АВТОР: АБДУЛМАНАФОВА ГЮЗЕЛЬАГА СУЛТАНОВНА, МЕТОДИСТ.
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ «ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО -
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ».
Педагогические технологии - это совокупность методов, приемов педагогического взаимодействия, создающих условия развития педагогического процесса и предполагающих определенный результат.
В век компьютеров, нанотехнологий, постиндустриальную эпоху актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, осознанно оценивать свою деятельность.
Принятие на себя студентом роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности - залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования когнитивных интересов и роста профессионализма будущих специалистов.
В учебном процессе средних специальных учебных заведений в ряду различных противоречий одним из главных является то, что студент, выбрав себе специальность, пренебрегает им, стараясь сдать экзамен с помощью шпаргалки, избегает выполнения всех предписанных заданий.
Как нужно организовать учебный процесс, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения студентов? Какие технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие? Работая над этими вопросами, ученые предлагают использовать личностно - ориентированные технологии обучения в средней профессиональной школе с целью формирования активности личности в учебном процессе. Поэтому разработка личностно - ориентированной технологии обучения в условиях среднего профессионального образования предполагает следующие основные отличия:
1) студенты по своим возрастным особенностям (преимущественно от 16 до 23 лет) относятся к периоду ранней юности;
2) это молодые люди, которые сделали выбор профессионального учебного заведения и прошли первую ступень профессионального самоопределения;
Главной целью личностно - ориентированной технологии обучения является развитие активности студентов в учебном процессе.
Применение в учебной деятельности таких методов обучения, как: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры, творческие сочинения и др., всегда ставит студентов в условия, когда они должны опираться на свои знания, действовать не по алгоритму, а в каждом случае искать новый подход к решению проблемы. Все это, несомненно, требует от студента проявления активности.
Работая по личностно - ориентированной технологии, при проведении гуманитарных и математических дисциплин большое внимание уделяем активизации познавательной, мыслительной деятельности в учебном процессе.
Существенным условием учебно-познавательной активности является утверждение собственных позиций в проблемных ситуациях.
При применении личностно - ориентированной технологии обучения учитывается избирательная активность («субъектная избирательность») учащегося, проявляющаяся в выборе:
а) содержания, видов и форм предметного материала;
б) рациональных приемов выполнения учебных действий, их использование по собственной инициативе, что обеспечивает быстроту, легкость, прочность, продуктивность усвоения.
Используя технологию личностно - ориентированного обучения, мы выделяем для изучения следующие группы методов:
-опережающая домашняя работа;
-побуждение к рефлексии - самоанализу учебной деятельности;
-выявлению собственных затруднений и ошибок;
-психологическая поддержка в самоопределении.
Используя личностно-ориентированные технологии, преподаватели на занятиях специальных дисциплин, гуманитарных и естественно-математических дисциплин предоставляют студентам:
- разнообразие форм учебных занятий и контроля;
-методов и приемов обучения, которые способствуют формированию профессиональной готовности, владению системой знаний и умений, используя их творчески в профессиональной деятельности и самообразовании;
-квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи;
-видеть, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения;
-самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность;
-ориентироваться в многообразии учебных программ, пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные;
-осуществлять саморефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.
При проведении занятий студентам может быть предоставлена свобода выбора содержания:
· учебных дисциплин, взаимозаменяемых тем, разделов, вопросов, учебной и дополнительной литературы;
· форм учебных занятий (лекции, диалоговая лекция, лекция с элементами беседы);
· семинар, семинарско-практическое занятие, коллоквиум;
· экскурсии, диспуты, деловые или философские игры ит.д.;
· методов обучения (творческие задания, монологические, диалогические, письменные ответы, работа в микрогруппах, написание рефератов, сочинении-эссе ит.д.);
· форм промежуточного (дифференцированный зачет, экзамен) и рубежного (портфолио, семинары, тестирование) контроля.
При задании по выбору преподаватели самостоятельно разработывают технологию обучения с учетом специфики предмета и особенностей контингента и определяют ее эффективность на основе наблюдений, бесед со студентами, рефлексии, анкетирования, контрольных заданий.
Свобода выбора не предполагает дилеммы между «делать» или «не делать», это возможность выбрать наиболее личностно значимые и существенные для студента в данный отрезок времени способы учебной работы, ситуации, в которых могут быть реализованы их способности и возможности, личностный опыт, достигнутые наиболее высокие результаты учебной деятельности, профессиональной подготовки и развития активности, самостоятельности, инициативности, творчества.
Во время наблюдений за работой студентов, преподаватель учитывает эмоциональную реакцию на предложенные задания:
-охотно выполняют, неохотно, спокойно воспринимают или негативно, или эмоционально положительно;
-степень подготовленности к выбору (растерянность, непонимание, большое количество вопросов, спокойствие, выдержка, понимание и т. д.) и уровень самостоятельности при выборе (полная или нацеливание извне);
-степень познавательной и волевой активности (интерес, возникновение познавательных вопросов, стремление высказать свое мнение, участвовать в дискуссии, выбор более сложных заданий, доведение до конца взятой на себя задачи, желание отличиться, получить положительную оценку преподавателя и т. д.);
-степень активности каждого на фоне группы.
Во время беседы со студентами преподаватели определяют отношение студентов к содержанию курса:
-есть ли интерес; если нет, то в чем причина;
-отношение к методам и приемам по предоставлению свободы выбора (положительное, отрицательное, непонимание, безразличие), включая их осознанность;
-настроение на предмет и конкретную тему или задание (радостное, безразличное, чувство страха, неуверенности, спокойное состояние и его причины);
-трудности, которые испытывают студенты при изучении (в терминологии, в фактическом объеме материала, в способности перенести на современную действительность и на себя лично) и при выборе предлагаемых методов и приемов, отношение к выбору форм и системе промежуточного, рубежного и итогового контроля.
Во время заданий по рефлексии студентами собственной деятельности преподаватели устанавливают, совпадает ли оценка студентом своей подготовленности с результатами работы, каковы уровень его самооценки (адекватный, завышен, занижен) и степень самокритичности (имеет место, отсутствует, осуществляется при поддержке преподавателя или других участников учебного процесса).
На основе наблюдений, бесед и рефлексии преподаватель делает вывод об эффективности выбранных методов и приемов обучения:
-эффективны - неэффективны (имеет учебный, дидактический результат);
-удачны - неудачны (нуждаются в коррективах, не понятны студентам, не принимаются ими).
Преподаватель решает для себя, применять или не применять выбранные методы, и если применять, то нужно ли вносить коррективы и какие.
Наблюдения за изменением активности студентов в связи с предоставлением свободы выбора желательно проводить систематически, результаты фиксировать на основе вопросов, заданий рефлексивного характера, проявлений в поведении, контрольных срезов знаний и умений.
Личностно ориентированный подход предполагает изучение и учет личностного опыта студентов, восприятие обучаемого как субъекта обучения, а не как объекта; стремление установить доверительно-уважительную атмосферу занятий. Для изучения личностного (субъектного) опыта можно использовать такие приемы, как наблюдения, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование. Они помогают преподавателю определить запас знаний, представлений, предпочтений каждого студента, его возможности в осуществлении учебной деятельности, эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы).
Использую личностно - ориентированные технологии обучения преподаватели тактичны со студентами. Они знают:
· теоретические и методологические основы личностно -ориентированного обучения,
· учитывают психологические и возрастные особенности отдельных студентов и группы в целом;
· создают возможности для самореализации студентов на основе их мотиваций;
· умеют быстро и гибко перестраиваться в процессе учебной деятельности;
· выявляют и показывают духовную и практическую ценность изучаемого материала, его общеинтеллектуальную, нравственную, эстетическую, мировоззренческую значимость.
Для реализации технологии обучения, предусматривающей предоставление свободы выбора в учебном процессе, преподаватели предварительно анализируют учебный план с целью возможности ведения вариативных предметов; содержание преподаваемых курсов с целью определения тем, разделов, которые допускают разные варианты их изучения, и особо - выделения тем для самостоятельного изучения; устанавливают наличие обязательной и дополнительной литературы для организации семинарско-практических занятий, подготовки докладов, выступлений, написания рефератов, выполнения творческих заданий; разрабатывают учебно-методические рекомендации по организации усвоения знаний и формированию общеучебных умений и навыков; разноуровневые и разновариантные задания по темам, выносимым на семинары, практические занятия, коллоквиумы; задания творческого характера по темам, которые связаны с жизненными ситуациями, с личностным опытом студента.
Самостоятельная работа на опережающей основе - это такое построение учебного процесса, при котором программный материал, подлежащий изучению в будущем, вводится в учебное занятие в данный момент.
Опережающая самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность студентов, формирует у них активность в учебном процессе, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд.
Самостоятельная работа студентов на опережающей основе может осуществляться на любом курсе обучения практически по всем учебным дисциплинам и применяться в нескольких формах.
1. Опережающие задания практического характера.
Студентам предлагают до начала изучения новой темы провести
наблюдения на практике, т. е. теоретические знания лекций предваряются опережающими заданиями-наблюдениями. Например, студенты на уроках математики, используя теоретический материал, решают задачи, которые дают возможность студентам почувствовать затруднения, заставляют их более осознанно относиться к изучению теоретического материала.
2.Опережающая работа теоретического характера. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал отдельных тем курса, или отдельных вопросов, или даже дополнительной литературы, не предусмотренной обязательными домашними заданиями, причем до изучения теоретического материала темы.
Такими заданиями могут быть, например, подготовка сообщений о новой теме, о дополнительной информации по теме.
Используя в практике метод опережающей самостоятельной работы, следует учитывать некоторые особенности:
· студенты первых курсов, психологически не готовые к самостоятельной учебной деятельности и не приобретшие еще общенаучные умения и познания, не всегда получают желаемый результат при выполнении практического задания опережающего характера. Однако психологическая поддержка преподавателя, искренний интерес к достигнутому результату усиливают личный интерес студента к самостоятельной работе;
· опережающая самостоятельная работа теоретического характера успешна и эффективна только тогда, когда студентам доступна необходимая литература; не следует давать задания, если студенты не могут свободно работать с источниками, это вызывает у них чувство неудовлетворенности, неполноценности и нежелание браться за невыполнимую работу;
· любое практическое задание, носящее опережающий характер должно быть выполнено не один раз, чтобы избежать закрепления возникших ошибок, поэтому на анализ и повторные практические выполнения заданий необходимо иметь резерв рабочего времени.
Использование в практике метода опережающей самостоятельной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические работы проблемнее, интереснее, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность студентов, сформировать устойчивую положительную мотивацию учения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.