СТАТЬЯ «ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ».

  • docx
  • 14.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТАТЬЯ «ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО -.docx

АВТОР:         АБДУЛМАНАФОВА ГЮЗЕЛЬАГА СУЛТАНОВНА, МЕТОДИСТ.

 

НАЗВАНИЕ  СТАТЬИ   «ПРИМЕНЕНИЕ  ЛИЧНОСТНО  -

                                             ОРИЕНТИРОВАННЫХ   ТЕХНОЛОГИЙ  ОБУЧЕНИЯ

                                              В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ».

 

 Педагогические технологии   - это совокупность методов, приемов педагогического взаимодействия, создающих условия  развития  педагогического  процесса и предполагающих определенный  результат.

 В век   компьютеров,  нанотехнологий, постиндустриальную эпоху актуальной  ста­новится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, осознанно оценивать свою деятельность.

Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности - залог не только ре­зультативности обучения, но и более высокого уровня интеллекту­ального развития, формирования когнитивных  интересов и роста профессионализма будущих специалистов.

 В учебном процессе средних специальных учебных заведений в ряду различных противоречий одним из главных является то, что  студент, выбрав себе специ­альность,  пре­небрегает им, стараясь сдать экзамен с помощью шпаргалки, избега­ет выполнения всех предписанных заданий.

Как нужно организовать учебный процесс, чтобы сформиро­вать у студентов активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жиз­ненного и профессионального самоопределения студентов? Какие технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие?  Работая над этими вопросами, ученые предлагают использовать  личностно - ориентированные технологии обучения в средней профессиональной школе с целью формирования  активности  личности в учебном процессе.  Поэтому разработка лич­ностно - ориентированной технологии обучения в условиях среднего профессионального образования предполагает следующие основ­ные отличия:

1) студенты по своим возрастным особенностям (преимущест­венно от 16 до 23 лет) относятся к периоду ранней юности;

2) это молодые люди, которые сде­лали выбор профессионального учебного заведения и прошли первую ступень профессионального самоопределения;

Главной  целью личностно - ориентированной технологии обучения является развитие активности  студентов  в  учебном процессе.

Применение в учеб­ной деятельности таких методов обучения, как:  анализ производ­ственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры, творческие сочинения и др., всегда ставит студентов  в условия, когда они должны опираться на свои знания, действовать не по  алгоритму, а в каждом случае искать новый подход к решению проблемы. Все это, несомненно, требует от студента проявления активности.

Работая по личностно - ориентированной технологии, при проведении гуманитарных и математических дисциплин   большое внимание уделяем активизации познавательной, мыслительной деятельности в учебном процессе.        

Существенным условием учебно-познава­тельной активности является утверждение собственных позиций в проблемных ситуациях.

При применении  личностно - ориентированной технологии обу­чения  учитывается избирательная активность («субъектная избиратель­ность») учащегося, проявляющаяся в выборе:

а)   содержания, ви­дов и форм предметного материала;

б) рациональных приемов выполнения учебных действий, их использование по соб­ственной инициативе, что  обеспечивает  быстроту, легкость, прочность, продуктивность усвоения.

Используя  технологию личностно - ориентированного обуче­ния,  мы выделяем  для изучения  следующие группы методов:

-опережаю­щая домашняя работа;

-побуждение к рефлексии - самоана­лизу  учебной  деятельности;

-выявлению соб­ственных затруднений и ошибок;

-психологическая поддержка в самоопределении.

Используя  личностно-ориентированные технологии, преподаватели на занятиях  специальных дисциплин, гуманитарных и естественно-математических дисциплин  предоставляют студентам:

- разнообразие  форм учебных занятий и контроля;

-методов и приемов  обучения, которые способствуют формированию профессиональной готовности, владению системой знаний и умений, используя их твор­чески в профессиональной деятельности и само­образовании;

-квалифицированно и независимо решать профессио­нальные задачи;

-видеть, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения;

-самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность;

-ориенти­роваться в многообразии учебных программ, пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные;

-осуществлять саморефлексию для дальнейшего профессионально­го, творческого роста и социализации личности.

При  проведении занятий студентам может быть предоставлена свобода выбора  содер­жания:

·                   учебных дисциплин, взаимозаменяемых тем, разделов, во­просов, учебной и дополнительной литературы;

·                   форм учебных занятий (лекции, диалоговая лекция, лекция с элементами беседы);

·                   семинар, семинарско-практическое занятие, коллоквиум;

·                   экскур­сии, диспуты, деловые или философские игры ит.д.;

·                   методов обучения (творческие задания, монологические, диалогические, письменные ответы, работа в микрогруппах, написание рефератов, сочинении-эссе ит.д.);

·                   форм промежуточного (дифференцированный зачет­, экзамен) и рубежного  (портфолио, семинары, тестирование) контроля.

При задании по выбору преподаватели самостоятельно разработывают технологию обучения с учетом специфики предмета и особенностей контингента и определяют ее эффективность на ос­нове наблюдений, бесед со студентами, рефлексии, анкетирова­ния, контрольных заданий.

  Свобода выбора не предполагает дилеммы между «делать» или «не делать», это возможность выбрать наиболее лич­ностно значимые и существенные для студента в данный отрезок времени способы учебной работы, ситуации, в которых могут быть реализованы их способности и возможности, личностный опыт, достигнутые наиболее высокие результаты учебной деятель­ности, профессиональной подготовки и развития активности, са­мостоятельности, инициативности, творчества.

 Во время наблюдений за работой студентов, преподаватель  учиты­вает эмоциональную реакцию на предложенные задания:

-охотно выполняют, неохотно, спокойно воспринимают или негативно, или эмоционально положительно;

-степень подготовленности к выбору (растерянность, непонимание, большое количество во­просов, спокойствие, выдержка, понимание и т. д.) и уровень са­мостоятельности при выборе (полная или нацеливание извне);

-степень познавательной и волевой активности (интерес, возник­новение познавательных вопросов, стремление высказать свое мнение, участвовать в дискуссии, выбор более сложных заданий, доведение до конца взятой на себя задачи, желание отличиться, получить положительную оценку преподавателя и т. д.);

-степень активности каждого на фоне группы.

Во время беседы со студентами  преподаватели  определяют от­ношение студентов к содержанию курса:

-есть ли интерес; если нет, то в чем причина;

-отношение к методам и приемам по пре­доставлению свободы выбора (положительное, отрицательное, непонимание, безразличие), включая их осознанность;

-настрое­ние на предмет и конкретную тему или задание (радостное, без­различное, чувство страха, неуверенности, спокойное состояние и его причины);

-трудности, которые испытывают студенты при изучении (в терминологии, в фактическом объеме материала, в способности перенести на современную действительность и на себя лично) и при выборе предлагаемых методов и приемов, от­ношение к выбору форм и системе промежуточного, рубежного и итогового контроля.

Во время заданий по рефлексии студентами собственной дея­тельности преподаватели устанавливают, совпадает ли оценка студентом своей подготовленности с результатами работы, каковы уровень его самооценки (адекватный, завышен, занижен) и степень самокритичности (имеет место, отсутствует, осуществля­ется при поддержке преподавателя или других участников учебного процесса).

На основе наблюдений, бесед и рефлексии преподаватель делает вывод об эффективности выбранных методов и прие­мов обучения:

-эффективны - неэффективны (имеет учебный, дидактический результат);

-удачны - неудачны (нуждаются в коррективах, не понятны студентам, не принимаются ими).

Преподаватель решает для себя, применять или не применять выбранные методы, и если применять, то нужно ли вносить кор­рективы и какие.

Наблюдения за изменением активности студентов в связи с предоставлением свободы выбора желательно проводить систе­матически, результаты фиксировать на основе вопросов, заданий рефлексивного характера, проявлений в поведении, контрольных срезов знаний и умений.

Личностно ориентированный подход предполагает изучение и учет личностного опыта студентов, восприятие обучаемого как субъекта обучения, а не как объекта; стремление установить дове­рительно-уважительную атмосферу занятий. Для изучения лич­ностного (субъектного) опыта можно использовать такие приемы, как наблюдения, индивидуальные беседы, анкетирование, тести­рование. Они  помогают преподавателю определить запас знаний, представлений, предпочтений каждого студента, его возможности в осуществлении учебной деятельности, эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы).

Использую личностно - ориентированные технологии обуче­ния преподаватели  тактичны со студентами. Они  знают:

·                    теоретические и методологические основы личностно -ориентированного обуче­ния,

·                   учитывают психологические и возрастные особенности от­дельных студентов и группы в целом;

·                   создают возможности для самореализации студентов на основе их мотиваций;

·                    умеют быстро и гибко перестраиваться в процессе учебной деятельно­сти;

·                   выявляют и показывают духовную и практическую ценность изучаемого материала, его общеинтеллектуальную, нравствен­ную, эстетическую, мировоззренческую значимость.

    Для реали­зации технологии обучения, предусматривающей предоставление свободы выбора в учебном процессе, преподаватели  предварительно  анализируют учебный план с целью возможности ведения вариативных предметов; содержание преподаваемых курсов с целью определения тем, разделов, которые допускают разные варианты их изучения, и особо - выделения тем для самостоятельного изучения; устанавливают наличие обязательной и дополнительной литера­туры для организации семинарско-практических занятий, подго­товки докладов, выступлений, написания рефератов, выполнения творческих заданий;  разрабатывают учебно-методические рекомендации  по органи­зации усвоения знаний и формированию общеучебных умений и навыков; разноуровневые и разновариантные задания по темам, выносимым на семинары, практические занятия, коллоквиумы; задания творческого характера по темам, которые связаны с жизненными ситуациями, с личностным опытом студента.

Самостоятельная работа на опережающей основе - это такое по­строение учебного процесса, при котором программный матери­ал, подлежащий изучению в будущем, вводится в учебное занятие в данный момент.

 Опережающая самостоятельная работа активизирует познава­тельную деятельность студентов, формирует у них активность в учебном процессе, интенсифицирует и индивидуализирует учеб­ный труд.

 Самостоятельная работа студентов на опережающей основе может осуществляться на любом курсе обучения практически по всем учебным дисциплинам и применяться в нескольких формах.

1.     Опережающие задания практического характера.

Студентам предлагают до начала изучения новой темы провести

наблюдения на практике, т. е. теоретические знания лекций предваряются опережающими заданиями-наблюдениями. Например,  студенты на уроках математики, используя теоретический материал, решают задачи, которые дают возможность студентам почувствовать затруднения, заставляют их более осоз­нанно относиться к изучению теоретического материала.

2.Опережающая работа теоретического характера. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал отдельных тем курса, или отдельных вопросов, или даже дополнительной лите­ратуры, не предусмотренной обязательными домашними задания­ми, причем до изучения теоретического материала темы.

Такими заданиями могут быть, например, подготовка сообщений о новой теме,  о дополнительной информации по теме.

Используя в практике метод опережающей самостоятельной работы, следует учитывать некоторые особенности:

·                   студенты первых курсов, психологически не готовые к са­мостоятельной учебной деятельности и не приобретшие еще об­щенаучные умения и познания, не всегда получают желаемый результат при выполнении практического задания опережающе­го характера. Однако психологическая поддержка преподавате­ля, искренний интерес к достигнутому результату усиливают личный интерес  студента к самостоятельной работе;

·                   опережающая самостоятельная работа теоретического харак­тера успешна и эффективна только тогда, когда студентам доступна необходимая литература; не следует давать задания, если студенты не могут свободно работать с источниками, это вызывает у них чувство неудовлетворенности, неполноценности и нежелание брать­ся за невыполнимую работу;

·                   любое практическое задание, носящее опережающий харак­тер должно быть выполнено не один раз, чтобы избежать закреп­ления возникших ошибок, поэтому на анализ и повторные прак­тические выполнения заданий необходимо иметь резерв рабочего времени.

Использование в практике метода опережающей самостоятель­ной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические ра­боты проблемнее, интереснее, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность студентов, сформировать устойчивую положительную мотивацию учения.