предпочтение овощам, фруктам, молочным продуктам.
- Чем полезны фрукты и овощи?
Вы, наверное, знаете о важности витаминов для жизнедеятельности организма.
- Всякому нужен и завтрак, и обед, и ужин. Ужинать надо не позднее, чем за 2 часа до сна. Это должна быть легко усваиваемая пища.
ЗАДАНИЕ: игра: «Подоим коровушку»
Дети по очереди переносят ложкой воду, покрашенную белой краской, из тарелки в стакан. У кого больше воды в стакане, тот и победил.
- Запомним золотые правила питания:
- главное- не переедайте.
- ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
- перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
3 станция: «ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»
- На этой станции вам надо вспомнить, что нужно знать о выполнении домашнего задания. В какое время вы обычно начинаете готовить домашнее задание?
Время выполнения дом. Задания должно быть постоянным. Лучше всего садиться за уроки в 16 часов. После того как немного отдохнули.
Сколько часов надо выполнять домашнее задание?
В 1классе нет домашнего задания, дети занимаются развивающими играми, во 2 классе- 1,5 часов, в 3 классе- 2 часа.
Эти формы рассчитаны на сосредоточенное целеустремлённое занятие.
Как быстро настроиться на работу, как захотеть выполнять домашнее занятие?
- попробуй начинать с лёгкого для тебя предмета.
- намного быстрее сделаете умственную работу, если у вас хорошее настроение.
- не совмещать два устных предмета.
- работать в заданном темпе.
- не отвлекаться на постороннее.
- делать физкультминутки между приготовлением разных уроков.
- Каким должно быть рабочее место?
Если место подобрано правильно, вы меньше утомляетесь, не нарушается осанка и не развивается близорукость.
4 станция: «АКТИВНЫЙ ОТДЫХ»
- Ребята, на этой станции вы узнаете, как правильно организовывать активный отдых.
Вы пришли со школы, где сидели на уроках, многие из вас сразу выполняют домашнее задание и опять смотрят телевизор.
Пришёл с работы отец- поиграли с ним в шашки. Мама сказала, что нужно погулять. Пошли гулять, а во дворе взрослые одёргивают: не шумите, не бегайте. Вот и развивается привычка проводить время попусту.
Отдыхать- значит, ничего не делать. Вы, наверное, думаете, что отдыхать- это легко и этому не нужно учиться, а умение отдыхать- это целая наука.
Знаете ли вы, какие бывают виды отдыха?
- самый короткий отдых- это физкультминутка во время урока.
- короткий отдых во время перемены.
- отдых в выходные дни.
- отдых во время каникул, а самый длительный отдых- во время летних каникул.
- Давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Что вы понимаете под словом отдых?
ОТДЫХ- это смена деятельности, снятие утомления за определённый отрезок времени, положительные эмоции. Одним из видов отдыха является полноценный сон.
А вы знаете, сколько нужно детям спать?
Чем моложе человек, тем больше он должен спать. Детям 7-9 лет надо спать 11 часов в сутки, детям 10-11 лет надо спать 10 часов в сутки.
Самое главное- иметь привычку засыпать и вставать в одно и тоже время, даже во время каникул. Почему? Если механические часы заводить в разное время, то они могут быстро сломаться. У каждого человека есть свои биологические часы. Наш организм к ним привыкает, и если что- то начинаем менять в своём режиме, то и биологические часы тоже начинают ломаться, показывать неправильное время. Надо вставать, а вам хочется спать, надо ложиться спать, вам не хочется. Так и заболеть недолго.
(Разучивание подвижных игр для перемен и во дворе.)
5 станция: «ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.»
- Во время путешествия по станциям вы что-то вспомнили, а что- то узнали нового для себя. А итог нашей игры такой:
1. Вставай всегда в хорошем настроении. А чтобы было хорошее настроение, ложись вовремя и с выученными уроками.
2. Не приступай к выполнению уроков сразу после школы. Съешь обед, отдохни, поиграй в мяч, сделай что- ни будь по дому.
3. Не готов уроков, не читай, не работай умственно перед сном.
4. Каждый день уделяй время спорту после подготовки уроков.
5. Работа мозга зависит от работы других частей тела. (9 часов в сутки сидишь, 10 часов- спишь, 5 часов занимайтесь спортом, активным отдыхом).
6. Всегда проветривай помещение, в котором находишься. В душном помещении ты хуже работаешь, хуже отдыхаешь.
Кто умеет правильно отдыхать – тот умеет хорошо работать.
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.
Здоровье нации – главная ценность и необходимое условие прогрессивного её развития. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического и психического, социального благополучия».
По результатам опыта работы я делаю следующие выводы:
При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми в режиме продлённого дня, улучшается умственная работоспособность учащихся, укрепляется здоровье, формируются жизненно важные двигательные навыки и умения, формируются основы здорового образа жизни.
В работе ГПД следует регулярно менять умственную и физическую деятельности. После уроков обязательно выводить учеников во двор школы, давая им возможность отдохнуть на свежем воздухе, восстановить заряд положительной энергии.
Подводя черту под всем выше сказанным можно привести цитату Сократа, которая кратко и ярко выражает всю суть вопроса: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.