Статья Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность» на основе соционики - «Типология Майерс-Бриггс: MBTI»
Оценка 5

Статья Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность» на основе соционики - «Типология Майерс-Бриггс: MBTI»

Оценка 5
docx
30.05.2023
Статья Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность» на основе соционики - «Типология Майерс-Бриггс: MBTI»
статья инновационная организация-22.docx

Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность»

на основе соционики - «Типология Майерс-Бриггс: MBTI»

Одно из самых важных решений, принимаемых человеком в своей жизни - это выбор профессии и дальнейшего карьерного пути, который в большинстве случаев и определяет качество жизни. К сожалению, зачастую такой выбор происходит необдуманно, интуитивно или же под влиянием близких людей.

В настоящее время молодёжь всё больше ориентирована на психологический комфорт, саморазвитие и осознанность. Для них важна внутренняя предрасположенность к будущей профессии. При этом система среднего образования устроена так, что «чаще всего школа предлагает в основном готовые решения, в связи с чем у ученика формируется привычка получения готового продукта в области знания. Этим и обусловлена растерянность подростка, когда перед ним вдруг встает такой важный вопрос профессионального самоопределения» [2].

По этой причине в последнее время остро стоит вопрос профессионального ориентирования школьников и абитуриентов. С одной стороны проходит множество мероприятий в каждом учебном заведении по дню открытых дверей, специалисты ССУЗов и ВУЗов проводят профориентационные мероприятия в школах. Но насколько школьник 14-17 лет может осознать значимость представленной профессии, понимает ли он требования, предъявляемые к ней? Результаты опросов студентов разных курсов (диаграмма 1)  показывают, что большинство из них не довольны своим выбором и делали его под влиянием тех или иных факторов, не осознавая до конца сложность выбранной профессии.

Диаграмма 1.

 

Такая неутешительная картина становится мотиватором необходимости пересмотра методов профессионального ориентирования, инициирования расширения спектра форм организации профориентационной работы. 

Для определения методов работы в этом направлении проаналированы данные Mediascope, которые показывают, что в апреле 2022 интернетом в России пользовалось 80% населения в возрасте старше 12 лет или 97,5 млн человек (данные по аудитории интернета исследовательская компания представила на форуме РИФ 2022).Среди возрастной категории 12-17 лет время проведения в интернет в среднем достигает 6 часов в день, при этом больше половины этого времени подростки проводят в социальных сетях. Именно в это время у детей формируется круг интересов, влияющий на становление предрасположенности к определенному роду деятельности, следовательно, большое влияние на подростков оказывают социальные сети, компьютерные игры и различные информационные порталы. Это приводит к необходимости создания новых подходов к организации образовательного пространства и, в частности, объясняет эффективность использования инновационных технологий в процессе профессионального самоопределения. [1]

Последствиями неправильно сделанного выбора специальности могут стать низкий творческий потенциал, отсутствие мотивации к обучению, психологическая неготовность воспринимать материал спецдисциплин из-за отсутствия заинтересованности, что впоследствии приводит к постепенному угасанию интереса к процессу обучения, к снижению успеваемости, и в крайних случаях отчислению.

При этом в распоряжении приёмной комиссии нет действенных инструментов самоопределения абитуриентов. В этой связи принято решение о создании проекта по адаптации интерактивного тестирования «Выбери специальность» на основе «Типологии Майерс-Бриггс: MBTI».

Как известно, аналог соционики в США – типология Майерс-Бриггс, которую часто кратко называют MBTI по названию теста-опросника Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) - на сегодня это официально признанный тест и научное направление в психологии.

Тест MBTI принципиально не противоречит соционической теории в части базиса Юнга. При этом, тест MBTI подкреплен значительным количеством международных исследований, подтверждающих как его научную значимость, так и достоверное подтверждение идеи четырех дихотомий и 16 типов.

Ориентируясь на трактовку основных и теневых функций, специальности колледжа были распределены на типы MBTI: Вдохновители: INFJ (реклама, технология продукции общественного питания, дизайн), Советчики: INFP(дизайн); Прагматики: практические руководители (ESTJ) Коммерция (по отраслям), Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, практические реализаторы: ISTJ экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), исполнители (ISTP) Правоохранительная деятельность), кризисные менеджеры (ESTP) Право и организация социального обеспечения, Право и организация социального обеспечения с освоением профессионального модуля «Таможенное правоведение» (рис.1); гиды: ISFJ помощник(Гостиничный сервис), ESFJ вдохновляющий гид (Туризм). Таким образом, мы создали упрощенную схему типирования, которая позволила абитуриенту самостоятельно пройти тест и сориентироваться в выборе будущей профессии, что позволило сохранить высокий уровень учебной мотивации впоследствии.

В процессе работы над проектом была задействована обучающаяся 1 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» А. Устинова, которая создавала графические скетчи по специальностям колледжа (рис.2) и типам MBTI (рис.3).

Рис.1                                  Рис.2                                       Рис.3

     

 Апробация данного тестирования проходила в группах первого курса. Стоит отметить, что более 80% тех ребят, у которых тип MBTI не совпал с выбранной специальностью, признались, что выбирали будущую профессию по её «перспективам, а не по своему желанию этим заниматься». Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что тест «Выбери специальность» на основе «Типологии Майерс-Бриггс: MBTI» действительно работает.

С учётом проведённого исследования и собранного материала, разработана презентация с автоматическим тестированием и буклет (рис.4). Ссылка на презентацию размещена на официальном сайте, где тест может пройти любой желающий. Буклет используется во время профориентационных мероприятий в школах г.Новосибирска и области, а также во время Дня открытых дверей.

 

 

Рис.4

   

Динамика визитов страницы «Интерактивное тестирование «Выбери специальность» на официальном сайте колледжа и активное прохождение теста в буклете показывают, что данное тестирование пользуется популярностью как среди абитуриентов и школьников, так и среди обучающихся учебного заведения.

Интерес, вызываемый применением интерактивного тестирования на основе «Типологии Майерс-Бриггс: MBTI», становится двигателем не только эффективного обучения, но, и как следствие, появлением конкурентного, востребованного и заинтересованного своей профессией специалиста. Кроме того, данная разработка является важной составляющей актуализации процесса профессионального самоопределения абитуриентов, что входит в приоритетные направления государственной политики в сфере образования.

 

Библиографический список:

1.Дмитриева Т.М., Токарев М.В. Геймификация как один из методов профориентации в дополнительном образовании детей. – Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы научных конференций. 2019. С. 135-137.

2. Нестеренко Е.А., Маркевич Ю.В. Профессиональное самоопределение старшеклассника: как помочь подростку в выборе профессии // В сборнике: Профнавигация молодежи. Сборник материалов III Международной научнопрактической конференции. 2020. С. 102-105.

3. Петрова Е.А., Джафар-Заде Д.А. Применение электронных сервисов в профориентационном консультировании абитуриентов. – Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т.

4. Ligita Zīlīte. Type theory and socionic: are the complementary theories? // The Humanities and Social Science. Turiba University 2014 – 22 стр.

5. MBTI Manual. A Guide to the Development and Use of the MyersBriggs Type Indicator. I.B. Myers, M.H. McCaulley, N.L. Quenk and A.L.Hammer, (3rd ed). Consulting Psychologists Press, Inc. Palo Alto, California, 1998. p. 420.

6. Linda V. Berens, Dario Nardi. Understanding Yourself and Others: An Introduction to the Personality Type Code – USA, Telos publications, 2004.

7. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008. – 568 с.

8. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих отношений. – М.: Алмаз, 2005.

9. Прокофьева Т.Н. Пойди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что... или К философскому осмыслению значения колец и блоков модели А // Соционика, ментология и психология личности. ­ 2006. ­ N3.

10. Изабель Бриггс-Майерс, Питер Майерс. MBTI. У каждого свой дар. (Gifts Differing: Understanding Personality Type) // М.: Бизнес Психологи. 2012

11. Прокофьева Т.Н. Рабочие тетради курса «ТИМ-building®: инструменты самореализации». – М., 2016. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность» на основе соционики - «Типология

Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность» на основе соционики - «Типология

Последствиями неправильно сделанного выбора специальности могут стать низкий творческий потенциал, отсутствие мотивации к обучению, психологическая неготовность воспринимать материал спецдисциплин из-за отсутствия заинтересованности, что впоследствии приводит…

Последствиями неправильно сделанного выбора специальности могут стать низкий творческий потенциал, отсутствие мотивации к обучению, психологическая неготовность воспринимать материал спецдисциплин из-за отсутствия заинтересованности, что впоследствии приводит…

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что тест «Выбери специальность» на основе «Типологии

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что тест «Выбери специальность» на основе «Типологии

MBTI Manual. A Guide to the Development and

MBTI Manual. A Guide to the Development and
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2023