ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА».
Е.И.Шамина, мастер производственного обучения
ГБПОУ СО « Балашовский политехнический лицей»
г.Балашов( Россия)
Ключевые слова: практические формы обучения; профессиональные компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС); квалификация.
Практические формы обучения при освоении программы подготовки профессиональных кадров всегда являлись основными. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда практические профессиональные качества особенно ценятся. Ежегодно вносятся поправки в образовательные стандарты СПО, но доля практических форм, методов, технологий не уменьшается, а растет. Практико-ориентированное обучение становится преобладающим. Цель его заключается в развитии обучающегося не только с профессиональной точки зрения, но и с позиции развития его личности.
Основу практических форм обучения составляет создание условий, в которых обучающийся имеет возможность и реализовать свой интерес к познанию, сделать познание первичной и осознанной потребностью для самореализации и оптимальной адаптации в обществе.
Сложившаяся негативная тенденция в России на рынке труда в сфере обеспечения квалифицированными кадрами обусловлена многими факторами: старение населения, сокращение его численности, потребность в специалистах определенной квалификации, неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ. Работодателям нужны специалисты с опытом работы.
Реализация программы с применением практических форм обучения является одним из путей решения этой проблемы. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых – создает условия для целенаправленного формирования конкурентноспособных будущих рабочих и служащих.
При подготовке специалистов по профессии «Машинист локомотива» уже на втором курсе обучающиеся погружаются в профессиональную среду взрослых работающих людей, соотнося свои представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, к ним впервые приходит осознание собственной роли в работе по выбранной профессии. Обучающиеся реально, а не виртуально ощущают на себе рабочую обстановку, учатся адаптироваться в профессиональной среде.
Используя технологии модульного обучения в сочетании с практическими формами обучения, осваивая в каждом модуле определенную квалификацию, обучающимся будет легче выбрать, по какой квалификации они хотели бы трудоустроиться. При реализации практических форм обучения на учебной и производственной практике я стараюсь придерживаться принципов целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, принципа продуктивности обучения, первичности образовательной продукции обучающегося, принципа ситуативности и рефлексии. Но реализация этих принципов невозможна без мотивационного обеспечения учебного процесса, сознательности и активности самих обучающихся. При прохождении практики на предприятии у обучающихся формируется и развивается внутренняя мотивация(выбор способа решения проблемы); ощущение собственной компетентности; переживают собственную автономию.
Обучающиеся третьего курса проходя практику в ОАО «РЖД» по квалификации помощник машиниста электровоза приглашаются на официальную подработку в период летних каникул – лучшей практической формы обучения не найти.
Таблица 1. Примеры практических форм обучения.
Формы обучения |
|||||||
В урочное время |
Урок учебной практики |
Производственная практика |
Квалификационный экзамен |
Самостоятельная работа |
Тренажеры |
Управление технологическими процессами |
Лабораторно-практические занятия |
Во внеурочное время |
Дополнительные занятия и консультации |
Работа кружков |
Олимпиады |
Конкурсы профессионального мастерства |
КВНы |
Професиональные декады |
Встречи с представителями предприятий. выпускниками |
Ежегодно увеличивается количество выпускников, которые после службы в рядах ВС РФ возвращаются работать на ОАО «РЖД». Выпускник 2018 года через два года работы был направлен на повышение квалификации с «Помощника машиниста» на «Машиниста». Выпускник 2019 года – через год. Обучающимся сегодня на 4 курсе ребятам уже предложили расширить свою квалификацию с электровоза на тепловоз. Значит, обучающиеся показывают отличные умения в работе и доказывают правильность своего выбора. Без применения практических форм обучения в процессе освоения профессии достичь этого невозможно. Рекомендую чаще использовать практические формы обучения как в урочное, так и во внеурочное время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методические рекомендации министерства просвещения РФ по практической подготовке в СПО от 14 апреля 2021 года
2. Бондаренко Т.Д. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика. Издательство ВГУЭС,2010.- 188с.
Интернет источники
1. infourok.ru
2. https://ya.cc/t/AehSOzJC33hDnL
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.