Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)»
Оценка 5

Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)»

Оценка 5
Особые потребности
docx
другое
3 кл—5 кл
07.02.2021
Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)»
DTT (Discrete Trial Training) - методика обучения дискретными пробами или отдельными блоками - была разработана Иваром Ловаасом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и сейчас широко применяется практиками прикладного анализа поведения.
статья овз.docx

 Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)»

 Коррекционное образование

На сегодняшний момент методы экспериментально решили опробовать и применить для обучения детей с ОВЗ (особый ребенок), интегрируя эти методы в урок по развитию речи. Данные методы положительно себя зарекомендовали для большинства детей с ОВЗ и дают хорошую результативность на уроках. Методом отдельных блоков можно обучать разным навыкам.

Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)

DTT (Discrete Trial Training) - методика обучения дискретными пробами или отдельными блоками - была разработана Иваром Ловаасом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и сейчас широко применяется практиками прикладного анализа поведения. На сегодняшний момент методы экспериментально решили опробовать и применить  для обучения детей с ОВЗ (особый ребенок), интегрируя эти методы в урок по развитию речи. Данные методы положительно себя зарекомендовали для большинства детей с ОВЗ и дают  хорошую результативность на уроках.

У данных  методик есть своя несложная терминология. Например, то, что кладется перед учеником (это может быть карточка с изображением или вещь), называется «стимул». Слова, которыми учитель приглашает ученика к действию, называются «инструкция». Само действие ученика называется «реакция». А то, чему ученик обучается – это «навык».

Методом отдельных блоков можно обучать разным навыкам. Можно учить наименовывать (тогда инструкция будет звучать как «Это…?», «Что это?» и т.п.). Это, в частности, способствует увеличению активного словарного запаса. Можно учить распознавать стимул среди нескольких (тогда инструкция будет звучать как («Где?» «Покажи…» «Дотронься до…» и т.п.). Ученик сканирует несколько изображений (предметов), выбирает затребованное (например, указывает пальцем), вполне себе полезный навык, способствует сосредоточенности, и пассивный словарный запас тоже пополняется.

У этого метода (и в целом у всех обучающих методик прикладного анализа поведения) есть обязательные условия. Среди них – непременное поощрение каждой верной реакции. И подсказки, которые не дают ученику оставаться в плену своих ошибок, помогают ему чаще отвечать правильно, и таким образом создают атмосферу успешности и способствуют быстрому продвижению в освоении навыка.

Педагоги самостоятельно выбирают поощрения для своих детей, зная и понимая их потребности,  и как повлияет данное поощрение на дальнейшее состояние ребенка. Поощрения могут быть прямыми (например, конфета, печенье, шоколадка  в награду за каждую верную реакцию) либо -  «генерализованные» поощрения. Это 10 ярких магнитиков. За каждую верную реакцию на металлическую полоску со щелканьем ставился очередной магнитик. Когда они набирались все, «сессия» (тоже термин) считалась оконченной, и ребенок получал перерыв, в который мы занимались с ним мотивационной деятельностью. Поощрения должны со временем уменьшаться и  постепенно увеличивать  время занятий до перерыва (теперь за каждые 10 магнитиков  получаем  «звездочку», и ребенок получает доступ к мотивационной деятельности, набрав 3 звездочки).

А называется он «Метод отдельных блоков», потому что обучение происходит в виде отдельных трехфакторных блоков: Инструкция – Реакция – Последствие (поощрение или коррекция ошибки), и между блоками следует делать очень короткий, но отчетливый передых. В такой технике с ребенком  мы занимались в быстром темпе, паузу между блоками заполняло щелканье магнитика.

***

За три четверти этого учебного года ученик  научился  наименовывать 17 карточек «Что растет в саду?», 17 карточек с птицами и узнавать (указывать) 17 карточек «Чудеса древнего мира».

Поскольку наименовывать – это вербальный навык, то и подсказка была вербальной. Когда ученик  затруднялся  назвать, что за фрукт-ягода перед ней, он  получал полную вербальную подсказку: «Смородина». С облегчением повторял: «Смородина», еще раз получал  инструкцию: «Что это?», отвечал самостоятельно «Смородина» и получал магнитик. Чтобы не выработалось зависимости от подсказок, их следует редуцировать. Причем, как можно раньше и побыстрее. Вербальные подсказки на начальном этапе редуцируются «от наибольшей – к наименьшей». То есть при следующем затруднении подсказка уже звучит как «Смороди…». Потом «Сморо…», потом «Смо…», потом «См…». Произносить надо негромко и монотонно, как будто это ее собственные мысли, в противном случае, ученик  не говорил после подсказки «Смородина», а с удовольствием доканчивал «…на». На продвинутом этапе подсказки становятся уже «от наименьшей – к наибольшей», и при затруднении я сначала слегка «подталкивала» ученика: «См…», если не вспоминал, тогда «Смо…», и на каком-то этапе он обязательно вспоминал и произносил «Смородина», получал  повторную инструкцию, отвечал верно без подсказки и получал магнитик. Этот вид подсказки (от наименьшей к наибольшей) знаком большинству из нас по совместному заучиванию стихов, к примеру («Мой дя…», «Мой дядя…», «Мой дядя са…»).

Когда учились указывать на карточки, использовали т.н. «жестовую подсказку». Я показывала ученику  пальцем на карточку, которую ученик  затруднялсь идентифицировать. Редукция подсказки была в продолжительности жеста. Если первый раз держала палец на карточке 5 секунд, чтобы убедиться, что ученик  увидел и запомнил расположение «целевого стимула» (тоже термин), то постепенно подсказка становилась мимолетной, не дольше 1 секунды.

***

А теперь о самой методике.

Она состоит из 3 этапов.

  1. Этап одиночного стимула.

Перед учеником выкладывается 1 (одна) карточка с изображением целевого стимула. Дается инструкция: «Где Стоунхендж?». Этап завершается, когда происходит первая верная самостоятельная реакция. В случае с моим учеником  – это после первого же раза. Но, напоминаю, что метод был разработан для работы с аутистичными детьми, у которых может просто отсутствовать реакция на инструкцию.

  1. Добавление «дистракторов».

При переходе на 2 этап рядом с карточкой с изображением целевого стимула кладется дистрактор (отвлекающий стимул). Отвлекающий стимул должен очень сильно отличаться от целевого. Я клала перевернутую лицом вниз другую карточку из набора. Дается инструкция «Что это?». При правильном ответе карточки меняются местами, и инструкция повторяется. При правильном ответе добавляется еще один дистрактор, и инструкция повторяется еще три раза с ротацией карточек в непредсказуемом порядке. Дети с расстройствами аутистического спектра могут показать на дистрактор, и с ними проводится процедура коррекции ошибки с использованием подсказки, описанная выше. Первые два набора мы учились по классической схеме, а потом я решила усложнить  задачу, и, когда мы приступили к изучению памятников («Чудеса Древнего мира»), стала использовать для дистракторов не перевернутые нейтральные карточки, а карточки с изображениями еще не изученных памятников. И в результате качество приобретенного навыка оказалось значительно хуже, чем у первых двух наборов. Ученик  часто ошибается, критерия овладения навыком (80% правильных реакций) мы еще не достигли, хотя показывать пальцем проще, чем наименовывать.

По завершении 2 этапов с одним стимулом, эти же этапы проводятся еще с 2 стимулами, и потом совершается переход на 3 этап.

  1. Этап свободной ротации.

На этом этапе перед учеником выкладываются три изученных стимула, и по ним выполняются инструкции (или показать на карточку и спросить: «Что это?», или спросить: «Где…?»). При верном ответе производится ротация карточек в произвольном порядке, и вопрос задается еще несколько раз про разные стимулы, тоже в произвольном порядке.

При ошибке производится процедура коррекции ошибки, описанная выше.

По окончании сессии предоставляется поощрение.

Потом этапы повторяются с другими стимулами в наборе. Потом уже нужно задавать вопросы, выложив перед учеником по 6-8 символов. Критерием приобретения навыка считается 80% правильных ответов 3 дня подряд. Желательно через 1,5-2 месяца вернуться к набору и проверить, не утерялся ли приобретенный навык.

Таким образом, идя по четкому алгоритму, используя подсказки и предоставляя поощрения, можно выучить с учеником много различных слов и понятий, причем эти знания приобретаются незаметно и легко, и остаются надолго.

***

Приложение.

Списки «целевых стимулов»

Что растет в саду?

Птицы

Чудеса Древнего мира

1.Аджанта

 

  1. Венера Милосская
  2. Колизей
  3. Рисунки Наски
  1. Александрийская библиотека
  1. Висячие сады Семирамиды
  2. Колосс Родосский
  3. Статуя Зевса в Олимпии
  1. Александрийский маяк
  1. Египетские пирамиды
  2. Мавзолей в Галикарнасе
  3. Стоунхендж
  4. Аполлон Бельведерский
  5. Карнакский храм
  6. Петра
  7. Сфинкс
  1. Храм Артемиды в Эфесе

 

Скачано с www.znanio.ru

Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с

Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с

А называется он «Метод отдельных блоков», потому что обучение происходит в виде отдельных трехфакторных блоков:

А называется он «Метод отдельных блоков», потому что обучение происходит в виде отдельных трехфакторных блоков:

Дается инструкция «Что это?». При правильном ответе карточки меняются местами, и инструкция повторяется

Дается инструкция «Что это?». При правильном ответе карточки меняются местами, и инструкция повторяется

Венера Милосская Колизей

Венера Милосская Колизей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021