Никулица Александр Трофимович
МБОУ СОШ№2 пос. «Правдинский»
Пушкинского района Московской области
Учитель музыки и искусства
Как в условиях современной общедоступной информационной интернет системы сформировать социально адекватную, эмоционально устойчивую, креативную личность школьника
Современная социальная среда развития личности школьника ничего общего не имеет с советским периодом в котором формировались школьники 60-70 годов двадцатого века. Нынешние дети имеют куда больше возможностей для самостоятельного развития благодаря коренной трансформации информационной системы. Интернет, различные гаджеты в виде мобильных телефонов, планшетов и иных новинок научно-технического прогресса прочно вошли в жизнь рядового школьника. Существенно изменилась и методика преподавания в школе. Если раньше учитель был основным информатором в образовательном процессе, то в нынешнее время приоритет отдан школьнику, так он сам в состоянии подготовить необходимый учебный материал, пользуясь интернет ресурсами. Задача учителя – правильно расставить акценты в самостоятельно полученных школьником знаниях.
Казалось бы, все просто идеально. Новый мир познавательных информационных технологий, новые возможности, современные образовательные стандарты. Однако не все так легко как хотелось бы. Интернет ресурсы как известно безграничны, а интерес школьника к информации как нужной, так и ненужной, но интересной для него постоянно растет. Многие сайты таят в себе массу вредоносной информации, действие которой на психику ребенка ничего кроме вреда нанести не может. Каждый родитель это понимает, разумеется волнуется и переживает как бы его чадо вовремя самостоятельного «просвещения» не подцепило какую ни будь гадость. Все это ясно и понятно. Безусловно это проблема не новая, но так же актуальна по сей день. Давайте попробуем разобраться и решить, как можно защитить психику школьника от вредоносной интернет системы.
В первую очередь сразу хочется поставить в известность родителей. Не нужно бояться компьютера и говорить примерно так: «Мой ребенок в компьютере просто профессионал, все знает, а вот я не в состоянии его даже включить, и тем более контролировать сферу интересов своего ребенка». Такое положение вещей недопустимо. В современном образовательном пространстве родитель обязан владеть компьютером на уровне пользователя и быть способным понимать информацию в объеме простейших функций пользования интернетом. Если этого не происходит – родитель как не странно постепенно теряет свой авторитет в глазах школьника, а также утрачивает способность контролировать его действия в интернете и социальных сетях. По сути такой ребенок действительно не защищён. Родитель просто не в состоянии контролировать интересы несовершеннолетнего, а значит вообще не может обеспечить его социальную безопасность.
Именно взрослый сегодня, приобретая своему чаду новинку техники должен в первую очередь научиться самостоятельно ей пользоваться и понимать, как и в каких целях ей будет пользоваться школьник. Сегодня на родителя возлагается ответственность научить ребенка правильно использовать интернет ресурсы. Чем более продвинут взрослый как пользователь, тем выше его авторитет в глазах ребенка. Совместное изучение с первого класса школьной программы, поиск необходимой информации в интернете постепенно формирует в учащемся культуру грамотного пользователя. Ребенок учится использовать компьютер в деловых образовательных целях и родитель в этом вопросе – реальный помощник.
Следующий шаг – научить школьника правильно реагировать на информацию, получаемую из интернет источников. Информационное пространство мировой паутины настолько велико, что ребенок в силу своей впечатлительности собирает все что только можно в свою психику, начиная в дальнейшем «переваривать» порой ненужные сведения. В этом вопросе опять роль родителя имеет огромное значение.
С дошкольного возраста при перовом знакоместе с техникой родитель своим примером учит ребенка правильно ставить цель в работе с аппаратурой, сосредоточившись на главном и не замечая второстепенное. Такой подход позволяет сформировать в культуру пользовательских навыков школьника. Очень важно, чтобы после каждого сеанса самостоятельной работы за компьютером родитель провел беседу: «А что нового ты узнал?» Нередко после правильной работы между родителем и школьником завязывается доверительная беседа, в которой родитель помогает школьнику правильно расставить акценты в полученной информации, что обеспечивает ее четкое и качественное восприятие.
Не менее важным моментом при работе с интернетом является умение дать нравственную оценку полученной информации. Можно или нельзя прочитанное назвать правильным, справедливым и пригодным для пополнения запасов знаний ребенка, выработку моральных ориентиров для подражания? Изучая новостные блоки, статьи, рассматривая фотографии, просматривая различные информационные ролики родитель в процессе общения со своим ребёнком поднимает вопрос общечеловеческих ценностей, норм морали, нравственных установках, позволяя ребенку высказывать свою точку зрения и формировать собственную систему суждений, а это в свою очередь – основа морального иммунитета. Не будет школьник после такой просветительской, а главное доверительной беседы родителя лезть не понятно на какие сайты, искать ответ на вопросы, которые уже заранее рассмотрены в семейном кругу. Интерес к интернет ответам на наболевшие вопросы возникает тогда, когда школьник не получает на них ответов от родных и близких, когда родитель отмахивается от вопросов своего чада, а ребенок со временем вообще перестает их задавать, ведь теперь есть «надёжный» информатор – интернет, форумы, социальные сети, сайты для подростков, созданные не всегда нормальными и порядочными людьми. Моральное падение ребенка происходит в случае если родственники не вникают в жизнь школьника по собственному желанию, либо когда технически не могут проверить сферу интересов своего ребенка, а последний уже ничего не докладывает своим родителям.
Следующий вопрос – компьютерные игры. Помните, что не все что просит ребенок стоит покупать. Прочитайте аннотацию на игру, просмотрите заставку, не менее важны отзывы других пользователей в интернете. Компьютерная игра должна быть понятной, общедоступной, развивающей. Такие игры (например, помогающие повышать словарный запас при изучении иностранного языка, различные интерактивные викторины, кроссворды, ребусы, географические головоломки) существуют и продается, надо лишь найти их, и заинтересовать своего ребенка. Не в коем случае не рекомендуется брать игры, содержащие в себе сцены насилия, крови, убийств. Игры, герои которых напоминают демонов, выходцев из ада. Такие «игры» само собой кроме вреда психики ничего принести не могут. Помните, что оградить от интернета и компьютера нельзя, его наличие, а также формирование пользовательских навыков – норма для нынешней системы образования. Обязанность родителя – быть в курсе всех изменений в системе образовательных требований по части персонального компьютера, и обязательное освоение этих навыков самостоятельно, иначе своих детей вырастите не Вы, это сделают те, кто хорошо знает, чем завлечь в ловушку современного школьника и как сделать так, чтобы он интересовался тем что запретно. Берегите своих детей!!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.