Статья "Практические формы обучения"
Оценка 4.7

Статья "Практические формы обучения"

Оценка 4.7
docx
16.05.2022
Статья "Практические формы обучения"
Практические формы обучения. Статья.docx

ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА».

Е.И.Шамина, мастер производственного обучения

ГБПОУ СО « Балашовский политехнический лицей»

г.Балашов( Россия)

 

Ключевые слова: практические формы обучения; профессиональные компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС); квалификация.

 

Практические формы обучения при освоении программы подготовки профессиональных кадров всегда являлись основными. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда практические профессиональные качества особенно ценятся. Ежегодно вносятся поправки в образовательные стандарты СПО, но доля практических  форм, методов, технологий не уменьшается, а растет. Практико-ориентированное обучение становится преобладающим. Цель его заключается в развитии обучающегося не только с профессиональной точки зрения, но и с позиции развития его личности.

Основу практических форм обучения составляет создание условий, в которых обучающийся имеет возможность и реализовать свой интерес к познанию, сделать познание первичной и осознанной потребностью для самореализации и оптимальной адаптации в обществе.

Сложившаяся негативная тенденция в России на рынке труда в сфере обеспечения квалифицированными кадрами обусловлена  многими факторами: старение населения, сокращение его численности, потребность в специалистах определенной квалификации, неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей  полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ. Работодателям нужны специалисты с опытом работы.

Реализация программы с применением практических форм обучения является одним из путей решения этой проблемы. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых – создает условия для целенаправленного формирования конкурентноспособных будущих рабочих и служащих.

При подготовке специалистов  по профессии «Машинист локомотива» уже на втором курсе обучающиеся погружаются в профессиональную среду взрослых работающих людей, соотнося свои представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, к ним впервые приходит осознание собственной роли в работе по выбранной профессии. Обучающиеся реально, а не виртуально ощущают на себе рабочую обстановку, учатся адаптироваться в профессиональной среде.

Используя технологии модульного обучения в сочетании с практическими формами обучения, осваивая в каждом модуле определенную квалификацию,  обучающимся будет легче выбрать, по какой квалификации они хотели бы  трудоустроиться.  При реализации практических форм обучения на учебной и производственной практике я стараюсь придерживаться принципов целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, принципа продуктивности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, принципа ситуативности и рефлексии. Но реализация этих принципов невозможна без мотивационного обеспечения учебного процесса, сознательности и активности самих обучающихся. При прохождении практики на предприятии у обучающихся формируется и развивается внутренняя мотивация(выбор способа решения проблемы); ощущение собственной компетентности; переживают собственную автономию.

Обучающиеся третьего курса проходя практику в ОАО «РЖД» по квалификации помощник машиниста электровоза приглашаются на официальную подработку в период летних каникул – лучшей практической формы обучения не найти.

Таблица 1. Примеры практических форм обучения.

Формы обучения

В урочное время

Урок учебной практики

Производственная практика

Квалификационный экзамен

Самостоятельная работа

Тренажеры

Управление технологическими процессами

Лабораторно-практические занятия

Во внеурочное время

Дополнительные занятия и консультации

Работа кружков

Олимпиады

Конкурсы профессионального мастерства

КВНы

Професиональные декады

Встречи с представителями предприятий. выпускниками

 

Ежегодно увеличивается количество выпускников, которые после службы в рядах ВС РФ возвращаются работать на ОАО «РЖД». Выпускник 2018 года через два года работы был направлен на повышение квалификации с «Помощника машиниста» на «Машиниста». Выпускник 2019 года – через год. Обучающимся сегодня на 4 курсе ребятам уже предложили расширить свою квалификацию с электровоза на тепловоз. Значит, обучающиеся показывают отличные умения в работе и доказывают правильность своего выбора. Без применения практических форм обучения в процессе освоения профессии достичь этого невозможно. Рекомендую чаще использовать практические формы обучения как в урочное, так и во внеурочное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Методические рекомендации министерства просвещения РФ по практической подготовке в СПО  от 14 апреля 2021 года

2.     Бондаренко Т.Д. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика. Издательство ВГУЭС,2010.- 188с.

Интернет источники

1.      infourok.ru

2.     https://ya.cc/t/AehSOzJC33hDnL

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Реализация программы с применением практических форм обучения является одним из путей решения этой проблемы

Реализация программы с применением практических форм обучения является одним из путей решения этой проблемы

Таблица 1. Примеры практических форм обучения

Таблица 1. Примеры практических форм обучения

1. infourok.ru 2. https :// ya.cc / t / AehSOzJC33hDnL

1. infourok.ru 2. https :// ya.cc / t / AehSOzJC33hDnL
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022